§ 3. Особенности борьбы

| Правовой портал "Правопорядок" | § 3. Особенности борьбы |
§ 3. Особенности борьбы

Специфика борьбы с экологической преступностью заключается в необходимости постоянного обеспечения активных и четко скоординированных действий всех природоохранных, контрольных и правоохранительных органов по укреплению экологической законности и правопорядка в России.
Правоохранительные органы сами не владеют и не могут владеть в полном объеме необходимыми силами и средствами для борьбы с экологическими преступлениями. Поэтому в этой деятельности постоянно участвуют компетентные в соответствующей сфере работники многочисленных природоохранных органов и контрольных и надзорных служб (Минприроды, Гос-комсанэпиднадзора, Роскомзема. Роскомвожа, МЧС и др).
В устранении угроз экологической безопасности, вызванной конкретными преступлениями, в рамках своей компетенции участвуют и органы исполнительной власти.
Борьба с экологическими преступлениями ведется на основании и в рамках законов, соответствующих им подзаконных документов. В них детально излагается алгоритм действий, направленных на предотвращение экологических преступлений, содержатся необходимые директивы правоохранительным и природоохранным ведомствам, инструкции по проведению первоочередных мероприятий, направленных на обеспечение мер экологической безопасности. Они определяют порядок передачи материалов об установленных фактах с признаками экологического преступления в органы милиции и прокуратуры.

