§ 4. Защита прав субъектов финансового права

| Правовой портал "Правопорядок" | § 4. Защита прав субъектов финансового права |
§ 4. Защита прав субъектов финансового права

Рыночные преобразования и проводимые в стране экономи­ческие реформы, направленные на развитие финансовой дея­тельности государства и муниципальных образований, обуслов­ливают быстрый рост количества субъектов финансового права. Последние для выполнения целей в сфере аккумулирования, распределения и использования государственных или муници­пальных денежных фондов постоянно вступают между собой в различные правоотношения. Степень участия каждого субъекта в финансовых правоотношениях может иметь различную соци­альную значимость. Своим поведением субъект финансового права может принести контрагентам как значительную пользу, так и существенный вред. «Если, не нарушая материальных гра­ниц своего права, индивид использует его в ущерб другому ин­дивиду, если, соблюдая букву права, он нарушает его дух, тогда говорят, что он злоупотребляет своим правом, но никак не упот­ребляет его на пользу, и такое злоупотребление не может иметь юридических оправданий»1. Поэтому государство, будучи офи­циальным представителем и гарантом безопасности всех участ­ников финансовых правоотношений, устанавливает способы защиты нарушенных прав.

С помощью мер государственного принуждения обеспечива­ется исполнение субъектами финансового права своих юриди­ческих обязанностей, а в необходимых случаях осуществляется восстановление нарушенных прав.

Несомненным демократическим достижением Российского государства является правовое закрепление увеличившихся воз­можностей субъектов финансовых правоотношений по обжало­ванию нарушенных прав. Прежде всего характерно расширение сферы применения судебного порядка защиты прав для всех субъектов финансового права. Эта возможность гарантирована, в частности, федеральными конституционными законами от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российс­кой Федерации», от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»3, АПК РФ, БК РФ и НК РФ.

Нормативными финансово-правовыми актами федерального уровня предусмотрены следующие способы защиты прав субъек­тов финансовых правоотношений: президентский, администра­тивный, судебный, самозащита прав.

Президенту РФ могут быть обжалованы любые действия (бездействие) контролирующих органов в финансовой сфере.

Административный способ предполагает обращение за защи­той и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие. Процессуальный порядок реали­зации административного способа защиты проще, решение жа­лобы основывается на общих правилах рассмотрения жалоб и заявлений органами власти и предусматривает в основном ме­сячный срок рассмотрения, если иное не установлено законода­тельством. Кроме того, административный порядок предпола­гает упрощенное производство по поданной жалобе, вынесение решения по ней. Вместе с тем административный порядок в ряде случаев не отрицает возможности обращения впоследствии за защитой в суд либо предоставляется альтернативный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений. Соответ­ственно в различных по виду финансовых отношениях имеются свои особенности в его применении (например, в налоговых — при обращении за льготой или отсрочкой налогового платежа).

Наряду с административным применяется и судебный поря­док обжалования. В основной части финансовых отношений для граждан действует общий порядок, предусмотренный Законом РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд дей­ствий и решений, нарушающих права и свободы граждан»1. Право на обжалование имеет каждый гражданин, считающий, что нарушены его права и свободы, незаконно на него возложе­на какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ка­кой-либо ответственности либо созданы препятствия для осу­ществления его прав и свобод. Юридические лица — субъекты финансового права — вправе обращаться за судебной защитой и в том случае, если оспариваемые финансовые отношения оформлялись договором. В соответствии со ст. 27 АПК РФ ар­битражным судам подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из всех видов правоотношений, если сто­ронами являются юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ.

К экономическим спорам отнесены споры: о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществ­ляющими контрольные функции в бесспорном порядке, с на­рушением требований закона или иного нормативного акта; о взыскании с организаций и граждан штрафов государственны­ми органами, органами, осуществляющими контрольные функ­ции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный порядок их взыскания; о признании не подлежащим исполне­нию исполнительного или иного документа, по которому взыс­кание производится в бесспорном порядке.

