§ 2. Организационные основы техникокриминалистического обеспечения

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. Организационные основы техникокриминалистического обеспечения |
§ 2. Организационные основы техникокриминалистического обеспечения

Как и любая иная деятельность, ТКО предполагает соответствующие ее задачам организацию и систему управления, осуществляющуюся ее подразделениями и учреждениями. Их разветвленная структура сложилась к настоящему времени в правоохранительных министерствах и ведомствах Российской Федерации:
в МВД РФ — экспертнокриминалистические подразделения (управления, отделы, отделения, группы) территориальных органов внутренних дел. Возглавляет систему этих подразделений Экспертнокриминалистический центр (ЭКЦ) МВД РФ;
в Министерстве юстиции РФ — региональные центральные лаборатории судебной экспертизы (и их филиалы) во главес Федеральным центром судебной экспертизы. Организационноуправленческие функции осуществляет отдел экспертных учреждений этого министерства;
в системе Генеральной Прокуратуры РФ и в ее территориальных органах имеются прокурорыкриминалисты; научнометодическое руководство их деятельностью осуществляет НИИ проблем укрепления законности и правопорядка (при этом ведомстве), а в частности, его сектор тактики и методики предварительного следствия; организационноуправленческие функции выполняет отдел криминалистики, находящийся в структуре центрального сектора;

в ФСБ РФ — экспертнокриминалистические подразделения территориальных управлений (отделов) во главе с институтом криминалистики этого ведомства; организационноуправленческие функции в области криминалистической техники здесь выполняет научнотехническое управление (аналогичные по структуре, задачам и функциям экспертнокриминалистические подразделения имеются в Федеральной пограничной службе, в государственной налоговой службе, Государственном таможенном комитете);
в Министерстве обороны существует единая система судебномедицинских и криминалистических подразделений (лабораторий) во главе с Центральной судебномедицинской лабораторией ГВМУ МО РФ; такие лаборатории созданы в военных округах, армиях, флотах.
Специфическую роль в системе ТКО раскрытия и расследования преступлений, особенно против жизни и здоровья граждан, играют судебномедицинские бюро Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ, научнометодическое руководство которыми осуществляет Федеральный центр судебной медицины этого министерства. Здесь ведутся соответствующие научные разработки, проводятся все виды судебномедицинских экспертиз и исследований, в том числе комплексные — с участием экспертовкриминалистов.
Головные экспертнокриминалистические подразделения (судебноэкспертные учреждения) разрабатывают идеологию техникокриминалистического обеспечения органов и служб, осуществляющих раскрытие и расследование преступлений (основные задачи, их приоритетность, пути решения и т.д.); ведут разработку новых, модернизацию имеющихся средств иметодов криминалистической техники, а также методик исследования доказательств. Они принимают участие в решении задач подготовки и повышения квалификации экспертов, специалистовкриминалистов, разрабатывают предложения по совершенствованию организации и правового регулирования их деятельности.
Значительные по объему и весьма актуальные практические задачи выполняют эти подразделения в части популяризации среди работников правоохранительных органов возможностей науки и техники в раскрытии и расследовании преступлений, организации и методическом обеспечении функционирования криминалистических учетов, различных информационнопоисковых систем техникокриминалистического назначения, формировании справочновспомогательных коллекций, образцов и т.п.
Экспертнокриминалистическая служба органов внутренних дел в последние годы существенно укрепилась и расширилась. В штаты ряда ее подразделений введены специалистымедики (на начало 1997 г. — 82 чел.), создан институт техниковкриминалистов, увеличена численность экспертовкриминалистов.
В настоящее время экспертнокриминалистические подразделения органов внутренних дел представляют собой довольно разветвленную систему. Во всех МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации имеются экспертнокриминалистические управления (отделы), в абсолютном большинстве территориальных органов внутренних дел (около 80%) — отделы (отделения, группы). Штатная численность этих подразделений, в соответствии с приказом МВД РФ № 261 — 1993 г., определяется, исходя из количества преступлений, регистрируемых на территории их обслуживания. Некоторые из региональных подразделений (на уровне МВД, ГУВД, УВД) имеют статус базовых. Их научнотехнический потенциал позволяет проводить наиболее сложные, редкие и повторные экспертизы и исследования.
В экспертнокриминалистических подразделениях органов внутренних дел проводятся все виды криминалистических экспертиз. Вместе с тем здесь все более активно проявляется тенденция увеличения производства нетрадиционных криминалистических и освоения новых видов некриминалистических исследований. К числу таких исследований относятся: взрывотехнические (взрывных устройств, взрывчатых веществ и следов их применения); исследование материалов и веществ (лаков, красок, волокон тканей, волос и т.п. — в том числе в микроколичествах); пожарнотехнические, автотехнические, почвоведческие, минералогические и др. В ряде экспертнокриминалистических подразделений в настоящее время организовано производство судебномедицинских исследований, судебнобухгалтерских экспертиз, в которых испытывают острую потребность следственные аппараты органов внутренних дел. Такие экспертизы и исследования, как правило, проводятся в базовых экспертнокриминалистических подразделениях, где имеются соответствующая приборная база и квалифицированные специалисты.
