§ 3. Особенности тактики отдельных следственных действий

| Правовой портал "Правопорядок" | § 3. Особенности тактики отдельных следственных действий |
§ 3. Особенности тактики отдельных следственных действий

Осмотр места происшествия. В качестве места происшествия по делам о проявлениях организованной преступности чаще всего осматриваются:
• место одного из преступлений, совершенных членамигруппы;
• место сбора преступников;
• место обнаружения тайника с похищенным имуществомили оружием;
• место задержания членов группы, особенно — задержания с поличным;
• место обнаружения трупов жертв;
• место содержания захваченных заложников или похищенных с целью выкупа людей;
• место передачи взятки;
• место «разборки» между членами двух конфликтующихпреступных группировок и т.п.
Особенности тактики осмотра определяются характером происшествия, базовыми или вспомогательными элементамиорганизованной преступной деятельности, временем, прошедшим с момента события на осматриваемом месте.
В любом случае следует обращать внимание на признаки участия в преступлении нескольких человек; по следам — отражениям в обстановке устанавливается характер действий каждого из преступников. Важно выявить и зафиксировать следы жестокости, уловок, использованных преступниками для достижения цели и сокрытия преступления (поджог, уничтожение следов, инсценировка и т.п.). Осмотр позволяет установить, на что было направлено внимание членов группировки на месте происшествия, в частности — стремление запугать потерпевших, оказать на них давление, шантажировать, желание завладеть определенными документами, предметами. При осмотре можно найти признаки того, что преступники хорошо знали обстановку места, где совершены ими те или иные действия.

Осмотром устанавливают отличительные особенности способа действий преступников, позволяющие сделать вывод о серийности преступлений. Особое криминалистическое значение имеют следы применения нескольких экземпляров оружия. Эти следы позволяют судить о вооруженности группы, немедленно провести проверку оружия по учетам органов внутренних дел (если обнаружены стреляные пули и гильзы), начать активный его поиск, а в случае его обнаружения или совершения нового нападения — произвести идентификацию этого оружия.
При осмотре могут быть установлены и признаки связи потерпевшего с преступной группой (записи о расчетах, банковские документы, расписки в получении денег, записки с угрозами или требованиями, номера телефонов организаторов или членов преступного формирования), наркотики и следы их употребления, предметы, похищенные при совершении других преступлений, оставшихся нераскрытыми. Особое внимание обращается на предметы и документы, указывающие на связь группы с заграницей (авиабилеты, проспекты, квитанции и т.п.). Осмотр позволяет зафиксировать следы «разборок» между преступными группировками. При этом уже на месте происшествия осуществляется предварительная диагностика: какой из двух конфликтующих групп оставлены те или иные следы, предметы.

Сама обстановка происшествия, даже само место события нередко бывает типичным для рассматриваемого вида преступлений: офис фирмы, арендуемое в преступных целях помещение, притон, ресторан; автомобиль как место встречи и переговоров; подъезд дома, где живет лицо, которое должны убить по заказу, и т.п.
Допрос подозреваемого (обвиняемого). К каждому допросу члена организованного преступного формирования необходима тщательная подготовка, включающая составление письменного плана допроса. Первому допросу участника группы должно предшествовать глубокое изучение его личности. В ходе этого изучения принимается комплекс мер по идентификации лица, в целях проверки, является ли будущий допрашиваемый тем лицом, за кого себя выдает. Изучение личности и имеющихся материалов уголовного дела, а при необходимости — и проведение оперативнорозыскных мероприятий, позволяет выяснить, является ли задержанный (арестованный) лидером группы или ее второстепенным участником; если он — не лидер, то не находится ли «в оппозиции» к лидеру. Это важно для определения тактики допроса.
При подготовке ив ходе проведения допрос а необходимо сохранить следственную тайну. Информацию, которой располагает следователь, на допросах используют строго дозированно и только при необходимости. На первом допросе не рекомендуется использовать всю исходную информацию, которой располагает следователь, тем более, что она подчас может оказаться не совсем точной.

В целях лучшего установления и поддержания в течение всего расследования психологического контакта практикуется распределение обвиняемых между следователями — членами следственнооперативной группы, созданной для работы по делу. Закрепление следователей целесообразно и за определенными подозреваемыми — членами преступной группировки.
Шире, чем обычно, при допросах членов организованных преступных формирований следует применять звуко и видеозапись, как дополнительное средство фиксации хода и результатов допроса.

На допросах, помимо обычных вопросов, подлежащих выяснению по обстоятельствам конкретного преступления (преступлений), следуетпостараться установить:
• состав преступной группы, внутригрупповое распределение ролей, кто является лидером, кто непосредственнымисполнителем преступлений, кто выполняет обеспечивающие функции и какие именно;
• устойчивость группы: когда сформировалась, кто из участников образует постоянное ядро и т.д.;
• какова направленность деятельности группы, что является ее «базовым элементом», какие иные преступленияпришлось совершить, чтобы обеспечить «базовую» деятельность;
• как проводилась подготовка к преступлениям, кто и какпланировал преступную деятельность, как доводились задания до исполнителей, как осуществлялся контроль заисполнением планов;
• как распределялись преступные доходы и как «отмывались» добытые преступным путем деньги;
• каким вооружением располагает группировка, у кого какое оружие может находиться к моменту допроса; с какого времени появилось то или иное оружие, каков источник его происхождения;
• использовались ли технические средства и какие именнодля облегчения деятельности и обеспечения безопасностипреступной группировки (в том числе средства связи, наблюдения; автотранспортные средства; видеотехника и т.п.);
• места постоянных встреч, сбора перед совершением конкретных преступлений;
• как выбирались объекты посягательства, имелись ли наводчики;
• какой личный или служебный транспорт использовался впреступной деятельности группы;
• какие способы сокрытия следов преступления, иныеприемы противодействия расследованию применялись;
• взаимоотношения в группе; наличие противоречий, внутригрупповых конфликтов;
• каковы намерения остающихся на свободе членов группировки, какая существует договоренность о поведениина случай задержания.