Совершение отдельных видов преступлений, представляющих особую экологическую опасность (незаконный оборот радиоактивных, высокотоксичных химических веществ, материалов, отходов, патогенных микроорганизмов и др.), вносит дополнительную специфику в борьбу с ними. Здесь приходится действовать по принципу обеспечения приоритета мер защиты от реально грозящей экологической опасности перед применением мер уголовного преследования. В этих случаях проведение оперативно-розыскных мероприятий, осуществление иных уголовно-процессуальных действий всегда будет менее важным по сравнению с мерами защиты от созданной преступным деянием реальной экологической опасности либо катастрофы.
Существенный вклад в борьбу с экологическими преступлениями вносят общественные экологические объединения, организации граждан, движения так называемых зеленых, российские, иностранные и международные неправительственные экологические организации, а также средства массовой информации. Все они, как правило, активно взаимодействуют между собой и с государственными структурами по вопросам борьбы с экологическими правонарушениями, оказывают помощь в этой деятельности природоохранным и правоохранительным органам, во многих случаях непосредственно сами предупреждают и выявляют такие правонарушения.
Одним из важных условий повышения эффективности борьбы с экологическими преступлениями является постоянное совершенствование правовой базы природоохранительной деятельности. В этом направлении проводится большая законотворческая работа, предпринимаются меры по консолидации усилий законодательной и исполнительной власти, общественных объединений федерального и регионального уровней, ученых и предпринимателей по совершенствованию и ускорению разработки и принятию новых нормативных правовых актов, способных содействовать борьбе с этими преступлениями.
Положительным является и то положение, что Уголовный кодекс Российской Федерации в определенных пределах усиливает ответственность за экологические преступления.
Введение в действие Федерального закона «Об экологической экспертизе» позволило заложить правовые предпосылки для предотвращения экологических преступлений на ранних стадиях подготовки и принятия хозяйственных и иных решений.
Федеральные и региональные программы борьбы с преступностью, ранее не предусматривавшие мер по предотвращению экологической преступности, стали в последние годы финансировать и обеспечивать соответствующее направление правоохранительной деятельности.
Укреплению правовой основы борьбы с экологической преступностью способствуют также государственные научно-технические программы, предусматривающие задания по правовому обеспечению решения различных экологических проблем. Например, разрабатывались такого рода программы под условными названиями «Охрана здоровья населения России», «Экологическая безопасность России» и др.
Большое значение для борьбы с преступлениями и другими экологическими правонарушениями имеют документы, отражающие стратегию борьбы с экологической преступностью, увязывающие ее с общими программами социально-экономического развития страны. Например, 4 февраля 1994 года Президентом Российской Федерации была утверждена Государственная стратегия Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, а также принята концепция перехода Российской Федерации на путь устойчивого развития. В этих документах определялись планы действий Правительства России в области охраны окружающей среды на 1994–1995 и 1996–1997 годы, другие природоохранные акты федерального и регионального значения.
В борьбе с экологическими преступлениями и правонарушениями возрастает роль научно-практических конференций, совещаний, «круглых столов», проводимых по соответствующей проблематике. Они консолидируют усилия, улучшают координацию в этой сфере деятельности природоохранных и правоприменительных органов.
Вместе с тем в связи с необходимостью активизации использования новейших достижений науки и техники для предотвращения экологических преступлений важной мерой могло бы стать формирование и развитие нового специализированного научного криминологического направления – экологической криминологии.
Экологическая криминология должна исследовать социальную практику и общественные отношения в сфере экологии, изучать их особенности, причины и условия, способствующие совершению экологических преступлений, разрабатывать рекомендации о мерах контроля и борьбы с ними.
В условиях ухудшения экологической обстановки жизненно важно обеспечить усиление государственного принуждения к исполнению норм и требований экологического законодательства, ужесточение государственного экологического контроля (включая мониторинг), повышение ответственности за экологические преступления.
Важную роль в решении этих задач в сфере экологии призвано играть взаимодействие различных государственных органов на самом высоком уровне. Указом Президента
Российской Федерации 13 июля 1993 года была создана Межведомственная комиссия по экологической безопасности Совета Безопасности РФ. В 1996 году по ее инициативе правоохранительными министерствами и ведомствами рассматривались вопросы применения уголовной и административной ответственности за экологические правонарушения. Было проведено Всероссийское совещание по борьбе с экологическими правонарушениями, наметившее необходимый комплекс мер для их решения.
Консолидации сил и средств для защиты законных экологических прав и интересов личности, общества, государства могло бы способствовать также формирование системы экологической юстиции, включая экологическую милицию, природоохранные прокуратуры, экологические суды и другие специализированные правоприменительные органы.
К числу главных задач экологической юстиции следует отнести: предупреждение преступлений и иных экологических правонарушений; выявление и устранение условий, их порождающих; координацию деятельности по борьбе с этими правонарушениями; формирование предпосылок для снижения причиняемого вреда экологическим и связанным с ними иным интересам личности, общества, государства, а также активное содействие созданию и совершенствованию правовой основы обеспечения жизни и устойчивого развития настоящего и будущих поколений российского общества в экологически благоприятной природной среде.
62-я Генеральная Ассамблея Интерпола в резолюции, принятой в 1993 году, рекомендовала государствам – членам этой организации способствовать созданию в своих странах специального полицейского подразделения, которое, взаимодействуя с другими правоохранительными органами, занималось бы правоприменительной деятельностью, расследованием преступлений в экологической сфере. В ряде субъектов Российской Федерации подразделения экологической милиции уже созданы.
В Нижнем Новгороде, например, экологическая милиция действует с 1993 года. Подчиняется она городскому комитету охраны окружающей среды. Действуют или создаются аналогичные структуры в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Кабардино-Балкарии, Краснодарском крае, Ярославской области и в Москве.
Подразделения экологической милиции могли бы взять на себя функции предупреждения, выявления и пресечения экологических правонарушений, проведения дознания; проведения оперативно-розыскной деятельности по экологическим преступлениям; взимания штрафов за экологические правонарушения; контроля за соблюдением юридическими и физическими лицами предписаний, содержащихся в полученных ими лицензиях на использование природных ресурсов; производства иных работ и оказания услуг в области охраны окружающей среды либо связанных с воздействиями на окружающую среду.
IX Конгресс ООН по предупреждению преступности, проходивший в Каире, рекомендовал участникам этого форума изучить возможность создания специальных экологических судов или коллегий судей, формирования списка присяжных по делам, связанным с охраной природной среды. Необходимость создания специализированных экологических судов в нашей стране становится очевидной, если реально оценивать сегодняшнюю судебную практику рассмотрения дел об экологических преступлениях. Так, например, направленные природоохранной прокуратурой в районные суды Ленинградской области уголовные дела о злоупотреблении властью или служебным положением рассматривались 20 месяцев, загрязнении водоемов и воздуха – 11 месяцев, незаконной порубке леса – 22 месяца.
Неверное толкование природоохранительного законодательства этими судами привело к вынесению незаконных оправдательных приговоров. Впоследствии по протестам прокурора они были отменены.
При назначении уголовного наказания судами во многих регионах допускаются и другие необоснованные послабления лицам, совершившим экологические преступления: наказания ниже нижнего предела, предусмотренного соответствующей статьей уголовного закона, условное осуждение, отсрочка наказания. Создание специализированных экологических судов могло бы изменить данную ситуацию.
В системе органов, ведущих борьбу с экологической преступностью, важную роль призваны играть специализированные межрайонные природоохранные прокуратуры.
К середине 90-х годов в Российской Федерации сложилась система таких прокуратур: функционируют Волжская (на «правах областной) природоохранная прокуратура и подчиненные ей 15 межрайонных прокуратур, осуществляющих надзор за исполнением экологического законодательства в Волжском бассейне, и 48 межрайонных природоохранных прокуратур, действующих в рамках территориальных прокуратур.
Опыт их деятельности показал высокую результативность надзора за исполнением экологического законодательства. Они успешно нейтрализуют негативные последствия, ошибки и упущения в работе природоохранных органов, нарушений экологического законодательства исполнительными органами и органами местного самоуправления.
Борьба с экологической преступностью должна иметь солидную правовую основу. Например, в специальном федеральном законе можно было бы комплексно регламентировать все необходимые положения, связанные с повышением ответственности физических и юридических лиц за нарушения закона в экологической сфере, специфике их выявления и предупреждения.
Санкции должны соответствовать степени общественной опасности содеянного и тяжести наступивших последствий, а также учитывать мотивацию противоправного поведения, его причины и условия. Нельзя допускать послабления ответственности лиц, совершающих экологические преступления, ухудшающих природную среду обитания человека во имя извлечения сверхдоходов. Действия таких лиц нередко носят характер промысла.
В современных условиях роста экологических правонарушений и продолжающегося ухудшения природной среды обитания необоснованная либерализация мер ответственности в экологической сфере является негуманной, способной привести общество к резко отрицательным экологическим и иным последствиям в самом ближайшем будущем.
В борьбе с экологической преступностью важно постоянно иметь в виду, что она создает реальную угрозу самим биологическим основам жизни, здоровью и развитию человека.