§ 3. Организационнотактические приемы использования результатов оперативнорозыскной деятельности в расследовании преступлений

| Правовой портал "Правопорядок" | § 3. Организационнотактические приемы использования результатов оперативнорозыскной деятельности в расследовании преступлений |
§ 3. Организационнотактические приемы использования результатов оперативнорозыскной деятельности в расследовании преступлений

На практике сложилось нескольконаправленийиспользования результатов ОРД в расследовании преступлений:
1) при решении вопроса о возбуждении уголовного дела вкачестве повода и основания;
2) для планирования расследования уголовного дела и выдвижения следственных версий;
3) для подготовки и проведения следственных действий, определения наиболее целесообразных тактических приемов приих производстве;
4) в качестве источников фактических данных после их получения в установленном в УПК порядке.
В теории и на практике выработан ряд тактических приемов использования результатов ОРД в каждом из отмеченных направлений, получивших отражение в ведомственных нормативных актах1.
Использование результатов оперативнорозыскной деятельности при решении вопроса о возбуждении уголовного дела. Приреализации результатов ОРД в форме возбуждения уголовного дела должностные лица органов внутренних дел различного ранга, оперативные работники и следователи предпринимают ряд действий, которые можно объединить в определенную систему:

Действия оперативного работника. Оперативный работник, полагая, что собранных в результате проведения ОРМ данных достаточно для возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, докладывает об этом начальнику соответствующего отдела (отделения), а в тех подразделениях, где они структурно не выделены, — непосредственно начальнику криминальной милиции или его заместителю.
Получив согласие одного из указанных руководителей на реализацию оперативных данных, он подбирает материалы, содержащие фактические данные, указывающие на признаки преступления, и направляет их следователю для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Разграничение функций оперативных работников и следователя. Следователи, как правило, сами возбуждают дела своей подследственности. Оперативные работники возбуждают такие дела и проводят по ним неотложные следственные действия, предусмотренные ст. 119 УПК РСФСР, когда необходимо пресечь преступление или когда следователь не имеет возможности немедленно приступить к расследованию, а промедление в реагировании на сообщение о подготавливаемом или совершенном преступлении может привести к утрате возможности задержания виновных с поличным, получения важных доказательств и обеспечения полного возмещения материального ущерба.
Материалы, подлежащие передаче в следственное подразделение. Оперативные работники могут направлять в следственные аппараты для решения вопроса о возбуждении уголовного дела следующие материалы, полученные в результате ОРД:
• протоколы осмотра;
• заявления и объяснения граждан;
• справки судебномедицинского освидетельствования;
• заключения специалистовкриминалистов, государственных и ведомственных инспекций, аудиторских фирм;
• бухгалтерские документы;
• другие несекретные материалы, содержащие фактическиеданные о событии преступления и лицах, его совершивших.
Запрещается приобщать к уголовным делам материалы, источники, методы получения которых не подлежат расшифровке.
Оформление передачи материалов в следственное подразделение. Подлежащие направлению в следственные аппараты материалы приобщаются к составленному оперативным работником рапорту на имя начальника (заместителя начальника) криминальной милиции. В нем указывают, каким путем (в результате проведения официальной проверки или ОРМ) получены сведения о преступлении, обстоятельства его совершения и квалификация содеянного по действующему УК; фамилии установленных потерпевших и подозреваемых; сумма материального ущерба; источники, из которых могут быть получены доказательства; обоснованный вывод о необходимости передачи материалов в следственный аппарат. Рапорт, кроме исполнителя, подписывает также начальник оперативного отдела (отделения).
Движение первичных материалов. По докладу оперативного работника или руководителя оперативного подразделения начальник криминальной милиции (или его заместитель) рассматривает рапорт с приобщенными к нему материалами. Если он сочтет материалы достаточными для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, а изложенные в рапорте доводы — обоснованными, то письменным указанием об их рассмотрении адресует материалы руководителю следственного подразделения либо следователю.
Ранее направление материалов в следственное подразделение оформлялось лишь упомянутым рапортом оперативного работника. В настоящее время данный порядок несколько изменен. В соответствии с ч.З ст.11 Федерального закона от 12 августа 1995 г. «Об оперативнорозыскной деятельности» представление результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами. В данном случае речь должна идти о постановлении начальника криминальной милиции или его заместителя, проект которого составляет оперативный работник.
Указанное постановление и приложенные материалы к нему, рассмотренные начальником органа дознания, передаются после регистрации в канцелярии начальнику следственного подразделения (следователю).
Следователю должны представляться для ознакомления материалы оперативнорозыскной деятельности без указания источников и способов их получения.
Начальник следственного подразделения и следователь должны изучить поступившие от органа дознания материалы и принять по ним решение в сроки, установленные ст. 109 УПК РСФСР.
Следователь оценивает представленные материалы с юридических и фактических позиций: наличие в материалах законных поводов и оснований для возбуждения уголовного дела и возможность их легализации в процессе доказывания.
В качестве материалов могут быть представлены:
• заявления (сообщения) о преступлениях;
• предметы и документы со следами преступления;
• акты инвентаризаций, проверок, обследований, контрольных закупок, предварительных исследований, документальных ревизий, аудиторских проверок;
• объяснения лиц, осведомленных о преступной деятельности подозреваемых, различного рода переписка, «чернаякасса»;
• записи и расчеты, свидетельствующие о фактах вывоза,сбыта и скупки похищенного;
• иные материалы, содержащие сведения о совершенномили подготавливаемом преступлении.
Критерий готовности материалов. Критерием оценки готовности оперативных материалов для возбуждения по ним уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки совершенного или подготавливаемого преступления.

