§ 2. Преступность на юге Западной Сибири

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. Преступность на юге Западной Сибири |
§ 2. Преступность на юге Западной Сибири

В своих главных чертах современный географический и социально-экономический облик юга Западной Сибири определяется расположением на ее территории природных богатств, трудовых ресурсов, экономических центров, транспортной сети, расселением коренных народов, объединенных в национальные административные образования.
Краткий анализ особенностей криминологической ситуации на части территории региона, которая включает Кемеровскую и Томскую области, Красноярский и Алтайский края, показывает, что территория этих субъектов федерации составляет 3075, 7 тыс. квадратных километров, что составляет 18% территории Российской Федерации; население 10 632 тыс. человек – 7, 2% всего населения; в 1995 году здесь зарегистрировано 199 608 преступлений, или 7, 2% от общего массива преступлений (табл. 43).
Природные ресурсы территории осваивались начиная с 30-х годов, причем значительная роль в освоении отводилась использованию труда осужденных. Целенаправленная концентрация так называемого спецконтингента в регионе к 50-м годам превратила области юга Западной Сибири в огромный лагерь.

Широкое применение труда заключенных не требовало особой заботы об условиях труда, делало излишним внедрение новых технологий. Следствием такого подхода к освоению региона явилось не только наличие в общей численности населения в середине 90-х годов около 30% лиц, ранее судимых, но и крайне низкий уровень развития инфраструктуры.
Столь значительное отставание социального развития породило хроническую напряженность и, как следствие, высокую криминальную активность населения (табл. 44).
Уровень преступности в регионе остается стабильно высоким и превосходит по России среднее значение, по тяжким видам преступлений на отдельных территориях превышение достигает 50%.

Не прекращается практика направления в регион осужденных из других областей и сегодня. Результатом такой пенитенциарной политики стала значительная концентрация осужденных, так на 100 тыс. населения России приходится в среднем 290 осужденных, в Западной Сибири – 330 осужденных, а в Кемеровской области эта цифра достигала в 1990 году 565 осужденных.
Криминологическая ситуация в регионе в немалой степени определяется именно этим контингентом, поскольку в среднем 63% из числа освободившихся из мест лишения свободы оседает на территории края.
Удельный вес преступлений, совершенных ранее судимыми, превышает среднеросеийское значение на 20–30% (табл.45).

Снижение числа осужденных, освобождающихся из мест лишения свободы в Кемеровской области, в последние годы привело к снижению удельного веса таких преступлений с 46, 4% в 1987 году до 32,5% в 1994 году.
Не менее значимыми факторами, формирующими территориальные особенности преступности, являются урбанизация, концентрация и миграция населения.
Активное освоение значительных территорий Западной Сибири в исторически короткие сроки привело к резкой концентрации и урбанизации населения региона, в основу которых была положена централизованная миграционная политика государства.
Перемещение значительных людских ресурсов из других регионов России не только внесло хаос в социальные отношения и увеличило конфликты между людьми, но также лишило силы такой важнейший гарант предотвращения преступности, как солидарность жителей края. Работа и проживание основной массы населения в разных районах города также не способствуют коллективным действиям по противостоянию преступным проявлениям.
Сравнительный анализ криминальной активности населения в городах с различной численностью проживающих позволяет утверждать, что с возрастанием масштаба города увеличивается число преступлений и повышается их коэффициент по отношению к численности населения, нарастает общественная опасность совершаемых преступлений (табл. 46).

Уровень преступности в городах с населением до 100 тыс. в 1,5–2 раза ниже, чем в городах с числом жителей более 300 тыс., и в 3 раза ниже уровня преступности в областных и краевых центрах.
Такое положение определяется обострением всех отрицательных проявлений концентрации населения в крупных городах, что приводит к совершению 85% преступлений постоянно проживающими жителями; основная доля преступлений совершается в центрах экономической деятельности, большого скопления людей, в местах с разветвленной транспортной сетью, как правило, в дневное время.
Особенностью региона является проживание в областных и краевых центрах от 20% до 50% всего населения, причем уровень преступности на 100 тыс. населения области с высокой степенью вероятности коррелирует именно с этим фактором.

