§ 1. Понятие и содержание организации работы по раскрытию и расследованию преступлений

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Понятие и содержание организации работы по раскрытию и расследованию преступлений |
§ 1. Понятие и содержание организации работы по раскрытию и расследованию преступлений

Первоначально в теории отечественного уголовного судопроизводства и в криминалистике процесс расследования преступлений с учетом его розыскного характера дифференцировался на два этапа (периода). К задаче первого этапа (предварительного или генерального следствия) относилось выявление факта преступления и установление лиц, совершивших его. Эта задача возлагалась на органы дознания. На втором этапе (он именовался дальнейшим расследованием в связи с появлением обвиняемого) в задачу органов следствия (следователей) входило обнаружение достаточно обстоятельных и полных доказательств для предания обвиняемого суду (В.К. Случевский, Н.Н. Розин).
В советской уголовнопроцессуальной и криминалистической литературе предварительное расследование также подразделялось на два этапа: первоначальный — от возбуждения уголовного дела до предъявления обвинения и последующий — производство следственных действий до окончания расследования (М.С. Строгович, П.С. Элькинд). В то же время среди криминалистов и процессуалистов были и несколько иные подходы к периодизации расследования. В частности, И.Н. Якимов, В.И. Громов, Н.В. Крыленко выделяли три этапа в расследовании: начальный, последующий и заключительный. Существует и точка зрения, в соответствии с которой в процессерасследования усматриваются не только первоначальный и последующий этапы, но при наличии оснований, предусмотренных ст. 195 УПК РСФСР, также и такой этап, как производство по приостановленному уголовному делу (В.А. Михайлов).

Дифференциация стадий уголовного судопроизводства и четкое уяснение сущности каждой из них позволяют определить оптимальную структуру криминалистической методики расследования преступлений и обозначить практически значимые рекомендации не только процессуального и криминалистического, но также организационноуправленческого характера, учет которых важен в процессе раскрытия и расследования преступлений.
В органах внутренних дел организаторами раскрытия и расследования преступлений являются первые руководители, т.е. министры внутренних дел, начальники УВД, ГУВД, УВДТ, начальники горрайлинорганов внутренних дел, начальники органов дознания и органов предварительного следствия, а также следователи, возглавляющие следственные и следственнооперативные группы.
Первые руководители министерств и управлений внутренних дел организационно обеспечивают криминологическое прогнозирование, разработку стратегии и тактики борьбы с преступностью, в том числе с участием органов предварительного следствия и дознания. Они издают ведомственные нормативноправовые акты по вопросам организации раскрытия, расследования и предупреждения преступлений и управления деятельностью указанных органов; принимают меры, гарантирующие процессуальную самостоятельность и независимость следователей и начальников следственных отделов и органов дознания; организуют проверки соблюдения законности, анализ и обобщение причин ее нарушения в процессуальной, оперативнорозыскной, экспертнокриминалистической деятельности и на этой основе — разработку и осуществление мер по дальнейшему совершенствованию функционирования органов предварительного следствия, дознания, экспертнокриминалистических, оперативнорозыскных подразделений и других служб органов внутренних дел.
Руководители органов предварительного следствия и дознания в целях организации раскрытия и расследования преступлений управляют процессами сбора и анализа процессуальной и оперативнорозыскной информации, планирования, организации взаимодействия и осуществляют процессуальный и ведомственный контроль за деятельностью органов предварительного следствия и дознания, организуют оказание им методической и практической помощи.
Под взаимодействием следует понимать единовременное (разовое) или достаточно продолжительное (длительное по времени) объединение сил, средств и методов органов внутренних дел и других правоохранительных органов для достижения задач выявления, быстрого и полного раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Правовые и организационные основы и формы взаимодействия установлены уголовнопроцессуальным законодательством и ведомственными нормативноправовыми актами.