По делам об экономических преступлениях документальная ревизия должна назначаться, как правило, до возбуждения уголовного дела.
Если данные, содержащиеся в оперативном материале, не позволяют принять решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом, начальник следственного подразделения (или следователь) возвращает их через начальника криминальной милиции в соответствующее оперативное подразделение. При этом в мотивированной справке должно быть указано, что конкретно препятствует решению вопроса о возбуждении уголовного дела и успешному его расследованию, какие обстоятельства или данные необходимо дополнительно установить или проверить.
Предлагая назначить инвентаризацию или ревизию, начальник следственного подразделения (следователь) совместно с оперативными работниками обсуждают круг вопросов, подлежащих выяснению.
Получив от следователя материалы для дополнительной проверки, оперативный работник без проведения такой проверки не вправе самостоятельно возбуждать уголовные дела не своей подследственности.
Только в исключительных случаях, когда в ходе дополнительной проверки выявляются обстоятельства, требующие немедленного проведения расследования, задержания преступника, обыска и других неотложных следственных действий, орган дознания возбуждает уголовные дела, по которым обязательно предварительное следствие, уведомляет об этом начальника следственного подразделения (следователя), от которого поступили материалы.
Оперативный работник, выполнив в ходе дополнительной проверки указания, направленные на выявление обстоятельств преступления, возвращает материалы в следственное подразделение в том же порядке.
Порядок разрешения разногласий. При несогласии с выводами начальника следственного подразделения (следователя) начальник криминальной милиции направляет все материалы со своими письменными возражениями начальнику вышестоящего следственного подразделения, который принимает решение по представленным для возбуждения уголовного дела материалам. Возможно обращение также к надзирающему прокурору.