Особо важное значение по делам о проявлениях организованной преступности приобретает проблема самооговора: второстепенные участники группировки берут всю ответственность за конкретные преступления на себя в соответствии с заранее предписанной им (лидером) линией поведения.
Разоблачение самооговора может быть достигнуто только проведением комплекса оперативных и следственных действий, направленных на глубокий анализ материалов дела, тщательную проверку всех фактических данных, сообщенных «признавшимися», выяснение и устранение причин самооговора.
При выборе момента для обыска у того или иного члена преступного формирования либо у иного связанного с группой лица исходить надо из сложившейся следственной ситуации, вызывающей, например, необходимость производства одновременных обысков в разных местах, сочетания обыска с задержанием, а самого задержания — с захватом преступников с поличным, и т.д.
Групповой обыск (обыск одновременно в нескольких местах по одному уголовному делу) требует большой организационной подготовительной работы: создание соответствующего количества обыскивающих групп, обеспечение каждой группы транспортом и связью, инструктаж их членов непосредственно перед одновременным выездом на места обысков — и все это при строжайшем соблюдении следственной тайны. Для преодоления возможного сопротивления к участию в таких группах привлекаются сотрудники подразделений ОМОНа, спецназа, СОБРа, особенно если обыск должен сочетаться с задержанием обыскиваемого и других лиц.
Главное внимание уделяется отысканию вещественных доказательств по конкретным преступлениям, совершенных членами группы, и иных следов причастности обыскиваемого к преступному формированию. Задачей обысков по таким делам являются также обнаружение и изъятие оружия, боеприпасов, наркотиков, воровского инструмента, других предметов, изъятых из гражданского оборота; поддельных документов, иных средств совершения и сокрытия преступлений; схематических планов местности и расположения помещений. Изымаются телефонные книжки, ежедневники, личные документы (паспорта,удостоверения личности, технические паспорта на автотранспортные средства и т.д.), особенно выписанные на различные фамилии. Не оставляются без внимания печати, штампы; различные финансовые документы; записи, отражающие денежные расчеты; расписки в получении денег. У представителей организованной преступности нередко обнаруживаются самые современные радиостанции, радиотелефоны, факсы, приборы для скрытного наблюдения, устройства для подслушивания, портативные магнитофоны и видеокамеры, а также магнитные и видеозаписи переговоров с соучастниками и переговоров сотрудников правоохранительных органов.
Для сокрытия денег, документов, оружия и других компрометирующих предметов члены преступных формирований чаще, чем обычные преступники, используют тайники, подчас весьма хитроумные. Приемы обнаружения тайников при обысках достаточно подробно описаны в криминалистической литературе.
Обнаружение при обысках общих касс, средств, добытых преступным путем, имеет громадное значение, поскольку лишает организованное преступное формирование и его членов материальной базы, способствует расколу в преступной организации. Наряду с крупными денежными суммами — наличными или на сберкнижках, признаками существования общей кассы могут быть записи (обычно зашифрованные) о выдаче либо перечислении денег членам формирования, в том числе и находящимся под арестом, отбывающим наказание.
При обыске необходимо обращать внимание и на такие характерные для организованной преступной деятельности объекты, как маски, парики, номерные знаки для автомашин; предметы милицейской или военной формы (у гражданских лиц); валютные ценности; предметы, имеющие большое художественное и историческое значение; орудия и средства подпольного бизнеса (нелегальное производство спиртных напитков, табачных изделий и т.п.); документы, свидетельствующие о взаимоотношениях внутри преступной группы, о коррумпированных связях.
Если перед обыском предлагается выдать те или иные объекты и обыскиваемый их охотно выдает, это должно насторожить следователя: подчас таким образом стремятся избежатьпоисков, при которых могут быть обнаружены и другие предметы, добытые преступным путем либо служащие орудиями и средствами организованной преступной деятельности.
При расследовании проявлений организованной преступности велика роль судебных экспертиз и вообще использования специальных познаний.
В зависимости от ситуации может потребоваться назначение экспертиз всех известных видов. Однако наиболее типичными являются трасологические (и прежде всего дактилоскопические); баллистические экспертизы, исследования холодного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств; экспертизы документов; экспертная идентификация лиц по внешним признакам; фоноскопические, физикохимические, судебномедицинские, судебнопсихиатрические, судебнобиологические, экологические, судебнобухгалтерские, пожарнотехнические (при поджогах) экспертизы.
Введение в судопроизводство в 1990 г. нового следственного действия — прослушивания переговоров, ведущихся с телефонов и других переговорных устройств подозреваемого, обвиняемого или иных причастных к преступлению лиц; принятие Федерального закона «Об оперативнорозыскной деятельности» 1995 г. значительно расширили возможности использования экспертиз для изобличения членов преступных формирований.
Прослушивание и звукозапись (видеозапись) переговоров позволяют установить само наличие преступной группировки и ее характер, членов других формирований; выявить места, где скрывается похищенное и орудия преступной деятельности; места встреч и укрытия преступников.