К числуправовыхформвзаимодействияотносятся:
• выявление органами дознания преступлений, по которымпроизводство предварительного следствия обязательно,возбуждение ими уголовных дел в таких случаях и проведение по ним неотложных следственных действий и оперативнорозыскных мероприятий для выявления лиц, которые совершили преступления (ст. 119 УПК РСФСР);
• выполнение органами дознания по своей инициативеоперативнорозыскных мер для установления преступника по делам, по которым они вели неотложные следственные действия, но преступление не раскрыли, с уведомлением следователей о результатах (ст. 119 УПК РСФСР);
• выполнение органами дознания розыскных и следственных действий в соответствии с поручениями и указаниями органов предварительного следствия или прокуроровпо делам, находящимся в производстве следователей (ст.119; ч.4 ст.127 УПК, п.4 ст.211 УПК РСФСР);
• содействие органов дознания органам предварительногоследствия при выполнении следственных действий в соответствии с поручениями и указаниями следователей (ч.4 ст.127 УПК РСФСР);
• производство органами дознания другого района розыскных и следственных действий в соответствии с поручениями следователей (ст, 132 УПК РСФСР);
• производство розыска обвиняемых органами дознания всоответствии с поручениями следователей (ст. 196 УПК РСФСР);
• принятие органами дознания по поручениям следователямер к установлению лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых по делам, приостановленным производством (ст. 197 УПК РСФСР);
• участиеспециалистов правоохранительных органоввпроведенииследственныхдействий (ст. 133—1 УПК РСФСР);
• проведение экспертиз в экспертных учреждениях правоохранительных органов (ст. 187 УПК РСФСР);
• задержание органом дознания подозреваемых в совершении преступлений лиц в соответствии с поручениямиследователей (по постановлениям следователей);
• содержание в ИВС МВД РФ задержанных и заключенных под стражу; содержание в СИЗО Министерства юстиции РФ заключенных под стражу;
• привод в соответствии с поручениями следователей органами дознания обвиняемых (подозреваемых), свидетелейи потерпевших, специалистов, экспертов (ст.73, 147 УПК РСФСР).
Наиболеераспространенныеорганизационныеформывзаимодействия:
• придание следователю (группе следователей, дознавателю, группе дознавателей) на время следствия (дознания) или на время проведения отдельного следственного действия (отдельных следственных действий) для оказанияпомощи и содействия, а также для выполнения оперативнорозыскных и иных мероприятий сотрудников (сотрудника) оперативнорозыскных подразделений (оперативнорозыскного подразделения), специалистов и других сотрудников;
• создание следственнооперативных групп различного назначения и состава;
• согласованное планирование и проведение процессуальных действий, оперативнорозыскных, организационныхи иных мероприятий при проверке и рассмотрении заявлений (сообщений) о преступлениях и в ходе их раскрытия и расследования;
• совместная организация поиска преступников по горячим следам с использованием данных осмотра места происшествия и другой информации;
• взаимное информирование участников взаимодействия исовместное обсуждение ими собранных по делу данных,выдвижение версий, определение наиболее действенныхспособов их проверки процессуальным и оперативнорозыскным путем.
Правильноорганизованноевзаимодействиеобеспечивает:
• оптимальное использование возможностей субъектов взаимодействия;
• сочетание гласных (процессуальных и непроцессуальных) методов раскрытия и расследования преступлений с негласными оперативнорозыскными, в том числе научнотехническими, средствами и методами;
• решение задач предотвращения и раскрытия преступлений, розыска преступников, применения к ним предусмотренных законом мер процессуального принуждения;
• выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений.
Руководители организуют взаимодействие на плановой основе. В планеминистерства, управления, отдела внутренних дел в этих целях, как правило, должныпредусматриваться:
• совместные мероприятия органов предварительного следствия и дознания, оперативнорозыскных служб, экспертнокриминалистическихииныхподразделений
МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ГОРОВД, ЛОВД с другимиправоохранительными органами по комплексному разрешению проблем раскрытия и расследования преступлений;
• подготовка информаций и предписаний, затрагивающихобщие интересы следственных аппаратов, органов дознания, оперативнорозыскных, экспертнокриминалистических и других служб всех заинтересованных правоохранительных органов;
• заслушивание отдельных исполнителей и руководителейслужб по вопросам взаимодействия и его организациипри раскрытии и расследовании преступлений (как в целом, так и по отдельным делам, по группе дел);
• совместное обсуждение участниками взаимодействия ируководителями различного уровня и направлений оперативной обстановки, перспектив и возможностей раскрытия и расследования преступлений и разработка комплексных мер по повышению уровня и эффективностисовместной деятельности в борьбе с преступностью.
