§ 1. Чрезвычайные условия как фактор,обусловливающий особенностирасследования преступлений

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Чрезвычайные условия как фактор,обусловливающий особенностирасследования преступлений |
§ 1. Чрезвычайные условия как фактор,обусловливающий особенностирасследования преступлений

На фоне осложнившейся криминогенной ситуации в России все более распространенными становятся случаи, когда расследование приходится вести в чрезвычайных условиях, вызванных массовыми беспорядками, межнациональными конфликтами, вооруженными столкновениями, другими чрезвычайными происшествиями. Такие условия характеризуются не только нестабильностью обстановки, беспорядками, разгулом экстремистски настроенных групп, охватывающими целые регионы, но и растерянностью, а порой и полной парализацией местных органов государственной власти и управления, правоохранительных органов. В подобных ситуациях нередко вводится правовой режим чрезвычайного положения, что также определяет их специфику. Попытки применить традиционные способы расследования в таких условиях во многих случаях не позволяют достичь необходимого эффекта, ведут к утрате доказательств, а порой ставят под угрозу жизнь и здоровье сотрудников.
В русском языке слово «чрезвычайный» толкуется как исключительный, очень большой, превосходящий все, не предусмотренный обычным ходом дел, а одно из значений термина «условие» — обстановка, в которой происходит чтонибудь. Следовательно, чрезвычайные условия в самом общем виде можноопределитькакисключительную,непредусмотреннуюобычным ходом дел обстановку. С понятием «чрезвычайные условия» сопряжены понятия «чрезвычайные обстоятельства», «чрезвычайные меры».