В тех случаях, когда материалы ОРД, представленные в следственное подразделение, дают основания для отказа в возбуждении дела, копию постановления об этом целесообразно направить для сведения оперативному работнику, готовившему материалы.
Если в ходе дополнительной проверки будут получены данные, указывающие на признаки преступления, по которому производство предварительного следствия не обязательно, начальник криминальной милиции направляет материалы в соответствующее подразделение милиции общественной безопасности для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и производства дознания в порядке, предусмотренном ст. 120 УПК РСФСР.
¦ Использование результатов оперативнорозыскной деятельности для планирования расследования уголовного дела и выдвижения следственных версий. В соответствии с требованиями упомянутых выше нормативных правовых актов МВД России реализация данных оперативной проверки и оперативной разработки, связанная с возбуждением уголовного дела и производством предварительного следствия, должна осуществляться по специальному плану следственных действий и ОРМ. Этот план составляется следователем и сотрудником оперативного подразделения, согласовывается с их непосредственными начальниками и утверждается руководителем горрайлиноргана внутренних дел.
До составления такого плана оперативный работник с разрешения соответствующего руководителя знакомит следователя с материалами предварительной оперативной проверки и оперативной разработки в том объеме и такими способами, которые исключают разглашение источников и приемов получения оперативной информации. Следователь и оперативный работник всесторонне оценивают собранные данные и определяют направления и порядок их использования, производят расчет сил и средств, необходимых для проведения намеченных ОРМ и следственных действий, определяют время и место их выполнения.
Проведению реализации результатов ОРД может предшествовать ее обсуждение с участием руководителей оперативного и следственного подразделений. В ходе этого обсуждения инициатор оперативной разработки и следователь, ответственный за реализацию материалов, докладывают свои предложения, определяют расчет сил и средств, необходимых для успешного проведения реализации. По результатам обсуждения составляется план реализации.
План включает в себя: розыскные и следственные версии; данные, подлежащие установлению для проверки этих версий; перечень следственных действий; обстоятельства, подлежащие установлению оперативным путем; сроки и исполнителей.
В планереализациидолжны быть отражены:
• состав следователей и оперативных сотрудников, привлекаемых к проведению реализации;
• обеспечение работы следственнооперативной группысилами подразделений наружного наблюдения, группызахвата из числа сотрудников подразделений специального назначения;
• расчет необходимых технических средств (средствасвязи, видеозаписи, автотранспорт);
• участие специалистовкриминалистов по профилю;
• состав отдельных следственнооперативных групп;
• постановка перед каждой группой конкретныхз а д а ч. В число таких задач, как правило, входят:
1) задержание (захват) конкретного лица;
2) его личный обыск;
3) получение с участием специалиста необходимых образцов (почерка, ногтевых срезов, волос, смывов и т.д.) для сравнительного исследования;
4) проведение тестового экспрессанализа изъятых веществ иобъектов;
5) освидетельствование лица на предмет выявления признаковопьянения (алкогольного, наркотического);
6) допрос лица в связи с выявленными при его захвате обстоятельствами, указывающими на причастность к преступлению;
7) задержание лица при наличии указанных в законе основанийпо подозрению в совершении преступления в соответствиисо ст. 122 УПК РСФСР;
8) допрос подозреваемого;
9) производство обысков и выемок по месту жительства и работы подозреваемого;
10) доставление подозреваемого в ИВС;
11) назначение криминалистических экспертиз по изъятым у задержанного веществам, образцам (смывам, волосам и т.д.);
12) допрос свидетелей и потерпевших.
Перечень подлежащих решению группы вопросов в виде «вопросника» вручается руководителю каждой группы.
На сотрудников каждой такой группы возлагается обеспечение участия понятых, переводчиков и других необходимых участников процесса.
После проведения реализации старшие группы — следователь и оперативный сотрудник — докладывают о выполнении поставленных задач, объясняют причины, по которым то или иное направление работы не выполнено. При этом производится анализ работы каждой такой группы с отражением допущенных ошибок или, наоборот, принятия удачных или нестандартных решений.
В дальнейшем оперативный работник тесно взаимодействует со следователем, информируя его о ходе выполнения плана, результатах ОРМ и поступившей информации.
Использование результатов оперативнорозыскной деятельности при производстве следственных действий. Результаты ОРД могут использоваться для установления оснований проведения следственных действий, их подготовки, определения наиболее целесообразных тактических приемов производства. При подготовке и определении тактики следственных действий могут использоваться любые результаты ОРД. Несколько иначе обстоит дело с возможностью использования их в качестве основания следственных действий. В этом качестве могут служить лишь такие результаты, источники получения которых не составляют служебной тайны и которые приобщены к материалам уголовного дела. Сведения, полученные из источников, не подлежащих расшифровке, могут быть положены в основу решения лишь о тех следственных действиях, производство которых закон не связывает с наличием процессуальных доказательств (обыск, выемка, осмотр, освидетельствование, допрос свидетелей и потерпевших).
Результаты ОРД чаще всего используются при задержании подозреваемого, производстве обыска, допросов и некоторых других следственных действий.

