§ 2. Бюджетный процесс федерального уровня

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. Бюджетный процесс федерального уровня |
§ 2. Бюджетный процесс федерального уровня

Бюджетный процесс федерального уровня это регламентиро­ванная нормами процессуального бюджетного права деятельность государства по составлению, рассмотрению и утверждению феде­рального бюджета, его исполнению и заключению, а также со­ставлению и утверждению отчета о его исполнении.

Бюджетный процесс федерального уровня охватывает следу­ющие стадии бюджетной деятельности: 1) составление проекта бюджета; 2) рассмотрение и утверждение бюджета; 3) исполне­ние бюджета; 4) составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

В соответствии со ст. 164 БК РФ участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на феде­ральном уровне, являются: Президент РФ; палаты Федерально­го Собрания РФ — Государственная Дума и Совет Федерации; Правительство РФ; Министерство финансов РФ; федеральное казначейство; органы, осуществляющие сбор доходов бюджета; Центральный банк РФ; Счетная палата РФ; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы, на которые законодатель­ством РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномо­чия.

1. Непосредственная работа по составлению проекта федераль­ного бюджета проводится Министерством финансов РФ. Однако ответственность за эту деятельность несет Правительство РФ.

Правительство РФ организует работу по доведению до зако­нодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ инструктивных писем об особенностях составления расчетов к проектам бюджета на очередной финан­совый год.

Составленный и согласованный проект федерального бюд­жета Правительство РФ до 15 августа вносит на рассмотрение в Государственную Думу. Вместе с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Прави­тельство РФ вносит в Государственную Думу проекты федераль­ных законов о бюджетах государственных внебюджетных фон­дов, а также предложения о повышении минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсий. Вместе с этими документами в Государственную Думу направляются: предвари­тельные итоги социально-экономического развития Российской Федерации за истекший период текущего года; прогноз соци­ально-экономического развития Российской Федерации на оче­редной финансовый год; основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год; прогноз сводного финансового баланса по территории Российской Фе­дерации на очередной финансовый год; прогноз консолидиро­ванного бюджета РФ на очередной финансовый год; основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюд­жета субъектов РФ в очередном финансовом году; федеральные целевые программы и федеральные программы по развитию ре­гионов, предусмотренные к финансированию из федерального бюджета на очередной финансовый год; федеральная адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год; рас­четы по статьям классификации доходов федерального бюдже­та, разделам и подразделам функциональной классификации расходов и дефициту федерального бюджета на очередной финансовый год; международные договоры Российской Федера­ции, вступившие в силу для Российской Федерации и содержа­щие ее финансовые обязательства на очередной финансовый год, включая нератифицированные международные договоры Российской Федерации о государственных внешних заимст­вованиях и государственных кредитах; программа государствен­ных внешних заимствований Российской Федерации и предое^ тавления государственных кредитов Российской Федерацией иностранным государствам на очередной финансовый год, структура внешнего долга Российской Федерации по видам за­долженности и с разбивкой по отдельным государствам в очеред­ном финансовом году; структура государственного внутреннего долга Российской Федерации и программа внутренних заимство­ваний, предусмотренных на очередной финансовый год для фи­нансирования дефицита федерального бюджета; программа пре­доставления гарантий Правительства РФ на очередной финансо­вый год и отчет о предоставлении гарантий за истекший период текущего года; проекты федеральных законов о приостановле­нии действия или об отмене федеральных законов, реализация которых требует осуществления расходов, не предусмотренных федеральным бюджетом на очередной финансовый год.

