§ 2. Бюджетное устройство Российской Федерации

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. Бюджетное устройство Российской Федерации |
§ 2. Бюджетное устройство Российской Федерации

Одним из основных условий эффективного осуществления бюджетной деятельности является включение какого-либо оп­ределенного бюджета в бюджетную систему с целью распреде­ления доходных и расходных источников. Бюджетное устрой­ство в федеративном государстве приобретает особую значи­мость, поскольку является отражением принципа федерализма в государственном устройстве, показывает состав бюджетной системы, основополагающие начала ее построения, правовое положение бюджета каждого уровня бюджетной системы.

Бюджетное устройство представляет собой внутреннюю со­вокупность бюджетов, виды и принципы взаимной связи кото­рых определяются национально-государственным и админист­ративно-территориальным устройством страны. Бюджетное ус­тройство обусловлено типом и формой государства.

Раздел I части второй БК РФ именуется «Бюджетное устрой­ство Российской Федерации», однако содержание этого поня­тия в нем не раскрывается. Анализ указанного раздела БК РФ позволяет определить бюджетное устройство как совокупность бюджетной системы, бюджетной классификации, компетенции органов власти и органов местного самоуправления, принципов бюджетной системы, что не отвечает общенаучным нормам и необходимым требованиям теории деятельности. Содержание бюджетного устройства выходит за рамки этого понятия, так как включение бюджетной классификации неоправданно сме­щает процессуальные и материальные части бюджетного права, а понятийные и концептуальные недостатки могут привести к практическим негативным последствиям.

Структура БК РФ дает ошибочные основания считать поня­тие «бюджетная система» более емким, чем понятие «бюджет­ное устройство», поскольку часть вторая Кодекса называется «Бюджетная система Российской Федерации», а входящий в нее раздел I, как уже отмечалось, — «Бюджетное устройство Российской Федерации». При этом он находится в одном ряду с другими разделами, выделенными из состава бюджетной сис­темы РФ. В финансовом праве общепринято считать бюджет­ную систему составным элементом бюджетного устройства. Та­ким образом, бюджетное устройство — это организация бюд­жетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система РФ имеет законодательное определение, которое, к сожалению, только затрудняет решение вопроса о критерии отнесения составных частей к этой системе. Статья 6 БК РФ устанавливает, что «бюджетная система Российской Федерации — основанная на экономических отношениях и го­сударственном устройстве Российской Федерации, регулируе­мая нормами права совокупность федерального бюджета, бюд­жетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государ­ственных внебюджетных фондов». Внебюджетные фонды органично входят в финансовую систему, являясь самостоятель­ным звеном, а их включение в бюджетную систему методологи­чески неверно.

По своей структуре бюджетная система является трехуров­невой: первый уровень — федеральный бюджет; второй уровень — бюджеты субъектов РФ; третий уровень — местные бюджеты.

Каждое звено бюджетной системы характеризуется не только тем, что оно обслуживает распределение и перераспределение дохода определенной территории, но также и тем, что при этом используются специфические формы и методы аккумулирова­ния и использования фондов денежных средств. Это и лежит в основе тех различий, которые имеются между отдельными звеньями бюджетной системы, т. е. различий внутри единства, каковым является бюджетная система РФ. Каждому звену бюд­жетной системы присущи определенные свойства и функции, которые не повторяются другими субинститутами данной сис­темы. Но каждое звено взаимодействует с другими институтами и может интегрировать с ними — это и является признаком целостности бюджетной системы.

Бюджетная система РФ существует не автономно, все ее зве­нья являются составной частью финансовой системы РФ, а каж­дое звено входит в состав соответственно финансовой системы РФ, субъекта РФ или муниципального образования.