Важную для раскрытия и расследования преступлений работу проводят экспертнокриминалистические подразделения, обеспечивая ведение местных и централизованных криминалистических и оперативносправочных учетов: следотек, пулегильзотек, картотек фальшивых денежных знаков, поддельных рецептов на приобретение лекарств, содержащих наркотики и др. Усилиями этих же подразделений создается и обеспечивается функционирование различных вспомогательных справочных картотек, коллекций, например, образцов холодного и огнестрельного оружия, орудий взлома, взрывных устройств, подошв обуви, тканей, наркотических веществ и т.п.
В техникокриминалистическом обеспечении исключительно важна роль информационных центров МВД, ГУВД, УВД во главе с ГИЦ МВД РФ, в которых ведутся региональные и централизованные оперативносправочные и криминалистические учеты, например, по способу совершения преступлений, дактилоскопический, утраченного или похищенного огнестрельного оружия и т.п. Именно на эти подразделения в системе МВД РФ возложены задачи автоматизации указанных учетов и внедрения соответствующих информационнопоисковых систем в практику раскрытия и расследования преступлений.
Криминалистическая техника в процессе раскрытия и расследования преступлений, в известных пределах, применяется непосредственно следователями, сотрудниками оперативных аппаратов и иных органов дознания. Соответственно, определенные задачи в части техникокриминалистического обеспечения их деятельности возлагаются в системе МВД РФ на его так называемые линейные службы: уголовного розыска, борьбы с экономическими преступлениями, с организованной преступностью и др. В структуре этих служб, как правило, имеются научнотехнические подразделения (отделы, отделения), которые призваны оказывать организационную и методическую помощь в применении научнотехнических средств при раскрытии и расследовании преступлений.
В частности, они обобщают и анализируют практику использования криминалистической техники в указанных целях (в том числе зарубежную), инициируют заказы на проведение научных исследований, разработку новых и модернизацию имеющихся технических средств, разрабатывают предложения по совершенствованию организации и правового регулирования их практического использования, готовят обзоры, методические рекомендации и т.д. Вся эта работа осуществляется в тесном взаимодействии с экспертнокриминалистическими подразделениями органов внутренних дел (в центре и на местах).
В криминалистической литературе длительное время и достаточно аргументированно доказывалась необходимость введения должностей специалистовкриминалистов непосредственно в штаты следственных и оперативнорозыскных аппаратов органов внутренних дел (по аналогии с прокурорамикриминалистами в системе Генеральной Прокуратуры РФ). В настоящее время эта организационная мера постепенно реализуется. Задачи таких специалистов усматриваются не только в применении научнотехнических средств и методов при раскрытии и расследовании преступлений, но и в целенаправленной техникокриминалистической подготовке следователей и оперативных работников. Это особенно важно в аспекте задач компьютеризации органов внутренних дел, в том числе их деятельности по раскрытию и расследованию преступлений. Освоение в этих целях современных информационных технологий объективно обусловливает более высокие требования к техникокриминалистической подготовке всех следователей и оперативных работниковпользователей информационнопоисковых систем и основных поставщиков розыскной и доказательственной информации для этих систем, значительная часть которой «добывается» с помощью криминалистической техники. Известно, что эффективность таких систем находится в прямой зависимости от количества и качества накапливаемой в них информации.
Создание условий постоянной готовности субъектов ТКО к применению криминалистической техники предполагает их целенаправленную подготовку. Такая подготовка экспертовкриминалистов, следователей и оперативных работников осуществляется в системе высших и специальных средних учебных заведений МВД РФ, в порядке повышения квалификации, служебной подготовки и переподготовки кадров. При этом учитываются объем и специфика решаемых специалистами на практике техникокриминалистических задач и профиль их службы. Если следователи и оперативные работники в пределах общего учебного курса по криминалистике получают (в учебных заведениях и в системе служебной подготовки) определенную систему знаний о возможностях криминалистической техники, приобретают умения и навыки ее использования в целях собирания доказательств, то экспертыкриминалисты, помимо этого, основательно осваивают методики исследования различных следов преступлений как на местах происшествий (в порядке их осмотра), так и в лабораторных условиях.
В системе МВД РФ (в отличие от других правоохранительных министерств и ведомств) существуют специальные учебные заведения, где готовят экспертовкриминалистов высшей квалификации. Это Саратовский юридический институт МВД РФ, специализированный факультет Волгоградского юридического института МВД РФ. Выпускники этих учебных заведений, помимо правовой подготовки, получают определенные знания в области таких естественнотехнических наук, как физика, химия, информатика, биология (достижения которых являются источниками развития криминалистической техники), осваивают технику и методику криминалистического исследования различных видов следов преступлений, получая в итоге право на проведение наиболее распространенных криминалистических экспертиз.
