§ 4. Организация деятельности по раскрытиюи расследованию преступлений по делам,приостановленным производством

| Правовой портал "Правопорядок" | § 4. Организация деятельности по раскрытиюи расследованию преступлений по делам,приостановленным производством |
§ 4. Организация деятельности по раскрытиюи расследованию преступлений по делам,приостановленным производством

В случае, если обвиняемый скрылся от следствия (суда), или по иным причинам не установлено его местопребывание, или в случае неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, предварительное следствие (дознание) приостанавливается производством (ст. 195 УПК РСФСР). При организации работы по делам, приостановленным производством по указанным основаниям, перед руководителями следственного аппарата, криминальной милиции и органов внутренних дел возникают двепроблемы:
• обеспечить розыск скрывшихся преступников и тех изних, местопребывание которых не установлено по инымпричинам;
• добиться раскрытия всех преступлений, включая преступления прошлых лет.
Практика выработала два направления организаторской работы по рассматриваемым делам: первое — в процессе принятия решения о приостановлении предварительного следствия (дознания); второе — спустя определенное (порой длительное) время, когда преступления переходят в разряд «преступлений прошлых лет» (таковыми считаются преступления, которые, будучи зарегистрированными в установленном порядке, на январь следующего года остались нераскрытыми).

Работа по приостановленным делам должна планироваться. В планы работы следственного отдела, криминальной милиции и других подразделений (служб), которые взаимодействуют со следователями, необходимо включать соответствующие организационные, методические и иные мероприятия по вопросам взаимодействия, созданию следственнооперативных, оперативнорозыскных групп, равно как по организации и использованию иных форм взаимодействия, контроля за его ходом и результатами, оказанию методической и практической помощи участникам взаимодействия.
В органах предварительного следствия и дознания введена ежегодная (по состоянию на 1 января) «инвентаризация» приостановленных уголовных дел о нераскрытых преступлениях прошлых лет и неразысканных преступниках, изъятых по таким делам следов и иных вещественных доказательств с одновременной проверкой использования их для получения ориентирующей информации о личности преступников. Такая инвентаризация является формой контроля за своевременным заведением розыскных дел и дел оперативной проверки; объявлением в розыск обвиняемых, скрывшихся от органов расследования (суда); за своевременным возобновлением производства по приостановленным уголовным делам, когда место пребыванияобвиняемых будет установлено, а также формой контроля за сохранностью следов и других вещественных доказательств.
Проведение ежегодных инвентаризаций приостановленных уголовных дел, по которым проводилось дознание или предварительное следствие, и изъятых по ним вещественных доказательств организуется на основе приказа или устного указания первого руководителя органа внутренних дел (первого руководителя УВД, ГУВД, МВД — относительно дел, расследуемых в следственных управлениях и следственных отделах при УВД, ГУВД, МВД). На этой основе начальник следственного отдела и начальник криминальной милиции организуют сверку уголовных дел, приостановленных производством, с розыскными делами и делами оперативной проверки для решения вопроса о возобновлении производством приостановленных уголовных дел. Аналогично проводится сверка уголовных дел, приостановленных производством органами дознания, с розыскными делами и делами оперативной проверки.
По итогам инвентаризации принимают соответствующие меры:
• решают вопрос со следователем (а при его возражениивозбуждают ходатайство перед прокурором) о возобновлении расследования по приостановленным уголовнымделам при наличии к тому оснований;
• немедленно заводят розыскные дела и объявляют розыскскрывшихся от расследования обвиняемых, если это несделано своевременно;
• группируют дела о нераскрытых преступлениях, совершенных сходными способами, решают вопрос о возобновлении по ним расследования;
• создают следственнооперативные группы для раскрытияи расследования преступлений прошлых лет;
• в случае утраты следов и иных вещественных доказательств или приведения их в негодность вследствие небрежности при хранении принимают меры, исключающие это в дальнейшем, решают вопрос об ответственности виновных лиц за утрату (порчу) следов (вещественных доказательств).
По приостановленным производством уголовным делам, по которым проводилось дознание в порядке, предусмотренномст. 120 УПК РСФСР, указанные выше варианты решений и мер начальник органа дознания принимает самостоятельно или с помощью прокурора.
Деятельность по раскрытию преступлений прошлых лет должна осуществляться на основе комплексного использования возможностей органов предварительного следствия и дознания, оперативнорозыскных, экспертнокриминалистических и иных подразделений органов внутренних дел, а также информационных центров МВД РФ, МВД республик, ГУВД, УВД. В необходимых случаях следует обращаться за содействием и помощью к другим правоохранительным органам. Первые руководители органов внутренних дел должны обеспечивать интенсификацию оперативнорозыскной, процессуальной, информационной, экспертнокриминалистической, организационноуправленческой деятельности, оптимизацию взаимодействия, своевременное ресурсное и материальнотехническое снабжение, необходимую помощь и содействие соответствующих сил и средств иных правоохранительных органов.
Особенности организации работы по делам прошлых лет о нераскрытых преступлениях обусловлены рядом факторов.
Отрицательные последствия для раскрытия преступлений имеют ошибки и пробелы, которые были допущены на предыдущих этапах производства по уголовным делам:
