§ 1. Понятие и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Понятие и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований |
§ 1. Понятие и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований

Категория «финансовая деятельность» — сравнительно но­вое понятие, которое получило разработку в учебном пособии М. А. Гурвича и подробно было проанализировано в учебнике под редакцией Е. А. Ровинского2, а затем в некоторых модифи­кациях воспроизводилось в более поздних учебниках, учебных пособиях и научных исследованиях. Категории «финансовая деятельность» присущи целостность, глобальность и основа­тельность, реализуемые через совокупность принципов финан­сового права.

Объективная необходимость денежных отношений обуслов­ливает наличие специальной финансовой деятельности государ­ства. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований выступает необходимой и составной частью меха­низма социального управления, представляет собой отраслевое проявление (разновидность) государственной и, соответствен­но, юридической деятельности. Обеспечивая движение денеж­ных средств в интересах всего общества, финансовая деятель­ность государства и муниципальных образований носит публич­ный характер, т. е. независимо от того, кто является участником конкретно-определенных финансовых правоотношений (государство, субъект РФ, муниципальное образование или их орга­ны, должностные лица), по своей сути, форме и методам право­вого регулирования финансовая деятельность всегда публична с соответствующим распределением предметов ведения и компе­тенции. Поэтому финансовая деятельность в тех или иных фор­мах осуществляется всеми органами государства.

Финансовая деятельность государства заключается в право­мерном поведении субъектов финансового права, направленном на сохранение либо совершенствование юридического механиз­ма регулирования финансовых отношений. Основными направ­лениями воздействия на механизм финансово-правового регули­рования со стороны финансовой деятельности являются право­творчество, правореализация и государственное принуждение.

Финансовая деятельность государства — это основанная на правовых нормах публичная деятельность субъектов финансового права по созданию оптимального механизма финансово-правового регулирования в целях планомерного аккумулирования, распределе­ния и использования централизованных и децентрализованных де­нежных фондов общего значения.

Финансовая деятельность государства характеризуется тем, что в ходе ее осуществления организуются и практически осу­ществляются аккумулирование, распределение и использование денежных фондов в целях выполнения своих задач и функций.

Содержание финансовой деятельности государства опреде­ляется спецификой ее объекта, в качестве которого выступает финансовое право во всем многообразии конкретных проявле­ний правовых норм, правоотношений, правового регулирова­ния и правового сознания. В процессе осуществления финансо­вой деятельности государство сохраняет либо, наоборот, изме­няет сложившийся порядок публичных имущественных отношений. Таким образом, результатом финансовой деятель­ности становятся юридически значимые последствия, наступле­ние которых желательно для государства (совершенствуется сфера правового регулирования финансовых отношений, скла­дываются позитивные финансовые правоотношения).

Осуществляя финансовую деятельность, государство решает две взаимосвязанные цели — статистическую и динамическую. Статистическая цель подразумевает определенную «консерва­цию» финансового состояния государства, сохранение уже дос­тигнутого уровня стабильности и равновесия в доходах и расходах централизованных денежных средств, межбюджетных отно­шениях, валютном регулировании и т. п. Динамическая цель направлена на непрерывный процесс правового совершенство­вания, реформирования и развития финансовых отношений. Названные цели формируют своеобразные программу-минимум и программу-максимум финансовой деятельности государства. Основной же целью Российской Федерации как социального государства является финансовое покрытие затрат на осуществ­ление социально заказанных программ. Необходимо обратить внимание, что указанная цель предполагает реализацию бли­жайших (промежуточных) целей этой деятельности: сбор госу­дарством запланированных денежных средств в свои бюджет­ные фонды и запланированное использование денежных средств для решения государственных задач.

Финансовой деятельности свойственны многие характерные черты, присущие любой юридической деятельности. Вместе с тем она имеет свои специфические признаки, к числу которых относятся:

а) обязательное участие государства или муниципальных об­разований в лице их компетентных органов;

б) направленность на принятие юридически значимых реше­ний посредством реализации государством правотворческой функции;

в) оформление принятого юридически значимого решения в соответствующих нормативных правовых актах, имеющих офи­циальный и общеобязательный характер;

г)  юридическое значение ее результатов не только для пуб­личных субъектов (государства и муниципальных образований), но и для иных субъектов финансового права;

д)  ее осуществление в целях оптимизации и эффективности получения юридически значимых результатов в строго установ­ленном порядке, т. е. посредством аккумулирования, распреде­ления и использования государственных и муниципальных фон­дов денежных средств.

