§ 2. Бюджетная компетенция (права) Российской Федерации

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. Бюджетная компетенция (права) Российской Федерации |
§ 2. Бюджетная компетенция (права) Российской Федерации

Бюджетная компетенция Российской Федерации является материальной гарантией верховенства и независимости государ­ственной власти и выражает экономический аспект суверените­та России.

Анализ бюджетного законодательства позволяет выделить значительную совокупность полномочий, составляющих бюд-жетно-правовой статус Российской Федерации, и объединить их в следующие группы: бюджетные права России как единого суверенного государства; бюджетные права относительно феде­рального бюджета; бюджетные права относительно бюджетов субъектов РФ; бюджетные права относительно местных бюдже­тов; бюджетные права относительно бюджета Союзного госу­дарства.

К первой группе относятся права, которые осуществляются в сфере бюджетной деятельности всего государства, состоящего из субъектов РФ:

законодательное установление общих принципов организа­ции и функционирования бюджетной системы РФ, основ бюд­жетного процесса для бюджетов всех уровней бюджетной систе­мы, порядка осуществления заимствований Российской Феде­рацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями, управления внутренним долгом соответствующих субъектов РФ, общих принципов и условий предоставления бюджетных кре­дитов. Законодательное регулирование названных сфер бюджет­ной деятельности осуществляется Российской Федерацией в пределах ее компетенции относительно установления основ фе­деральной политики в области государственного, экономичес­кого, экологического, социального, культурного и националь­ного развития. Согласно федеративному устройству государства в сфере бюджетной деятельности Российская Федерация уста­навливает основы регулирования, дальнейшая детализация ко­торых осуществляется субъектами РФ и муниципальными обра­зованиями в рамках компетенции;

право установления доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы, в том числе налогов, сборов и иных обязательных платежей;

разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ;

установление минимальных государственных социальных стандартов норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг;

утверждение бюджетной классификации РФ;

установление единых форм бюджетной документации и от­четности для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

установление оснований и порядка привлечения к ответ­ственности за нарушение бюджетного законодательства РФ;

централизация средств бюджетов других уровней бюджетной системы РФ для целевого финансирования общегосударствен­ных мероприятий.

Бюджетная компетенция Российской Федерации относи­тельно федерального бюджета складывается из совокупности следующих прав:

право иметь федеральный бюджет;

право нормативно-правового регулирования бюджетной де­ятельности федерального уровня;

право на получение собственных доходов, включаемых в федеральный бюджет;

право на установление предельного размера дефицита феде­рального бюджета и разработку мер по его сокращению;

право самостоятельно определять направления использова­ния федерального бюджета и объем средств, выделяемых по конкретным статьям;

право утверждать состав защищенных статей текущих расхо­дов федерального бюджета;

право образовывать в составе федерального бюджета бюджет развития, резервные и иные целевые фонды;

право на утверждение в составе федерального бюджета обо­ротной кассовой наличности;

право на организацию и осуществление бюджетного процес­са относительно федерального бюджета.

Второй группой бюджетных прав России является компетен­ция по отношению к бюджетам субъектов РФ. Основополагаю­щими элементами названной группы бюджетных прав Россий­ской Федерации следует считать:

разграничение бюджетных доходов межу федеральным бюд­жетом и бюджетами субъектов РФ;

осуществление бюджетного регулирования путем утвержде­ния дифференцированных или единых нормативов отчислений от регулирующих доходов для зачисления их в бюджеты субъек­тов РФ и (или) путем выделения определенных форм финансо­вой помощи;

образование в числе прочих фонда финансовой поддержки субъектов РФ;

возмещение субъектам РФ дополнительно произведенных расходов или выпавших доходов, обусловленных действиями ‘федеральных органов государственной власти;

установление порядка и осуществление судебной защиты бюджетных прав субъектов РФ.

В основе государственного устройства России федеративные начала сочетаются с самостоятельностью местного самоуправ­ления, что обусловливает выделение в бюджетной компетенции Российской Федерации третьей группы прав, в определенной степени направленных на регулирование бюджетной деятельно­сти муниципальных образований. К ним относятся:

создание правовых основ порядка аккумулирования, распре­деления и использования централизованного денежного фонда муниципального уровня;

правовое регулирование основных вопросов организации межбюджетных отношений органов местного самоуправления;

определение единых методологических подходов формиро­вания местных бюджетов;

установление минимальных государственных социальных стандартов для формирования местных бюджетов;

регулирование порядка передачи в местные бюджеты части доходов федерального бюджета для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий феде­рального уровня;

установление видов и порядка предоставления финансовой помощи из федерального бюджета в бюджеты муниципальных образований;

установление порядка предоставления средств, выделяемых из федерального бюджета в фонды финансовой поддержки местного самоуправления субъектов РФ;

установление порядка компенсации увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших в ре­зультате решений, принятых федеральными органами государ­ственной власти;

правовое регулирование особенностей порядка образования, распределения и использования средств местных бюджетов в приграничных и закрытых административно-территориальных образованиях;

установление порядка и осуществление судебной защиты бюджетных прав муниципальных образований;

обеспечение гарантий финансовой самостоятельности мест­ного самоуправления;

осуществление контроля за соблюдением органами местного самоуправления нормативных бюджетно-правовых актов Российской Федерации.

Следующая группа бюджетных прав Российской Федерации обусловлена заключением межгосударственного союза России и Белоруссии. Анализ содержания Договора о создании Союзного государства позволяет выделить в бюджетной компетенции Рос­сии следующую, четвертую группу прав относительно бюджета Союзного государства:

осуществление в пределах предоставленной компетенции нормативно-правового регулирования бюджетных отношений России и Белоруссии;

принятие участия в разработке, утверждении и исполнении бюджета Союзного государства;

производство ежегодных согласованных отчислений в бюд­жет Союзного государства;

осуществление до создания казначейства Союзного государ­ства исполнения союзного бюджета в части, касающейся терри­тории Российской Федерации;

судебная защита своих бюджетных прав в сфере союзного бюджета в Суде Союзного государства.

Перечисленные бюджетные права Российской Федерации в сфере бюджета Союзного государства принадлежат России как субъекту международного права, относятся к ее исключитель­ной бюджетной компетенции (т. е. не могут быть делегирова­ны иным субъектам бюджетного права) и имеют особенность, заключающуюся в наличии временного полномочия по каз­начейскому исполнению соответствующей части этого бюд­жета.

Таким образом, рассмотренная совокупность бюджетных прав Российской Федерации позволяет сделать вывод о разно­стороннем характере бюджетной компетенции Российской Фе­дерации, которая является реальным показателем уровня разви­тия федеративных отношений. Бюджетные права Российской Федерации показывают направленность осуществления бюд­жетных отношений с учетом федеративной природы государ­ства.