§ 3. Организация раскрытия и расследованияпреступлений на последующих этапахпроизводства по уголовным делам

| Правовой портал "Правопорядок" | § 3. Организация раскрытия и расследованияпреступлений на последующих этапахпроизводства по уголовным делам |
§ 3. Организация раскрытия и расследованияпреступлений на последующих этапахпроизводства по уголовным делам

После осуществления предусмотренных законом первоначальных процессуальных действий, оперативнорозыскных и иных мероприятий в производстве по уголовному делу наступает новый этап — последующий. Его значение заключается в логическом продолжении мероприятий, начатых при возбуждении уголовного дела и на первоначальном этапе расследования.
Инициатива в организации взаимодействия на последующих этапах производства обычно исходит от следователя, в производстве которого находится дело, однако она может исходитьот начальника следственного отдела либо от руководителя оперативнорозыскного подразделения или начальника правоохранительного органа, заинтересованных в эффективном окончании расследования. Организуя взаимодействие, следователь и соответствующие руководители должны обеспечивать преемственность мероприятий первоначального этапа, определять организационные формы взаимодействия, его характер и содержание с учетом того, раскрыто или не раскрыто преступление на первоначальном этапе, задержан подозреваемый или скрылся от органов расследования.

После установления лица, совершившего преступление, принимаются меры для привлечения его к уголовной ответственности в качестве обвиняемого, допроса и применения к нему меры пресечения. Предъявление обвинения конкретному лицу или группе лиц далеко не всегда ведет к прекращению взаимодействия. После этого нередко основные усилия участников взаимодействия должны быть нацелены на всестороннее и полное установление всех обстоятельств, характеризующих предмет доказывания по уголовному делу. Информация из расследуемого уголовного дела с ведома органа, в производстве которого оно находится, используется сотрудниками оперативнорозыскных подразделений для активизации оперативнорозыскной деятельности на обслуживаемых ими объектах и участках.
Если преступление на первоначальном этапе производства по делу окажется нераскрытым, руководителиорганов внутреннихдел,следственногоаппаратаиоперативнорозыскных подразделений на последующих этапах обеспечивают:
• согласованную работу сотрудников оперативнорозыскных подразделений со следователями и другими участниками взаимодействия по построению и отработке версий;
• квалифицированное осуществление оперативнорозыскных мероприятий и процессуальных действий, проведение которых следователем может быть поручено органамдознания;
• применение оперативнорозыскных возможностей дляотработки версий, оперативной проверки подозреваемых,проверки показаний потерпевших, свидетелей, подозреваемых и обвиняемых;
• активное использование оперативнотехнических средств,криминалистических методов и достижений науки и техники для раскрытия преступления (преступлений);
• анализ информации о новых преступлениях с тем, чтобыобнаружить противоправные действия преступников, если они будут продолжаться, а также ретроспективныйанализ информации о ранее совершенных преступлениях, в том числе на территориях, обслуживаемых другимиследственными и оперативнорозыскными аппаратами;
• контроль за деятельностью участников раскрытия преступлений, оказание им эффективной практической иметодической помощи.
По нераскрытому преступлению составляется план согласованных следственных действий и оперативнорозыскных мероприятий, копия которого помещается в оперативнопоисковое дело. В развитие этого плана составляется отдельный план оперативнорозыскных мероприятий. План согласованных следственных действий и оперативнорозыскных мероприятий утверждается начальником следственного отдела и начальником криминальной милиции (либо начальником органа внутренних дел и начальником следственного отдела). План оперативнорозыскных мероприятий утверждается начальником криминальной милиции. Руководители, утвердившие данные планы, осуществляют контроль за проведением запланированных мероприятий.
Одновременно с заведением оперативнопоискового дела руководители должны принять решение о следственнооперативной группе, которую в зависимости от сложности преступления, профессиональной квалификации сотрудников, их загруженности по другим делам и т.п. можно оставить в прежнем составе либо создать новую следственнооперативную группу либо частично обновить ранее созданную.
При организации работы по зональному принципу взаимодействие со следователем поручается сотрудникам оперативнорозыскных подразделений, работающим в соответствующих зонах, где совершено преступление, а по линейному принципу — наиболее опытным сотрудникам криминальной милиции и принеобходимости других оперативнорозыскных подразделений, а также руководящему составу.
Как показывает практика, эффективнымиявляютсяследующиемероприятия, планируемые и проводимые на дальнейших этапах производства по уголовным делам:
• дополнительные и повторные проверки по учетам;
• ориентирование более широкого круга правоохранительных подразделений и органов о нераскрытых преступлениях;
• анализ материалов о других преступлениях (в том числесовершенных сходными способами);
• направление заданий в места лишения свободы;
• продолжение активного поиска преступников по приметам их внешности, возможным следам на одежде и теле;
• активный поиск добытого преступным путем имущества;
• дополнительные опросы населения, поиск орудий и следов преступления на местности (если есть сомнения, чтораньше это было сделано недостаточно профессионально);
• повторные осмотры мест происшествий и прилегающих кним территорий;
• использование обнаруженных на месте происшествиявещественных доказательств, включая микроследы, длявыявления лиц, причастных к преступлению;
• проверка заподозренных и других причастных к преступлению лиц, если она на первоначальном этапе производства по делу не проводилась или проводилась поверхностно.
Положительные результаты нередко дает оперативная проверка в установленном порядке подозреваемых (обвиняемых) в совершении аналогичных (схожих) преступлений по месту их задержания, в том числе не только органами внутренних дел, но и другими правоохранительными органами. В необходимых случаях оперативные мероприятия в отношении таких лиц проводятся после их этапирования в места производства предварительного следствия по делу о нераскрытом преступлении. При этом работа с лицами, проходящими по другим уголовным делам, возможна и допустима только с разрешения следователей, в производстве которых находятся эти дела.

Взаимодействие должно быть непрерывным до завершения расследования, однако интенсивность согласованных следственных действий и оперативнорозыскных мероприятий, равно как иных мероприятий, регулируется с учетом достигаемых результатов. Взаимодействие не следует свертывать, если не все преступления раскрыты, не все эпизоды преступной деятельности выявлены, если имеются обоснованные предположения о причастности обвиняемых (подозреваемых) к совершению других преступлений.
Начальник следственного отдела обязан обеспечить использование следователями помощи сотрудников оперативнорозыскных подразделений, милиции общественной безопасности и иных участников взаимодействия строго по назначению. Поручения и указания следователя о производстве розыскных и следственных действий и по другим вопросам взаимодействия адресуются начальнику органа дознания, даются в письменном виде и являются для органов дознания обязательными. Наличие в плане согласованных следственных и оперативнорозыскных мероприятий пункта, предусматривающего проведение тех или иных следственных действий сотрудниками органов дознания, не освобождает следователя от обязанности направить начальнику органа дознания письменное поручение (указание) о проведении указанного в плане следственного действия. В противном случае производство сотрудником органа дознания следственного действия окажется неправомерным, а результаты такого следственного действия не будут иметь юридического значения (ч.З ст.69 УПК РСФСР).