Чрезвычайные обстоятельства, затрагивающие жизнедеятельность целого региона, порождают чрезвычайные условия и влекут введение чрезвычайного положения; т.е. Чрезвычайные условия являются следствием чрезвычайных обстоятельств и причиной введения чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение представляет собой исключительную меру ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств, нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка в чрезвычайных условиях.
К числучрезвычайныхобстоятельств Закон РСФСР от 17 мая 1991 г. «О чрезвычайном положении» относит обстоятельства, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов:
• попытки насильственного изменения конституционногостроя;
• массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием;
• межнациональные конфликты;
• блокада отдельных местностей.
Чрезвычайные условия — необходимая предпосылка применения чрезвычайных мер. Эти условия определяются в Законе РСФСР «О чрезвычайном положении» как такие, при которых обстоятельства, служащие основанием для введения чрезвычайного положения, представляют собой реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности граждан или конституционному строю республики, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер (ст.З).
Содержание чрезвычайных условий многообразно. Они проявляются в ряде сфер государственной и общественной жизни: государственной власти и управлении; хозяйственной деятельности и жизнеобеспечении региона; общественнополитической сфере; охране общественного порядка, обеспечении безопасности и борьбе с преступностью.
В сфере охраны общественного порядка, безопасности и борьбы с преступностью для чрезвычайных условий характерны: обстрелы населенных пунктов, массовые погромы,поджоги, убийства, насилия и другие беспорядки, охватывающие весь регион в целом; блокирование работы правоохранительных органов, захват заложников из числа их сотрудников, невозможность выполнения ими функций в условиях напряженных межнациональных отношений в силу преимущественно мононационального состава; нехватка личного состава правоохранительных органов, выбытие значительной части его из строя вследствие различных причин (гибели, ранений и увечий, деморализации, предательства); постоянная угроза жизни, здоровью, имуществу работников правоохранительных органов и членов их семей.
Складывающиеся в том или ином регионе чрезвычайные условия во многом определяют и организацию, и методику расследования. В частности, изза отсутствия надлежащего осуществления местными органами своих функций большинство вопросов, связанных с созданием следственных групп, организацией и обеспечением их деятельности приходится решать в централизованном порядке. Эвакуация населения, мигрирующие потоки беженцев оказывают существенное воздействие на организацию следственных действий, а проявление межнациональной вражды и нетерпимости — на тактику их проведения. Непрекращающиеся беспорядки, реальная угроза жизни вынуждают следователей прибегать к содействию войсковых подразделений, к применению иных чрезвычайных мер.
Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что среди воздействующих на расследование преступлений факторов ключевымявляются чрезвычайные условия, которые, аккумулируя действие чрезвычайных обстоятельств и чрезвычайных мер, в конечном счете, определяют его специфические закономерности.
Система знаний о расследовании преступлений в чрезвычайных условиях включает теоретическиеположения:
1) о правовом обеспечении расследования преступлений;
2) об организации расследования преступлений;
3) о методике расследования преступлений.
Правовое обеспечение расследования преступлений в чрезвычайных условиях включает в себя особый правовой режим, который вводится в регионе при чрезвычайных обстоятельствах. При этом предполагается адекватное разрешение, с учетомимеющегося мирового опыта, уголовнопроцессуальных проблем, возникающих в чрезвычайных условиях. Специфика сложившейся ситуации обусловливает, наконец, потребность в специальных нормативных предпосылках расследования.
В чрезвычайных условиях чаще, чем в обычных, и в более жесткой форме проявляется противодействие расследованию со стороны общественных группировок, находящихся под их влиянием государственных органов и должностных лиц, которые не заинтересованы в установлении истины. В последнее время с этой целью часто стало использоваться, например, провозглашение суверенитета отдельных административнотерриториальных образований, что также обусловливает необходимость в специальном правовом обеспечении расследования.
Организация расследования преступлений в чрезвычайных условиях включает в себя вопросы управленческого характера, касающиеся системы расследования преступлений, формирования следственных и следственнооперативных групп, их ресурсного, кадрового, информационного и другого обеспечения. В чрезвычайных условиях фактически все эти вопросы обладают определенной спецификой.
Методика расследования преступлений в чрезвычайных условиях, складывается издвухкомпонентов:
Первый — обычная методика расследования отдельных видов преступлений — убийств, изнасилований, поджогов, грабежей и т.д.
Второй — нетрадиционная методика большей степени общности, в основе которой лежит специфика чрезвычайных условий.
В структуру методики, отражающей особенности расследования преступлений в чрезвычайных условиях, входят положения, характеризующие:
• особенности доказывания обстоятельств преступлений,совершенных в чрезвычайных условиях;
• возбуждение уголовных дел и сбор первичных сведений опреступлениях;
• организация и тактика первоначальных действий следственных групп;
• особенности производства по уголовным делам на последующих этапах.
Отдельные элементы методики расследования преступлений в чрезвычайных условиях несколько видоизменены по сравнению с методиками, применяемыми в обычных ситуациях. Это касается, в частности, собирания первичных сведений и возбуждения уголовных дел. В чрезвычайных условиях, где факты массовых беспорядков, попыток насильственного изменения конституционного строя, других связанных с чрезвычайными обстоятельствами преступлений достаточно очевидны, надобность в проведении проверочных действий отпадает. Однако в связи с необычно большим количеством совершенных преступлений особую значимость здесь приобретают другие элементы предварительной проверки, такие, как собирание первичных сведений о преступлениях, лицах, их совершивших, и принятие решения о возбуждении уголовных дел. Именно данная деятельность и включена в структуру методики расследования преступлений в чрезвычайных условиях.
Специфика организации и тактики первоначальных действий следственных групп и особенности расследования преступлений на последующих этапах, заключается главным образом в их содержании.
Например, организация и тактика первоначальных действий наряду с традиционными неотложными следственными действиями предполагает анализ действий при проведении войсковых операций и поисковых мероприятий, при организации работы по конкретным фактам преступлений.
Последующий этап расследования включает в себя необычный элемент — «ревизию» материалов неотложных следственных действий. Ее необходимость вызвана неизбежными в чрезвычайных условиях недостатками в организации и учете проделанной работы, которые усугубляются необычно большим числом совершенных преступлений, сравнительно небольшой продолжительностью первоначального этапа, текучестью кадров и другими неблагоприятными обстоятельствами.