В основе построения бюджетной системы лежит совокупность определенных принципов. Главной целью принципов построе­ния бюджетной системы является отражение федеративного уст­ройства Российского государства в сочетании с самостоятельно­стью органов местного самоуправления. Принцип построения бюд­жетной системы может быть определен как исходное положение (идея), лежащее в основе бюджетной системы государства, предоп­ределяющее возможность норм права, устанавливающее связи меж­ду ними и формирующее различные подходы к толкованию норм бюджетного права, разрешению коллизий, восполнению пробелов

Основными принципами построения бюджетной системы РФ являются:

а)  единство бюджетной системы — этот принцип обеспечи­вается единством правовой базы, использованием единых бюд­жетных классификаций, единством форм бюджетной докумен­тации, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы. Единство бюджетной системы основано на взаимодействии всех звеньев бюджетной системы, что достигается путем использования регулирующих источни­ков дохода и гарантируется единой социально-экономической политикой, проводимой Российской Федерацией;

б)  самостоятельность бюджетов — этот принцип означает наличие собственных источников доходов и право самостоя­тельно определять их расходование;

в)  принцип полноты и реальности бюджетов — этот принцип означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные обязательные платежи подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулируемых в бюджетной системе РФ;

г)  принцип гласности — этот принцип означает, что деятель­ность государственных органов и органов местного самоуправления в бюджетном процессе открыта и должна освещаться в средствах массовой информации. Отчет об исполнении бюдже­та обязательно публикуется;

д)  принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ — этот принцип означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за соответствующими государственными органами или органами местного самоуправ­ления;

е) принцип сбалансированности бюджетов — этот принцип оз­начает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступ­лений из источников финансирования его дефицита. При со­ставлении, утверждении и исполнении бюджета уполномочен­ные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета;

ж) принцип эффективности и экономности использования бюд­жетных средств — этот принцип означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости дости­жения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с ис­пользованием определенного бюджетом объема средств;

з)  принцип общего (совокупного) покрытия расходов — этот принцип означает, что все расходы бюджета должны покрывать­ся общей суммой доходов бюджета и поступлений из источни­ков финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступ­ления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета за исключе­нием доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае цен­трализации средств из бюджетов других уровней бюджетной си­стемы РФ;

и) принцип достоверности бюджета — этот принцип означа­ет надежность показателей прогноза социально-экономическо­го развития соответствующей территории и реалистичность рас­чета доходов и расходов бюджета;

к) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств — этот принцип означает, что бюджетные средства вы­деляются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направ­лению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

Бюджетное устройство присуще не только Российской Фе­дерации в целом как единому государству, но и субъектам РФ и муниципальным образованиям.

Бюджетное устройство в субъектах РФ — это организация бюджетной системы субъекта РФ и принципы ее построения.

Бюджетная система субъекта РФ состоит из бюджета субъекта РФ (республиканского, краевого, областного и др.) и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ.

В основе бюджетной системы субъекта РФ лежат принципы: единства; разграничения доходов и расходов бюджетов, само­стоятельности бюджетов; полноты отражения доходов и расхо­дов; сбалансированности; эффективности и экономности ис­пользования бюджетных средств; общего (совокупного) покры­тия расходов бюджетов; гласности; достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств.

Бюджетное устройство в муниципальных образованиях — это организация бюджетной системы муниципальных образований и принципы ее построения.

В муниципальную бюджетную систему входят бюджеты го­родов, внутригородских районов, сельских (поселковых) терри­ториальных образований. Однако следует иметь в виду, что ча­сто в составе муниципальных образований имеются другие му­ниципальные образования, например районы в городах, поэтому в составе бюджета города могут быть выделены сметы расходов внутригородских районов. Это относится и к другим видам муниципальных образований. Так, Закон Республики Адыгея «О местном самоуправлении» предусматривает возмож­ность включения в бюджет муниципального образования в ка­честве составной части смет доходов и расходов отдельных на­селенных пунктов (территорий), не являющихся муниципаль­ными образованиями (п. 3 ст. 27). В Астраханской области, напротив, районы в городах имеют статус муниципальных обра­зований, следовательно, муниципальная бюджетная система в рамках этого субъекта РФ помимо государственного бюджета включает бюджеты внутригородских районов.

В основе бюджетной системы муниципальных образова­ний лежат те же принципы, что и в основе бюджетного устрой­ства РФ, а также принцип учета местных особенностей и тради­ций.