Эффективностьпроцессоввзаимодействияи егоорганизацииобеспечивается, если соблюдены следующие принципы:
• четкое уяснение участниками взаимодействия его целейи задач;
• процессуальная самостоятельность следователей, органовдознания и судебных экспертов;
• самостоятельностьсотрудниковоперативнорозыскныхподразделений и специалистов в выборе средств и тактических приемов при осуществлении согласованных мероприятий;
• соблюдение участниками взаимодействия и его организаторами и руководителями требований законности;
• комплексное использование сил и средств, которымирасполагают субъекты взаимодействия;
• непрерывный обмен информацией участников, организаторов и руководителей взаимодействия, неразглашениеими данных и результатов их деятельности;
• согласованное планирование и согласованное выполнение следственных действий, розыскных и оперативнорозыскных мероприятий;
• процессуальный контроль за взаимодействием и процессуальное руководство взаимодействием;
• ведомственный контроль за взаимодействием и ведомственное руководство взаимодействием со стороны первыхруководителей МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ГОРОВД, ЛОВД, органов предварительного следствия;
• прокурорский надзор и судебный контроль в процессевзаимодействия за исполнением законов его участникамии руководителями.
Как показывает практика следственной работы, наиболее эффективно взаимодействие в раскрытии и расследовании преступлений осуществляется в составе следственнооперативных групп (СОГ). В зависимости от выполняемых задач создаются следующие виды СОГ:
• постоянно действующие или специально создаваемые надежурные сутки (дежурные СОГ), направляемые для осмотра мест происшествий и раскрытия преступлений втечение дежурных суток;
• целевые (временные), создаваемые для раскрытия и расследования преступлений по конкретным делам;
• постоянно действующие, специализирующиеся на раскрытии и расследовании отдельных видов преступлений (квартирных краж, дорожнотранспортных происшествий, преступлений несовершеннолетних, преступлений всфере экономики, организованной преступной деятельности, других тяжких и особо тяжких преступлений, преступлений, совершаемых в условиях чрезвычайного положения и т.п.);
• межрегиональные;
• совместные (межведомственные) СОГ или бригады;
• международные СОГ или бригады.
Состав и численность СОГ зависят от объема и характера предстоящей согласованной процессуальной, оперативнорозыскной, научнотехнической и организационной деятельности. Следственнооперативная группа в органах внутренних дел создается управленческим решением первого руководителя МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, горрайлиноргана внутренних дел. Практикуется создание СОГ совместным управленческим решением руководителя следственного аппарата и оперативнорозыскного подразделения, сотрудники которых включаются в состав СОГ в качестве ее участников. Межведомственная СОГ создается управленческими решениями руководителей правоохранительных органов, сотрудники которых включаются в еесостав. Руководителями СОГ назначаются наиболее опытные следователи, но могут назначаться ими и начальники (заместители начальников) следственных подразделений.
Организация раскрытия и расследования преступлений на территории обслуживания органа внутренних дел осуществляется с учетом оперативной обстановки. Для ее изучения используются не только материалы статистики, различных учетов, но и личные наблюдения, результаты анализа уголовных дел, дел оперативной проверки и розыскных дел, беседы с населением и представителями органов местного самоуправления и общественности. Эффективному слежению за оперативной обстановкой помогают личные картотеки, учетные материалы оперативнорозыскных подразделений и органов расследования. Большие возможности в организации эффективного слежения за оперативной обстановкой дает использование персональных компьютеров для накопления процессуальной, оперативной и т.п. информации.