Различия в сферах общественных отношений, охватываемых финансовой деятельностью, субъектах, осуществляющих финан­совую деятельность, территориальных уровнях, формах, функци­ях и т. д. позволяют классифицировать эту правовую категорию по нескольким основаниям. Так, в зависимости от сфер обще­ственных отношений, регулируемых финансовым правом, можно выделить: бюджетную деятельность государства и муниципаль­ных образований; налоговую деятельность государства и муни­ципальных образований; кредитную деятельность государства и муниципальных образований; финансовую деятельность государ­ственных и муниципальных предприятий; государственную дея­тельность в сфере обязательного страхования; государственную и муниципальную деятельность в сфере внебюджетных фондов.

Являясь разновидностью финансовой деятельности, каждый из ее видов несет в себе все сущностные характеристики пер­вой, но имеет и специфические особенности, проявляющиеся в круге субъектов (участников) и их финансовой компетенции (правах), объекте воздействия, действии во времени, наличии определенных целей.

В зависимости от территориального уровня, на котором осу­ществляется аккумулирование, распределение и использование финансов, различают финансовую деятельность государства (Российской Федерации и субъектов РФ) и финансовую дея­тельность муниципальных образований.

Финансовая деятельность субъекта РФ — это осуществление им функций по планомерному аккумулированию, распределе­нию и использованию фондов денежных средств (финансовых ресурсов) субъекта РФ в целях реализации его задач и функций.

Финансовая деятельность субъекта РФ осуществляется на основе тех же принципов, методов и форм, что и финансовая деятельность государства в целом, однако ей присущи собствен­ные основополагающие характерные признаки: финансовая де­ятельность субъекта РФ выражает его государственную самосто­ятельность (в рамках Конституции РФ); в процессе финансовой деятельности осуществляются функции аккумуляции, распре­деления и использования денежных средств в целях обеспече­ния публичных интересов соответствующего субъекта РФ; фун­кции финансовой деятельности субъекта РФ осуществляются специально создаваемыми органами по поручению соответству­ющего региона и от его имени, а также другими органами, ко­торым субъект РФ передает часть своих полномочий в сфере финансовой деятельности; финансовая деятельность субъекта РФ отражает федеративное устройство Российского государства.

Особенности финансовой деятельности субъектов РФ про­являются во взаимоотношениях с федеральным центром и му­ниципальными образованиями.

Финансовая деятельность муниципальных образований — это осуществление соответствующим муниципальным образованием в лице компетентных органов функций по планомерному аккумули­рованию, распределению и использованию централизованных и де­централизованных фондов денежных средств в целях осуществле­ния публичных задач и функций местного сообщества, а также делегированных полномочий государства.

Финансовая деятельность муниципальных образований представляет собой исторически сложившийся и обусловлен­ный публичным характером институт в структуре финансовой деятельности государства и характеризуется тем, что в ходе ее осуществления организуются и практически осуществляются аккумуляция, распределение и использование денежных фон­дов в целях выполнения задач, предусмотренных местным сооб­ществом, и делегирования полномочий государства.

Принципиальной особенностью муниципальной финансо­вой деятельности, обусловленной действием принципа федера­лизма в финансовом праве, следует считать обеспечение финан­совыми средствами выполнения целей и задач, предусмотрен­ных местным сообществом, и делегированных полномочий государства. Федеральный закон «О финансовых основах мест­ного самоуправления в Российской Федерации» обязывает орга­ны государства при передаче своих полномочий на местный уровень выделять для их реализации соответствующие финан­совые ресурсы. Эта норма указанного Федерального закона де­тализирована и обеспечена механизмом реализации в законода­тельстве субъектов РФ. Например, Закон Республики Адыгея от 8 октября 1997 г. № 54 «О местном самоуправлении» устанавли­вает право органов государственной власти республики переда­вать органам местного самоуправления исполнение отдельных государственных полномочий при условии обеспечения после­дних необходимыми материальными, финансовыми и иными ресурсами (п. 10 ст. 5). Гарантией законности делегирования полномочий и их финансового обеспечения является принятие соответствующего федерального или регионального закона. Интересная норма содержится в Законе Тверской области от 27 июня 1996 г. № 30 «О местном самоуправлении в Тверской области», которая освобождает органы местного самоуправле­ния от ответственности за невыполнение делегированных госу­дарственных полномочий по причине их финансового необеспечения (п. 4 ст. 14). Сферу (область) муниципальной финансо­вой деятельности представляют финансы соответствующего тер­риториального образования.

