§ 3. Организация расследования преступлений в чрезвычайных условиях

| Правовой портал "Правопорядок" | § 3. Организация расследования преступлений в чрезвычайных условиях |
§ 3. Организация расследования преступлений в чрезвычайных условиях

В зависимости от состава и полномочий следственнооперативных групп принято различать четыреформы организациирасследованияпреступленийв чрезвычайных условиях:
1) задействование обычного порядка организации расследования преступлений с использованием возможностей местных правоохранительных органов;
2) использование сил и средств центральных аппаратовправоохранительных органов;
3) привлечение сил и средств территориальных подразделений правоохранительных органов;
4) создание специальных подразделений оперативного реагирования, имеющих соответствующую организационноштатную структуру,целевоематериальнотехническоеобеспечение и т.п.
Как показывает опыт, наиболее эффективной является четвертая форма организации расследования преступлений, при которой расследованием занимаются специализированные следственные группы, создаваемые, как правило, на базе штатных следственных подразделений оперативного реагирования (спецподразделений), предназначенных для организации и проведения работы в чрезвычайных условиях.

Подобного рода спецподразделения представляют собой штатную структуру центрального подчинения с постоянным высококвалифицированным составом работников, обладающих опытом работы в экстремальных ситуациях, прошедших необходимую подготовку и имеющих соответствующее криминалистическое, материальнотехническое, финансовое обеспечение.
В конце 80х гг. такие подразделения были созданы в системе МВД СССР (130 штатных единиц) и Прокуратуры СССР (120 штатных единиц). В конце 1991 года в результате реорганизации (упразднения) союзных структур правоохранительных органов эти спецподразделения фактически были ликвидированы. В соответствующих структурах правоохранительных органов Российской Федерации аналогичные им подразделения не были созданы. Поэтому в настоящее время на практике применяется так называемая «авральная форма» организации расследования преступлений в чрезвычайных условиях, суть которой состоит в одновременной мобилизации по команде из центра необходимых сил и средств. Их собирают со всех регионов, причем изза хронической нехватки кадров — сразу из нескольких ведомств: Прокуратуры, МВД, ФСБ. При возникновении в какомто регионе очага напряженности территориальные подразделения направляют туда по разнарядке своих ведомств определенное количество следственных работников; по прибытии на место они организовываются в следственные группы, на основе которых уже на месте создаются следственнооперативные группы.
Практика выявила множество недостатков авральной формы организации расследования преступлений в чрезвычайных условиях. Здесь очевидны проблемы формирования «сборной команды», ее финансирования, материальнотехнического обеспечения. Нередко «оставляет желать лучшего» уровень квалификации, степень готовности командированных сотрудников к работе в чрезвычайных условиях. Однако изза отсутствия специальных подразделений, которые могли бы полностью взять на себя эту работу, до сих пор приходится прибегать к авралу.
Процесссозданияспециализированнойследственнойгруппы, предназначенной для работы в чрезвычайных условиях, включает в себя ряд элементов. Среди них:
1) принятие решения о создании следственной группы;
2) доведение предписаний, содержащихся в решении, доисполнителей;
3) выделение в территориальных подразделениях правоохранительных органов следственных работников и подготовка их к действиям в чрезвычайных условиях;
4) прибытие назначенных следователей к месту производства расследования;
5) сбор следователей в единую группу;
6) процессуальное оформление создания следственной группы;
7) образование структурных подразделений в составе следственной группы;
8) распределение следователей по структурным подразделениям;
9) определение каждому следователю конкретного участкаили направления работы и включение его на этом основании в состав соответствующей следственнооперативной группы.
Структуру следственной группы определяет своим распоряжением ее руководитель. Виды, назначение и количественный состав ее структурных подразделений зависят от численности группы в целом, характера, масштабов совершенных преступлений и других обстоятельств. Обобщение практики позволяет выделить типичные структурные подразделения следственной группы, необходимые для эффективной организации ее работы:
• руководство;
• штаб;
• информационный центр;
• криминалистическая группа;
• отдельные следственные группы (подгруппы), на базе которых формируются следственнооперативные группы;
• группа по обеспечению рассмотрения уголовных дел всудах.
Указанные подразделения, в соответствии с возложенными на них задачами, обеспечивают:
• общее руководство и контроль за ходом расследования,его организацию;
• координацию деятельности подразделений группы;
• сбор информации о совершенных преступлениях и результатах работы по их расследованию, ее обработку,введение в память ЭВМ;
• обобщение и анализ, подготовку статистических карточек; техникокриминалистическое обеспечение расследования;
• обеспечение безопасности участников уголовного процесса, вплоть до рассмотрения дел в суде.
Отдельные следственные группы (подгруппы) обычно создаются с учетом предметного, территориального или персонального признаков. Они расследуют, соответственно, преступления какогото одного вида (поджоги, погромы, убийства, изнасилования и т.д.) либо всех видов, но совершенные на отдельной территории (города, поселка, района) или объекте (предприятии, военном городке, элеваторе и т.д.), или преступления, совершенные какойто категорией лиц (организаторами и подстрекателями, религиозными деятелями, студентами, работниками милиции, военнослужащими).
Группа по обеспечению рассмотрения уголовных дел в судах предназначена оказывать помощь судебным органам в организации проведения судебных процессов: розыск эвакуированных свидетелей и потерпевших, обеспечение их явки в суд, предоставление видеотехники для просмотра во время судебного следствия приобщенных к делу видеокассет и т.д.
Созданные для расследования преступлений специализированные следственные группы организуют свою работу во взаимодействии с местными правоохранительными органами, специальной оперативной группой (совместно с которой создаются следственнооперативные группы), войсковыми подразделениями, органами федеральной службы безопасности, федеральными органами налоговой полиции.
Взаимодействие осуществляется, как правило, в формах, определенных уголовнопроцессуальным законодательством (ст. 119, 127 и др. УПК), а также закрепленных ведомственными нормативными актами, в частности, приказом МВД РФ от 20 июня 1996 г. № 334 «Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений». Однако практике расследования преступлений в чрезвычайных условиях известны и нетрадиционные формы взаимодействия: совместная работа в рамках работы оперативного штаба МВД, УВД, начинающего функционировать при резком осложнении оперативной обстановки в регионе; участие следователей в планировании, подготовке и проведении специальных операций; взаимодействие с войсковыми подразделениями при введении чрезвычайного положения в условиях массовых беспорядков, межнациональных конфликтов, вооруженных столкновений.
В организации взаимодействия следователей с сотрудниками оперативных аппаратов можно выделить триуровня: первый — создание адекватных организационных форм их совместной деятельности (этот уровень относится к компетенции руководителей соответствующих ведомств); второй — организация взаимодействия на уровне отдельных предметных, территориальных и персональных следственнооперативных групп (здесь ведущая роль принадлежит руководителям следственной и оперативной групп); третий — взаимодействие на уровне отдельных следователей и оперативных работников при проведении конкретных следственных действий и оперативнорозыскных мероприятий. Основная часть совместной работы проводится на уровнепредметных, территориальных и персональных подразделений
(подгрупп) следственнооперативной группы.