§ 2. УСЛОВИЯ И пределы допустимости использования результатов оперативнорозыскной деятельности в расследовании преступлений

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. УСЛОВИЯ И пределы допустимости использования результатов оперативнорозыскной деятельности в расследовании преступлений |
§ 2. УСЛОВИЯ И пределы допустимости использования результатов оперативнорозыскной деятельности в расследовании преступлений

Оперативнорозыскная деятельность осуществляется посредством проведения ОРМ, перечень которых содержится в ст.6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144ФЗ «Об оперативно розыскной деятельности».
В перечень оперативнорозыскныхмероприятийвходят:
1) опрос;
2) наведение справок;
3) сбор образцов для сравнительного исследования;
4) проверочная закупка;
5) исследование предметов и документов;
6) наблюдение;
7) отождествление личности;
8) обследование помещений, зданий, сооружений, участковместности и транспортных средств;
9) контроль почтовых отправлений, телеграфных и иныхсообщений;
10) прослушивание телефонных переговоров;
11) снятие информации с технических каналов связи;
12) оперативное внедрение;
13) контролируемая поставка;
14) оперативный эксперимент.
Приведенный перечень ОРМ является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Он может быть дополнен только федеральным законом.
В ходе проведения ОРМ используются информационные системы, видео и аудиозапись, кино и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

Проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и приналичииинформации:
1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.
2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.
3. О событиях или действиях, создающих угрозу государственной,военной,экономической илиэкологическойбезопасности Российской Федерации.
Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении ОРМ осуществляется судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий или по местунахождения органа, ходатайствующего об их проведении. Указанные материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично и незамедлительно. Судья не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления.
Основанием для решения судьей вопроса о проведении ОРМ, ограничивающего конституционные права граждан, является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД. По требованию судьи ему могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований для проведения ОРМ; за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы; о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД; и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе; об организации и тактике проведения ОРМ.
По результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает проведение соответствующего ОРМ либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения ОРМ одновременно с возвращением представленных им материалов.
В случае, если судья отказал в проведении ОРМ, которое ограничивает конституционные права граждан, орган, осуществляющий ОРД, вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд.
В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД, допускается проведение указанных ОРМ с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения ОРМ орган, осуществляющий ОРД, обязан получить судебное решение о проведении такого ОРМ либо прекратить его проведение.
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.
Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД.
Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
В результате проведения ОРМ получают фактические данные, различные предметы и документы, которые могут быть использованы в расследовании совершенного преступления.
В зависимостиотформывнешнего выражениярезультаты ОРД представляют:
а) устные сведения, задокументированные в установленной форме;
б) предметы и документы;
в) материальные носители результатов применения оперативнотехнических средств (видео и аудиозапись, кино и фотосъемка и т.д.).
В зависимостиотвозможностирасшифрованияисточники полученных результатов делятся на две категории:
• результаты ОРД, источники которой могут быть расшифрованы;
• результаты, полученные из источников, не подлежащихрасшифровке.
Результаты оперативнорозыскной деятельности, источники которой не подлежат расшифровке, могут быть использованы лишь в качестве ориентирующей информации. Это может быть информация:
1) ориентирующая следователя о действиях и поведениилиц, причастных к расследуемому событию;
2) ориентирующая следователя о местонахождении объектов, имеющих значение для дела;
3) содержащаяся в материальных образованиях1.
К первому виду ориентирующей информации относятся:
• сведения о преступной деятельности подозреваемых иобвиняемых;
• о действиях различных лиц по сокрытию совершенныхпреступлений;
• о противодействии расследованию;
• о лицах, предметах и документах, могущих стать источниками указанных сведений.
На основе этой информации могут определяться основные направления расследования, выдвигаться версии о личности вероятного преступника, определяться очередность следственных действий и т.д. Важной задачей при этом остается поиск путей придания ориентирующей информации процессуальной формы.
Ориентирующая информация второго вида может использоваться при принятии решения об обыске, выемке, наложении ареста на имущество, наложении ареста на почтовотелеграфную корреспонденцию, проверке показаний на месте.
Информация третьего вида, содержащаяся на материальных носителях, также может использоваться как непосредственно, так и с помощью специальных исследований во многих обозначенных выше целях. С учетом того, что источники ее получения не могут быть расшифрованы, следует соблюдать правило, согласно которому изъятие материальных объектов при производстве ОРМ должно признаваться недопустимым, если имеются необходимые правовые предпосылки для их получения уголовнопроцессуальными способами. Официальность и гласность последних обусловливает возможность использования полученных объектов в доказывании по уголовному делу. В противном случае такая возможность будет утрачена.
Результаты оперативнорозыскной деятельности, источники которой могут быть расшифрованы, допускаются для непосредственного использования в расследовании преступлений. В соответствии с ч.2 ст. 11 Федерального закона «Об оперативнорозыскной деятельности» результаты ОРД могут использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с по
1 Белкин Р.С. Курс криминалистики. В 3 т. Т. 3: Криминалистические средства, приемы и рекомендации. — М.: Юристъ, 1997. — С. 404405.
аложениями уголовнопроцессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.
Условием допустимости таких результатов ОРД в доказывании является представление их следователю. Федеральный закон «Об оперативнорозыскной деятельности» предусматривает, что представление результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативнорозыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами (ч.З ст. 11).
Постановление составляется исполнителем, в чьем производстве находится соответствующее дело оперативного учета, подписывается руководителем, от имени которого оно вынесено, и приобщается к делу оперативного учета, из которого были изъяты оперативные материалы. В Комментарии к Федеральному закону «Об оперативнорозыскной деятельности» отмечается, что ни само такое постановление, ни его копия в орган дознания, следователю, прокурору или в суд не направляются. Указанные в нем оперативнослужебные материалы направляются в соответствующий правоохранительный орган обычным сопроводительным письмом. В нем указывается должностное лицо, которому направляются материалы, констатируется наличие постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, о представлении ее результатов органу дознания, следователю, прокурору или в суд и подробно перечисляются направляемые материалы. Сопроводительное письмо такого содержания составляется в двух экземплярах: подлинник вместе с оперативными материалами направляется в адрес, а копия приобщается к делу оперативного учета1.
Дальнейший процессуальный статус представленных материалов определяется в обычном для уголовнопроцессуальной деятельности порядке. Для принятия документов достаточно указанного выше сопроводительного письма. О принятии предметов в соответствии с ч.2 ст.70 УПК РСФСР составляется отдельный протокол с отражением факта их принятия, индивидуализирующих и имеющих криминальное происхождение при
1 Комментарий к Федеральному закону «Об оперативнорозыскной деятельности» / Под ред. А.Ю.Шумилова. М.: Вердикт1М, 1997. — С. 113.

знаков. После проверки и оценки лицо, производящее дознание, следователь, прокурор или суд приобщают представленные материалы к уголовному делу; в отношении вещественных доказательств об этом выносится особое постановление (определение) (ч.1 ст.84 УПК РСФСР). Если представленные материалы не имеют значения для уголовного дела, они мотивированным постановлением (определением) возвращаются в орган, который их направил.