Так, когда планируется задержание подозреваемого, результаты ОРД учитываются при определении тактики, способов, и времени захвата лица, задержание которого планируется осуществить. Активно используются возможности оперативнотехнических подразделений, принимаются меры по обеспечению технического контроля за реализацией преступных действий подозреваемого. С этой целью осуществляется постоянное прослушивание его телефонных или иных переговоров. Полученная информация о готовящемся преступном акте должна быть немедленно передана следователю или иному лицу, осуществляющему руководство реализацией оперативнорозыскных материалов.
При проведении задержания целесообразно сам процесс задержания, особенно ситуацию захвата с поличным, зафиксировать на видеопленку. Это позволит в дальнейшем более активно использовать материалы задержания при допросах обвиняемых и избежать их необоснованных жалоб на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов.
Особую ценность представляет оперативная информация о том, где конкретно в помещении находится подозреваемый, где хранятся имеющие отношение к преступлению предметы и документы. Это позволит правильно определить место и способ проникновения в помещение, исключит попытки подозреваемого уничтожить следы преступления.
Перед проведением задержания в закрытых помещениях (квартирах, офисах и т.д.), необходимо получить сведения о круге лиц, имеющих доступ в квартиру.
Как показывает практика, сбытчики наркотиков, например, имеют укрепленные входные двери, как правило, металлические, с сейфовыми системами запоров. Необходимо постоянно наблюдать за окнами помещений для того, чтобы иметь возможность проконтролировать получение таким путем денег, наркотических средств, пресечь выбрасывание предметов в момент задержания, фиксировать такие действия на видеопленку.
Следует отметить, что далеко не всегда в современной ситуации можно войти в квартиру под видом «почтальонов», «ошибшихся адресом прохожих» и т.д., поскольку преступники открывают двери, как правило, только определенному, узкомукругу лиц из числа их знакомых. По той же причине маловероятна попытка проникнуть в помещение в связи с «отключением» света, газа, воды, телефона и т.д. В этих случаях из квартир выходят все, кроме лиц, представляющих интерес для сотрудников следственнооперативной группы.
Особую ценность результаты ОРД имеют при подготовке к проведению обыска. Как показывает опыт, отказ от использования этих результатов, как правило, ведет к тому, что обыск не дает ожидаемых результатов, превращаясь в процедурную формальность.
В ходе ОРМ могут быть получены данные о лицах, у которых намечается обыск, в том числе сведения, характеризующие возраст, профессию, специальные навыки, род занятий; образ жизни, особенности поведения в быту и на работе; склонности и увлечения; состав семьи, отношения в семье, с соседями, сотрудниками по месту работы; повседневный распорядок в семье или режим на работе; знакомства и связи (в частности, с преступной средой); наличие в прошлом судимостей и т.д.
От получения перечисленных сведений зависит результативность обыска.
Например, представление о профессии и специальных навыках обыскиваемого нередко позволяет верно определить, где могут находиться отыскиваемые предметы. Из следственной практики известно, что каменщики бывают склонны скрывать ценности и иные предметы в каменных стенах, печники — в печах и дымоходах, сантехники — в водопроводной, отопительной или канализационной системах, столяры — в мебели и деревянных частях помещений, радиолюбители — в аппаратуре, пчеловоды — в ульях и т.д.1
Целесообразно установить наблюдение за обыскиваемым; выяснить, есть ли у него оружие и способен ли он оказать сопротивление.
Оперативные работники могут оказать существенную помощь в сборе сведений об особенностях места производства
1 См.: Следственные действия (процессуальная характеристика, тактические и психологические особенности) / Под ред. Б.П.Смагоринского. — М.: УМЦ при ГУК МВД РФ, 1994. С. 7071.

следственного действия, конструктивных особенностях и условиях эксплуатации здания (количество этажей, входов и выходов; планировка комнат и подсобных помещений; наличие окон, чердачных и подвальных помещений, хозяйственных построек; факт производства ремонтов, их время и объем), системе запоров и охранной сигнализации, наличии сторожевых собак. Последнее обстоятельство, в частности, может потребовать привлечения к производству обыска специалистакинолога.
Использование результатов оперативнорозыскной деятельности в качестве источников фактических данных в доказывании по уголовным делам. Результаты ОРД могут использоваться в доказывании по уголовным делам в той или иной форме в зависимости от их внешнего выражения.
Так, акты, справки, рапорты, протоколы, отражающие результаты ОРМ и факт применения технических средств; расшифровки (распечатки) оперативнотехническими подразделениями прослушанных телефонных переговоров и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической связи, представляют собой предусмотренные в ст.88 УПК РСФСР документы. Эти документы играют важную удостоверительную роль для последующей процессуальной проверки.
Материальные (физические) носители информации (фонограммы, видеограммы, киноленты, фотоснимки), на которых запечатлена информация, могущая служить средством к обнаружению преступления, установлению фактов, обстоятельств дела, фигурируют в уголовных делах как вещественные доказательства. Такие предметы следователю необходимо осмотреть и вынести постановление о признании их вещественными доказательствами. В процессе осмотра аудио, видеокассет в протоколе необходимо отразить не только внешний вид этих носителей информации с закреплением их индивидуальных особенностей, но и содержание фонограммы, видеозаписи в той части, которая относится к делу (соответственно, с их прослушиванием, просмотром). После осмотра носители информации Должны быть упакованы, опечатаны в присутствии понятых и сданы на хранение.
В соответствии с требованиями УПК результаты просмотра и прослушивания аудио, видеокассет необходимо отразить в протоколе осмотра предметов.

Проверка фактических данных, полученных в результате проведения ОРМ, заключается в проведении комплекса следственных действий, направленных на выяснение обстоятельств и условий получения этих данных. С этой целью могут быть предприняты допрос в качестве свидетеля оперативного работника, составившего рапорт, акт или справку о проведении ОРМ; допрос граждан, участвовавших в ОРМ; допрос лица, применявшего непосредственно оперативнотехнические средства. Важное значение в проверке полученных данных имеет назначение соответствующих судебных экспертиз, среди которых могут быть: видео, фоноскопическая, портретная (по фото, кинокадрам, видеозаписи), фоноскопическая, техникокриминалистическая. Обстоятельства, зафиксированные в процессе проведения ОРМ, могут быть проверены в результате осмотра участков местности, помещений, предметов, документов, а также другими следственными действиями.
Важнейшим условием использования результатов ОРД в доказывании по уголовному делу является их проверяемость. Сведения неизвестного происхождения не могут быть признаны доказательствами.