§ 3. Лица, пользующиеся международной защитой

| Правовой портал "Правопорядок" | § 3. Лица, пользующиеся международной защитой |
§ 3. Лица, пользующиеся международной защитой

По поручению Генеральной Ассамблеи Комиссия международного права ООН изучила вопрос о защите и неприкосновенности дипломатических агентов и других лиц, пользующихся специальной защитой в соответствии с международным правом. Разработанный ею проектстатей лег в основу принятой Генеральной Ассамблеей на сессии в 1973 г. Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (вступила в силу 20 февраля 1977 г.).
Согласно Конвенции, лицом, пользующимся международной защитой, является:
a) глава государства, глава правительства или министр иностранных дел, находящиеся в иностранном государстве, а также сопровождающие их члены семьи;
b) любой представитель или должностное лицо государства, илидолжностное лицо или иной агент международной организации, который во время, когда против него, его официальных помещений, его жилого помещения или его транспортных средств было совершено пре-ступление, и в месте совершения такого преступления имеет право на специальную защиту от любого нападения на его личность, свободу идостоинство, а также проживающие с ним члены его семьи.

Преднамеренное совершение преступлений против таких лиц или соучастие в них должны рассматриваться каждым государством — участником Конвенции в соответствии с его внутренним законодательством как тяжкие преступления. Устанавливается также либо юрис-дикция данного государства в отношении таких преступлений, либообязанность выдачи соответствующих лиц другому государству (на территории которого преступление совершено либо государствуихгражданства).
Представляется, что в современных условиях положения настоящей Конвенции имеют существенное значение для международного сообщества государств в плане поддержания и укрепления нормальных, дружественных отношений между всеми государствами.
Конвенция, в частности, подтверждает, что специальная защита указанных в ней лиц вытекает из предписаний действующего обычного международного права.