§ 2. Понятие, предмет и методы налогового права. Налоговое право в системе финансового права

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. Понятие, предмет и методы налогового права. Налоговое право в системе финансового права |
§ 2. Понятие, предмет и методы налогового права. Налоговое право в системе финансового права

Налоговое право является одной из крупнейших подотрас­лей финансового права. Подобно любой правовой общности налоговое право представляет собой совокупность взаимосвя­занных правовых норм, закрепляющих и регулирующих особда, круг общественных отношений. Отношения и общественные связи, возникающие между частными и публичными субъекта­ми в процессе налоговой деятельности государства и местного самоуправления, носят многоаспектный, комплексный харак­тер и по своему социальному, политическому и правовому со­держанию изначально конфликтны. Вместе с тем налоговые от­ношения исключительно важны для жизнедеятельности всего государства, поэтому должны всесторонне регулироваться пра­вовыми нормами. Одновременно системная организация этих норм, находя свое закрепление в нормативных правовых актах, принимаемых на федеральном и региональном уровнях, образу­ет налоговое право.

Принципиальное значение для выявления круга обществен­ных отношений, составляющих предмет налогового права, име­ет ст. 2 НК РФ, которая называется «Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах». Названная статья не только перечисляет отношения, образующие предмет налогово­го права, но и определяет сферу действия законодательства о налогах и сборах и тем самым указывает на критерии разграни­чения налогового и смежных подотраслей и отраслей права. Для определения предмета налогового права ст. 2 использует два критерия: метод правового регулирования и объект правового воздействия с указанием основных групп регулируемых отно­шений.

Общественные отношения, входящие в сферу регулирования налогового права, можно сгруппировать следующим образом:

отношения по установлению налогов и сборов;

отношения по введению налогов и сборов;

отношения по взиманию налогов;

отношения, возникающие в процессе осуществления нало­гового контроля;

отношения, возникающие в процессе обжалования актов

налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;

отношения, возникающие в процессе привлечения к ответ­ственности за совершение налогового правонарушения.

Установленный ст. 2 НК РФ круг имущественных и процес­суальных отношений, образующих предмет налогового права, является исчерпывающим и расширенному толкованию не под­лежит.

Таким образом, предмет налогового права — это совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Специфика отношений, регулируемых нормами налогового права, состоит в том, что они складываются в особой сфере жизни общества — финансовой деятельности государства и местного самоуправления, направленной на аккумулирование денежных средств в доход публичных субъектов.

Вторым критерием для определения сущности налогового права служит метод правового регулирования. Способы воздей­ствия обусловлены самой природой финансовой деятельности государства и муниципальных образований (составной частью которой выступают налоговые отношения), ее публичным ха­рактером, направленностью на достижение общего интереса.

Методология налогового права обусловлена регулируемыми налоговыми отношениями, которые, в свою очередь, вызваны к жизни необходимостью формирования государственной (муни­ципальной) собственности в виде централизованных фондов денежных средств. Однако образование публичных денежных фондов осуществляется посредством налогообложения частных субъектов, поэтому и методы налогово-правового воздействия на участников налоговых правоотношений различны: в боль­шинстве случаев проявляется императивность, но в отдельных ситуациях — условная диспозитивность.

Наиболее распространенным методом налогового права в современных условиях является метод властных предписаний (императивный, командно-волевой), поскольку государство са­мостоятельно определяет процедуры установления, введения и уплаты налогов, а также материальное содержание этих отно­шений. Прямое указание на регулирование налоговых отношений властными предписаниями содержится в ст. 2 НК РФ, од­нако содержание этой категории не раскрывается. Ссылка на регулирование налоговых отношений императивным способом содержится и в ГК РФ, п. 3 ст. 2 которого определяет, что к налоговым отношениям гражданское законодательство не при­меняется, поскольку они основаны на властном подчинении.

Методы налогового права как способы государственнопу’воз-действия на общественные отношения не могут оставаться не­изменными, иметь постоянно одинаковое содержание. Они должны изменять свою сущность в зависимости от реформиро­вания финансовых отношений, а также форм взаимодействия частных и публичных интересов субъектов налогового права.

В современных условиях актуальность приобретает метод диспозитивности, который показывает переход от примата пуб­личной формы собственности к поиску компромисса между государственными и частными интересами. Следствием отказа государства от исключительно властного (императивного) спо­соба воздействия на налоговые отношения является, например, •предоставленная частному субъекту возможность формирования своей налоговой политики, получения отсрочки исполнения и обеспечения налоговой обязанности, заключения договоров на получение налогового кредита или инвестиционного налогово­го кредита, проведения зачета задолженности государства перед поставщиком товаров (работ, услуг) посредством зачета встреч­ного требования по исполнению налоговой обязанности.

Безусловно, в силу специфики налогового права названный метод не является аналогом способа правового регулирования гражданских отношений. Частноправовые приемы регулирования налоговых отношений применяются с теми условиями и ограни­чениями, которые предусмотрены НК РФ. Относительно публич­ной налоговой сферы диспозитивность следует рассматривать в качестве предоставления субъектам налогового права известной альтернативной возможности выбора вариантов поведения в рам­ках законодательства о налогах и сборах. Например, п. 1 ст. 26 НК РФ содержит диспозитивное дозволение налогоплательщику, пла­тельщику сборов или налоговому агенту участвовать в налоговых правоотношениях лично либо через представителя.

Наличие самостоятельного предмета (в рамках предмета финансового права) и соответствующих методов воздействия позволяет утверждать, что налоговое право представляет собой подотрасль финансового права, которая регулирует обществен­ные отношения, складывающиеся в процессе финансовой дея­тельности государства или местного самоуправления. Посред­ством этой отрасли права государство воздействет на систему специфических однородных общественных отношений, возни­кающих относительно аккумулирования государственных (му­ниципальных) денежных фондов.

Следовательно, налоговое право — это подотрасль финансово­го права, нормы которой регулируют императивным и диспози-тивным методами совокупность однородных имущественных и свя­занных с ними неимущественных общественных отношений, скла­дывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совер­шение налогового правонарушения.