Вместе с проектом федерального закона о федеральном бюд­жете на очередной финансовый год Правительство РФ вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов о внесе­нии изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах, а также законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ. До 1 августа текущего года Прави­тельство РФ представляет в Государственную Думу проект фе­дерального закона о тарифах страховых взносов в государствен­ные внебюджетные фонды на очередной финансовый год. Кро­ме этого Правительство РФ представляет в Государственную Думу: оценку ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий год и консолидированного бюджета РФ за отчетный год; программу предоставления средств федерального бюджета на очередной финансовый год на возвратной основе по каждо­му виду расходов и отчет о предоставлении средств на возврат­ной основе за отчетный год и истекший период текущего года; поквартальное распределение доходов и расходов федерального бюджета на очередной финансовый год; проекты программ пре­доставления гарантий Правительства РФ на очередной финансовый год и отчет о предоставлении гарантий Правительства РФ за истекший финансовый год; предложения по расходам на содержание Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в том числе по расходам на содержа­ние военнослужащих и гражданского персонала с указанием их штатной численности

Центральный банк РФ до 1 октября текущего года представ­ляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на оче­редной финансовый год, предварительно согласованный с Пре­зидентом РФ и Правительством РФ.

2. Получив проект федерального закона о федеральном бюд­жете на очередной финансовый год, Совет Государственной Думы или в период парламентских каникул Председатель Госу­дарственной Думы в течение суток направляет его в Комитет-Государственной Думы по бюджету и налогам для подготовки заключения о соответствии представленных документов и мате­риалов требованиям БК РФ.

Одновременно с внесением в Государственную Думу законо­проект о федеральном бюджете на очередной финансовый год представляется Президенту РФ.

После рассмотрения указанного законопроекта в комитетах палаты он с замечаниями и предложениями депутатов выносит­ся на рассмотрение Государственной Думы, которая может об­суждать его в четырех чтениях, каждое из которых имеет свой предмет и процедуру.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год согласно Конституции РФ в течение пяти дней со дня принятия переда­ется на рассмотрение Совета Федерации. Указанный федераль­ный закон считается одобренным Советом Федерации, если за его одобрение проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации. В случае отклонения Советом Феде­рации этого федерального закона обе палаты парламента могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повтор­ному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Со­вета Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух тре­тей от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 105 Конституции РФ).

Принятый федеральный закон о федеральном бюджете в те­чение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. На подписание и обнародование этого закЬна Президенту РФ отводится 14 дней. Если Президент РФ в тече­ние этого срока отклонил закон, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают его в установленном Конституцией РФ порядке. Если при повторном рассмотрении закон о бюджете будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию (ст. 107 Конституции РФ).

В случае непринятия федерального закона о федеральном бюджете до начала очередного финансового года БК РФ пре­дусматривает возможность временного управления бюджетом (ст. 190). В случаях невступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Государ­ственная Дума может принять федеральный закон о финанси­ровании расходов из федерального бюджета в первом квартале очередного финансового года. В этом случае федеральные орга­ны исполнительной власти производят расходование бюджет­ных средств в соответствии с указанным федеральным законом (ст 211 БКРФ)

3. Исполнение федерального бюджета — это важнейший этап бюджетного процесса, представляющий собой действия по мо­билизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют федеральные органы исполни­тельной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица — плательщики налогов в федеральный бюджет, получатели бюджетных средств федерального бюджета.

Исполнение федерального бюджета по расходам означает обеспечение финансирования мероприятий, предусмотренных росписью расходов, и имеет ряд этапов: утверждение и доведе­ние бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей бюджетных средств; принятие бюджетных обязательств бюдже­тополучателями; утверждение и выверка исполнения бюджетных обязательств; расходы и платежи по реализованным бюд­жетным обязательствам лиц.

Исполнение федерального бюджета по доходам включает: перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет федерального казначейства; распределение в соот­ветствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов; возврат излишне уплаченных сумм до­ходов; учет доходов федерального бюджета и отчетность о дохо­дах федерального бюджета в соответствии с бюджетной класси­фикацией.

4. Отчет об исполнении федерального бюджета осуществляет­ся на основании единой методологии, устанавливаемой Прави­тельством РФ. Правительство РФ предоставляет ежекварталь­ные и годовой отчеты об исполнении федерального бюджета в Федеральное Собрание РФ и Счетную палату РФ. Отчет об ис­полнении федерального бюджета утверждается (или отклоняет­ся) Федеральным Собранием РФ. Утвержденный отчет об ис­полнении федерального бюджета подлежит опубликованию.