• некачественные осмотры мест происшествий;
• ненадлежащее проведение обысков и выемок, экспертиз;
• недостаточно полно проведенная работа по выявлениюочевидцев и разнообразных источников информации;
• несвоевременное выявление лиц, подозреваемых в причастности к совершению преступлений;
• недостаточное использование или отсутствие поисковойработы в преступной среде и в местах возможного появления лиц, совершивших преступления.
В организации работы прежде всего должны быть выявлены ранее допущенные пробелы и приняты меры по восполнению этих пробелов.
Значительную роль играет фактор времени, который прежде всего влияет на изменения вещественных доказательств, свидетельских показаний, а также сказывается на психологии преступников. У последних со временем может притупиться чувство осторожности, они могут начать реализацию добытого преступным путем, жить не по средствам, проговариваться, хвалиться, раскаиваться. Указанные обстоятельства следует учитывать и с помощью продуманно избранных тактических приемов и методов оперативнорозыскной деятельности выявлять и документировать факты уликового поведения заподозренных лиц, организовывать их надежную проверку, проводить в изоляторах временного содержания, следственных изоляторах и учреждениях уголовноисполнительной системы совместно с их оперативными частями работу по склонению заподозренных в совершении преступлений к явке с повинной. Особое внимание надо уделять лицам, которые продолжительное время находились в розыске или «гастролировали», совершая преступления в разных регионах России и за ее пределами.
Руководители должны владеть информацией о всех нераскрытых преступлениях на обслуживаемой территории и обстоятельно анализировать ее, уделяя внимание остатку дел не только текущего отчетного года, но и прошлых лет. Среди них необходимовыделить:
вопервых, дела о тяжких и особо тяжких преступлениях (умышленных убийствах, изнасиловании, бандитизме, разбойных нападениях и грабежах), совершенных с применением огнестрельного оружия и взрывчатых веществ и дела о преступлениях, совершенных сходными способами, при сходных обстоятельствах, в совершении которых можно подозревать одних и тех же лиц;
вовторых, дела оперативной проверки, по которым имеется объективная информация для ведения оперативного поиска в преступной среде, а также о конкретных заподозренных лицах, подлежащих активной оперативной проверке.
Такие дела необходимо закрепить за наиболее опытными сотрудниками или группами сотрудников, в том числе за соответствующими руководителями, а также за сотрудниками, которые специализируются по соответствующим линиям работы. За деятельностью указанных сотрудников следует установить тщательный контроль, создать для них благоприятные условия, в необходимых случаях, хотя бы временно, освободив от ряда иных функций, систематически оказывать им помощь, обеспечивать взаимодействие со следователями, экспертнокриминадиетическими подразделениями и оперативнорозыскными аппаратами мест лишения свободы. Особенно важна организация максимального использования при раскрытии таких преступлений возможностей системы оперативнорозыскных, криминалистических и справочных учетов не только органов внутренних дел, но и федеральной службы безопасности и налоговой полиции.
Большую роль в раскрытии преступлений прошлых лет играют меры оперативного поиска. Руководители обязаны следить за «обновлением» информации о нераскрытых преступлениях, внедрять оправдавшие себя на практике формы доведения ее до личного состава и применения в повседневной работе. В правоохранительных органах (органы внутренних дел здесь не исключение), практикуется ведение специальных учетов нераскрытых преступлений с указанием по каждому из них необходимых для поиска и проверок сведений. В этих целях целесообразно повсеместное создание компьютерных банков данных нераскрытых преступлений и собирание о них процессуальной и другой информации.
При организации работы по раскрытию преступлений прошлых лет следует широко внедрять в практику принцип специализации и следователей, и сотрудников оперативнорозыскных подразделений. В этой связи могут создаваться постоянно действующие специализированные следственнооперативные группы для раскрытия преступлений прошлых лет.
В небольших следственных подразделениях и отделах внутренних дел изза недостатка следственных кадров и сотрудников криминальной милиции специализированные следственнооперативные группы не создаются. Однако и здесь возможна и необходима специализация путем возложения решением начальника органа внутренних дел (начальника следственной группы, следственного отделения) на одного из следователей функциональных обязанностей по организации раскрытия преступлений прошлых лет. Решением начальника органа внутренних дел (начальника криминальной милиции) к такому следователю необходимо «прикрепить» (придать) сотрудника оперативнорозыскного подразделения криминальной милиции.
Залогом эффективности в работе является четко организованный контроль за выполнением плановых и внеплановых мероприятий. При организации ведомственного контроля начальники органа внутренних дел, криминальной милиции, следственного отдела применяют обычныеформыконтроля:
• анализ статистических показателей процессуальной иоперативнорозыскной деятельности;
• изучение уголовных, розыскных дел и дел оперативнойпроверки;
• проверка жалоб в пределах своей компетенции;
• проверка работы по «старым» делам;
• заслушивание дознавателей, следователей, оперативныхработников, специалистов по вопросам взаимодействия,участия в раскрытии преступлений прошлых лет.
Контроль должен быть постоянным, сопровождаться в необходимых случаях методической и практической помощью тем следователям, дознавателям, сотрудникам оперативнорозыскных подразделений и специалистам, которые в ней действительно нуждаются.