Специфические задачи ТКО решаются в научноисследовательских учреждениях МВД РФ: научноисследовательском институте специальной техники (НИИСТ) «НПО Специальная техника и связь» МВД РФ — разработка новых и модернизация имеющихся средств и методов криминалистической техники,обобщение и распространение передового опыта ее применения на практике; Всероссийском научноисследовательском институте (ВНИИ) — разработка предложений по совершенствованию законодательства и ведомственных нормативных актов в части организации, тактики применения криминалистической техники, использования получаемых с ее помощью результатов в процессе розыска и доказывания.
С учетом процессуального положения субъектов деятельности, направленной на раскрытие и расследование преступлений, принято различать двеосновныеорганизационныеформы применения криминалистической техники в указанных целях:
первая — непосредственно следователями, оперативными работниками и работниками иных органов дознания, прокуратуры, суда;
вторая — опосредованно, т.е. с участием специалистовкриминалистов, по заданию (определению или постановлению — в случаях назначения экспертиз) и под руководством названных субъектов.
Пределыивозможностииспользованиякриминалистическойтехникинепосредственно следователем или работником органа дознания определяютсяуголовнопроцессуальнымзаконодательством, исходя из которого:
а) указанные субъекты техникокриминалистического обеспечения обязаны принимать «все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц,виновных в совершении преступления, и к их наказанию» (ст.З УПК РФ), в том числе меры, связанные сприменением криминалистической техники;
б) функции следователя и работников органов дознанияпроцессуально несовместимы с функцией эксперта; онине имеют права сами проводить экспертные исследования в целях получения фактических данных, имеющихдоказательственное значение.
Организационно техникокриминалистические задачи специалистамикриминалистами решаются либо в порядке выполнения ситуативно обусловленных заданий следователей, оперативных работников, например, связанных с проведением отдельных следственных действий и оперативнорозыскных мероприятий, либо в порядке их относительно непрерывной работы в составе следственнооперативных групп, создаваемых в целях раскрытия и расследования определенного вида, как правило, серийно совершаемых преступлений (краж из квартир, убийств и т.п.). В последнем случае фактически осуществляется техникокриминалистическое сопровождение раскрытия и расследования преступлений, которое характеризуется более устойчивым, долговременным и непосредственным участием специалистовкриминалистов в работе следственнооперативной группы. Соответственно, ими обеспечивается решение всего комплекса техникокриминалистических задач, возникающих в процессе такой работы, начиная от ее планирования, разработки версий по фактам расследуемых преступлений и кончая использованием доказательств в поиске и изобличении преступников.
В экспертнокриминалистических подразделениях органов внутренних дел проводятся все виды криминалистических экспертиз и исследований.
Следует отметить, что вся деятельность экспертнокриминалистических подразделений характеризуется тесным взаимодействием, с одной стороны, со следователями, сотрудниками оперативнорозыскных и других служб органов внутренних дел, непосредственно участвующими в раскрытии и расследовании преступлений, а с другой — с научноисследовательскими криминалистическими и судебноэкспертными учреждениями иных министерств и ведомств — в части взаимного обогащения опытом, повышения профессионализма их сотрудников, расширения научнотехнических возможностей решения конкретных практических задач при раскрытии и расследовании того или иного преступления. В частности, такое взаимодействие проявляется при проведении комплексных и комиссионных экспертиз, в использовании вычислительной и исследовательской техники, в порядке консультаций и т.п.
С учетом изложенного можно представить организационную структуру техникокриминалистического обеспечения в системе МВД РФ (см. рис. 4.1).
Все службы МВД РФ, их территориальные подразделения, обозначенные в схеме, в определенных пределах решают задачи и по формированию системы ТКО, и по реализации ее возможностей при раскрытии и расследовании преступлений. Например, ЭКЦ МВД РФ, будучи головным подразделением экспертнокриминалистической службы МВД РФ, выполняет по существу весь комплекс задач, характерных для техникокриминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений.
В свою очередь, экспертнокриминалистические подразделения МВД, ГУВД, УВД, горрайорганов внутренних дел, сосредоточивают основные усилия на участии в раскрытии и расследовании преступлений, но тем не менее проводят значительную организационную и учебнометодическую работу, в частности по техникокриминалистической подготовке следователей, оперативных работников, по совершенствованию методов и средств криминалистической техники, методик исследования следов преступлений и т.д. Результаты этой работы находят отражение на страницах специальных изданий, в частности сборника «Экспертная практика», издаваемого ЭКЦ МВД РФ, Информационного бюллетеня Следственного комитета при МВД РФ и др.