Концентрация больших масс населения в городах при низких социальных нормах жилой площади приводит к недопустимой плотности проживания, как в масштабах города, так и в семье. Значительная социальная расслоенность, особенно заметная в крупных экономических центрах, неотлаженная работа городского транспорта приводят к неудовлетворенности, частым стрессовым ситуациям.
В таких условиях скученность проживания, невозможность уединиться порождают между членами семьи не близость, а напротив – конфликты и преступления против жизни и здоровья совместно проживающих людей.
Перемещение в городах центра тяжести совершения умышленных убийств, тяжких телесных повреждений на бытовой уровень, в сферу межличностных отношений – результат чрезмерной урбанизации населения региона и обострившихся социальных проблем (табл. 47).
Рассмотрение динамики и уровня тяжких преступлений против личности в регионе определяет их вероятностную корреляцию с соотношением городского и сельского населения (табл. 48).

Приведенные данные с достаточной степенью вероятности определяют существование прямой зависимости уровня преступлений против личности и процентного соотношения городского и сельского населения в регионе.
Следует учитывать, что криминологическая активность населения детерминируется целым рядом факторов, имеющих зачастую противоположную направленность, поэтому установить зависимость динамики преступности от одного из них в чистом виде невозможно. Речь может идти только о преобладающем влиянии рассматриваемой особенности, поэтому некоторые отклонения от ожидаемых результатов объективно должны иметь место.
Одним из факторов, в достаточной степени характеризующих особенности административно-территориальных образований в регионе, можно считать величину плотности населения. Выражая численность жителей на один квадратный километр территории, эта величина характеризует и плотность сил и средств ОВД в силу того, что штатная численность ОВД определяется, в первую очередь, численностью населения на обслуживаемой территории.
Низкая плотность населения предопределяет слабую освоенность территории, отсутствие сети и низкую плотность милиции, что, в первую очередь, должно негативно отразиться на сохранности имущества и уличных проявлениях преступности. Рассматривая динамику отдельных видов преступлений на территории региона, можно с определенной вероятностью утверждать, что наименьшей плотности населения соответствуют наибольшие уровни краж, преступлений несовершеннолетних, уличной преступности (табл. 49–51).

На интенсивность преступности несовершеннолетних значительное влияние оказывает коэффициент занятости родителей в сфере общественного производства. Возможно, именно уменьшение занятости женщин в регионе за последние два года привело к некоторому снижению подростковой преступности. Кроме того, исследованием установлено влияние на эту преступность плотности нарядов милиции –- состояния внешнего социального контроля за их поведением в разных его аспектах.
На вероятность совершения преступления лицом несомненно влияет его квалификация, стаж трудовой деятельности. Малоквалифицированный, ручной физический труд повышает коэффициент преступной активности соответствующей социально-демографической группы населения.
Кроме рассмотренных существует значительное число иных социальных, экономических, демографических факторов, детерминирующих динамику и структуру преступности в регионе. На характер и уровень социальной напряженности и преступности, несомненно, оказывает значительное влияние и активизация политической жизни в стране, обострение национальных отношений, усиление миграционных процессов, пенитенциарная политика в масштабах страны, региона, субъекта Российской Федерации.
Средства массовой информации формируют у населения культ силы, вседозволенности, рекламируют такой образ жизни. Значительный поток подобной информации затрудняет воспитание семьей, школой, вызывает у молодежи отклонения от законопослушного поведения. Активная реклама товаров, при отсутствии возможности законного их приобретения, толкает склонных к противоправному поведению на совершение преступлений.
Алкоголизм, наркомания, экологические правонарушения перестали быть только социальными проблемами. Приводя к биохимическим изменениям в организме человека, эти явления постоянно увеличивают круг лиц, склонных к совершению преступлений.
Приведенный перечень факторов влияния на преступность достаточно характерен для всех территорий, вследствие чего эти взаимозависимости в данном анализе не рассматривались.
Практическим применением выявленных взаимозависимостей должно стать усиление ОВД в малонаселенных и отдаленных территориях штатной численностью, средствами передвижения и связи, исходя не из численности населения, а из площади обслуживаемой административной единицы.
Высокая плотность населения в административных центрах обслуживаемых субъектов Федерации также должна учитываться при расчете сил и средств ОВД в таких городах.
Одним из главных путей предупреждения преступности в регионе может стать снижение социальной напряженности в обществе, с этой целью необходимо согласовывать с ОВД принятие администрациями всех уровней решений, способных повлечь резкий скачок социальной напряженности и столь же резкое повышение криминогенной активности населения.