Органы местного самоуправления самостоятельно или с уча­стием государства устанавливают порядок образования и ис­пользования централизованных (в рамках местного самоуправ­ления) и децентрализованных денежных фондов. ^

Создаются денежные фонды местного самоуправления в ре­зультате аккумулирования (мобилизации) средств через систему налогообложения, муниципальных кредитов, в результате кон­троля за рачительным расходованием финансов местного бюд­жета, добровольных взносов. Все это определило необходимость развития финансовой деятельности местного самоуправления, связанной с аккумулированием, использованием и распределе­нием денежных средств.

Муниципальные образования осуществляют финансовую деятельность не изолированно от государства. Сфера финансо­вой деятельности относится к ведению федеральных органов, органов субъектов РФ и органов местного самоуправления. Кроме того, имеется область совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, что вытекает из ст. 72 Конституции РФ. Поэтому во многих ситуациях успех финансовой деятель­ности зависит от взаимодействия с государством.

Осуществляется финансовая деятельность специальным ап­паратом на основании разнообразных методов, в том числе сти­мулов, ограничений и санкций. Для аккумулирования денеж­ных средств в централизованные фонды применяются методы добровольных и обязательных платежей. Методы обязательных платежей реализуются через механизмы налогообложения, от­числений во внебюджетные фонды, обязательного страхования. Добровольное привлечение денежных средств реализуется через государственные и муниципальные займы, лотереи, вклады в кредитные учреждения, благотворительные пожертвования и т. д.

В настоящее время метод обязательных платежей является доминирующим — бюджеты в большей степени состоят из на­логов, почти все реально функционирующие внебюджетные фонды формируются из обязательных платежей. Переход госу­дарства к новым условиям хозяйствования объективно требует расширения сферы привлечения добровольных платежей. Соотношение методов обязательных и добровольных платежей зави­сит от многих факторов: политического курса государства и местных органов власти, потребности в финансовых ресурсах, уровня жизни населения и т. д.

При распределении денежных средств используются финан­сирование и кредитование. Распределение факторов производ­ства ведется в денежной форме, финансы участвуют в распреде­лении валового внутреннего продукта через финансирование фонда средств производства. Такие распределительные отноше­ния в бюджетной системе называются финансированием. Фи­нансирование предназначено для сохранения непрерывной и возобновляющейся производственной деятельности государ­ственных и муниципальных предприятий. Следовательно, фи­нансирование — это обеспечение денежными средствами по­требностей расширенного воспроизводства.

В условиях рыночной экономики государственные и муни­ципальные органы власти финансируют только целевые мест­ные программы. Выполняя данную обязанность, органы власти соблюдают публичные интересы сообщества в целом. Государ­ственные и муниципальные нужды обеспечиваются за счет бюд­жетных средств и внебюджетных источников, привлекаемых для решения поставленных задач.

Кроме прямого финансирования в целях экономического развития государство может использовать косвенное финанси­рование в виде налоговых льгот, валютных средств, оставляе­мых на льготных условиях в распоряжении предприятия, и т. п. Конкретные виды, размеры и порядок предоставления финан­совых льгот устанавливаются органами государственной власти и органами местного самоуправления во время утверждения конкретной целевой программы.

В условиях рыночной экономики финансирование должно применяться для поддержки тех предприятий, учреждений, орга­низаций, которые обеспечивают жизнедеятельность государства и удовлетворение публичных интересов сообщества, но не могут действовать без внешнего притока финансовых средств. Через бюджетную систему осуществляется и опосредованное финанси­рование государством важных мероприятий и программ.

Распределение государственных и муниципальных денежных средств осуществляется и методом кредитования. Кредитование, как и финансирование обеспечивает финансовые потребности процесса расширенного воспроизводства, но отличается от пос­леднего возмездностью, срочностью и возвратностью. Кредиты из государственных и муниципальных средств предоставляются в основном частным предприятиям, но возможны случаи полу­чения государственных и муниципальных кредитов и бюджет­ными предприятиями, учреждениями, организациями.

Использование государственных и муниципальных денеж-, ных средств осуществляется посредством расчетных операций, которые могут быть в наличной и безналичной формах.

Финансовая деятельность осуществляется государством как охранительными, так и регулятивными способами, а также адми­нистративными и экономическими методами. В условиях рыноч­ной экономики применение административных методов в фи­нансовой деятельности сокращается. Они используются в орга­ничном единстве с экономическими методами, которые должны стать доминирующими. Регулирование финансовой деятельнос­ти государства и муниципальных образований в современных условиях направлено на усиление экономической обоснованнос­ти любых административных решений и на устранение элемен­тов администрирования в финансовой деятельности.