§ 2. Принципы бюджетного права

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. Принципы бюджетного права |
§ 2. Принципы бюджетного права

Принципы бюджетного права представляют собой основные идеи, исходные положения его формирования, развития и функционирования. Еюджетно-правовые принципы отражаются в правовых нормативных актах и характеризуют сущность и содержание бюджетного права, его внутреннее строение, соот­ношение с финансовым правом, иными его подотраслями и ин­ститутами. Основные исходные идеи бюджетного права показы­вают не только материальные отношения, но и весь процесс применения бюджетного права, придавая ему динамику.

Большое значение принципы бюджетного права имеют на стадии разработки проектов нормативных финансово-правовых актов, поскольку позволяют создавать и принимать эффектив­ные бюджетные нормы. Неоценима роль принципов на стадии правоприменения, так как с их помощью судебная система и органы исполнительной власти единообразно реализуют финан­совую политику государства.

Принципы бюджетного права — это теоретически обоснован­ные и нормативно закрепленные основополагающие начала (идеи, требования) сущности бюджетного права, составляющие его глав­ное содержание, определяющие общую направленность правового регулирования бюджетной деятельности государства и муници­пальных образований и направляющие бюджетную деятельность на достижение стоящих перед ней целей и задач. •

Классифицировать принципы бюджетного права можно: 1) по источнику нормативного закрепления — установленные Конституцией РФ; установленные бюджетным законодатель­ством РФ; 2) по сферам действия — т. е. распространяющиеся на все институты бюджетного права (общие принципы); отдель­ные институты бюджетного права (институциональные).

В первой классификационной группе принципов бюджетно­го права к числу исходно-правовых начал, установленных Кон­ституцией РФ, относятся: федерализм; равноправие субъектов РФ в сфере бюджетной деятельности (ст. 5); реализация совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в установлении общих принципов бюджетной деятельности мест­ного самоуправления (п. «н» ч. 1 ст. 72); самостоятельность бюджетной деятельности органов местного самоуправления (ст. 12, 130—132); распределение функций в области бюджетной деятельности на основе разделения законодательной (предста­вительной) и исполнительной властей (например, ч. 1 ст. 105, п. «б» ч 1 ст. 114); участие граждан РФ в бюджетной деятельности государства и местного самоуправления (ч. 1 ст. 32); глас­ность (например, ч. 3 ст. 15); плановость (п. «з» ст. 71, п. «а» ч. 1 ст. 114, ст. 132); законность (например, ст. 1, 2, 15, 57).

Конституционные нормы, закрепляющие принципы бюд­жетного права, являются нормами прямого действия. Это озна­чает право участников бюджетной деятельности на непосред­ственное применение данных норм без внесения соответствую­щих дополнений в бюджетное законодательство.

Остальные принципы бюджетного права находят свое выра­жение в бюджетном законодательстве РФ или выводятся из его содержания.

Во второй классификационной группе принципов бюджет­ного права к числу общих («сквозных») принципов относятся: ежегодность (цикличность, периодичность) возникновения бюджетных отношений (ст. 242 БК РФ); неразрывность (в боль­шинстве случаев) бюджетных прав и обязанностей субъектов бюджетного права (ст. 7—9 БК РФ); координация бюджетной политики РФ, субъектов РФ и муниципальных образований; реализация совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в установлении общих принципов бюджетной деятельности муниципальных образований (п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ); выражение в правовой форме бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ (ст. 11 БК РФ); единство груп­пировки доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов на основе бюджетной классификации (гл. 4 БК РФ; Федеральный закон «О бюджетной классификации Россий­ской Федерации»); неотвратимость ответственности за наруше­ние бюджетного законодательства РФ (часть четвертая БК РФ). В зависимости от сферы действия принципы бюджетного права можно подразделить по институтам бюджетного права, в которых эти принципы действуют, на:

а) принципы бюджетной системы РФ. Статья 28 БК РФ к ним относит: единство бюджетной системы РФ; разграничение До­ходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ; са­мостоятельность бюджетов; полноту отражения доходов и рас­ходов бюджетов; сбалансированность бюджета; эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее (со­вокупное) покрытие расходов бюджетов; гласность; достоверность бюджета; адресность и целевой характер бюджетных средств;

б)  принципы межбюджетных отношений. Пункт 2 ст. 129 БК РФ к ним относит: распределение и закрепление расходов бюд­жетов по определенным уровням бюджетной системы РФ; раз­граничение (закрепление) на постоянной основе и распределе­ние по временным нормативам регулирующих доходов псиуров-ням бюджетной  системы  РФ;  равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенство бюджетных прав муниципальных обра­зований; выравнивание уровней минимальной бюджетной обес­печенности субъектов РФ, муниципальных образований; равен­ство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ. В рассматриваемой группе федераль­ным законодателем особо выделены принципы межбюджетных отношений субъектов РФ и муниципальных образований, кото­рые закреплены в Федеральном законе «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»;

в) принципы бюджетного процесса. К ним относятся: последо­вательность вступления в бюджетную деятельность органов ис­полнительной и представительной власти (например, ст. 184, 192 БК РФ);  казначейское исполнение бюджетов (ст. 215 БК РФ); ежегодность бюджета (ст. 242 БК РФ); публичность и гласность (например, ст. 279 БК РФ); единство кассы (ст. 216 БК РФ); формирование расходов бюджетов всех уровней бюд­жетной системы РФ на основе единой методологии, нормати­вов минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых за­трат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Пра­вительством РФ (ст. 6, 65 БК РФ); иммунитет бюджетов (ст. 239 БК РФ).