Гарантией судебной защиты выступает отнесение к эконо­мическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, споров о признании недействительными ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов. Важной гарантией выступает предусмотренное Конституцией РФ положение о возмещении гражданам и юри­дическим лицам ущерба, причиненного незаконными действи­ями органов государственной власти и их должностными лица­ми, а также возможность привлечения их к дисциплинарной ответственности на основании решения суда.

Значительно усилилась роль Конституционного Суда РФ в защите нарушенных прав и законных интересов субъектов фи­нансового права. Полномочия Конституционного Суда РФ, за­крепленные в ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», предусмат­ривают возможность рассмотрения и разрешения запросов и жа­лоб, в том числе в финансовой сфере, о соответствии Конститу­ции РФ законов, других нормативных актов, разрешения воп­росов о компетенции между государственными органами, о конституционности примененных в отношении граждан норм, нарушающих конституционные права и свободы граждан. Так, постановлением Конституционного Суда РФ от 24 февраля 1998 г. № 7-П признаны не соответствующими Конституции РФ положения статей 1 и 5 Федерального закона «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Госу­дарственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды  обязательного медицинского  страхования на 1997 год» в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов в части установления для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов тари­фа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в размере 28 про­центов от суммы заработка (дохода).

Существенная роль в защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов субъектов финансового права при­надлежит прокуратуре РФ, которая, согласно Конституции РФ (ст. 129) и Федеральному закону от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»2, составляет единую централизованную систему, осуществляет надзор за исполнени­ем действующих на территории России законов, предпринима­ет меры, направленные на устранение их нарушений и привле­чение нарушителей к ответственности. Наряду с другими на­правлениями в функции прокуратуры входит осуществление надзора за исполнением финансового законодательства. При этом не имеет значения, от кого исходит нарушение — от орга­нов представительной или исполнительной власти, финансо­вых, кредитных органов, налогоплательщиков, налоговых аген­тов, резидентов в валютных отношениях и т. д.

Для выполнения функции надзора за исполнением финан­сового законодательства органы прокуратуры вправе проводить проверки по исполнению и соблюдению финансового законо­дательства. Подобные проверки проводятся в связи с поступаю­щими в прокуратуру жалобами, заявлениями, а также иными сведениями о фактах финансовых правонарушений. В случае установления фактов нарушений налогового законодательства прокурор вправе принять следующие меры: внести представле­ние об устранении нарушений закона; опротестовать противо­речащие закону акты, изданные или принятые органами госу­дарственной власти, органами местного самоуправления или финансовым органом; обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных финансовых прав и охраняемых законом интере­сов граждан, общества и государства; возбудить производство по факту финансового правонарушения; возбудить уголовное дело по признакам совершения экономического преступления.

Защита нарушенных прав субъектов финансового права осу­ществляется не только мерами, прямо названными финансовым законодательством. В целях предотвращения финансово-право­вых конфликтов государство предоставляет физическим лицам и организациям право на самозащиту своих прав, которое наи­более распространено в налоговом праве. В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых орга­нов и их должностных лиц. Неправомерность названных актов или требований заключается в их несоответствии НК РФ или иным федеральным законам.

В сфере финансовой деятельности государства права инди­видуальных субъектов защищаются более разнообразными спо­собами, чем финансовые права организаций. По сравнению с организациями физические лица имеют больший диапазон прав на обжалование актов налоговых и иных государственных орга­нов, неправомерных действий (бездействия) их должностных лиц. Так, Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» предоставляет физическим лицам воз­можность обращаться за защитой своих прав к Уполномоченно­му по правам человека. Также граждане-налогоплательщики имеют право направлять заявления по вопросам защиты своих нарушенных прав в Европейский суд по правам человека.

Рассмотренные меры защиты нарушенных прав субъектов финансового права позволяют, с одной стороны, обеспечить защиту их прав и законных интересов от неправомерных дей­ствий органов государства, органов местного самоуправления или финансовых органов, а с другой — обеспечить финансовые интересы государства и муниципальных образований.