11.4. Консульское право

| Правовой портал "Правопорядок" | 11.4. Консульское право |
11.4. Консульское право

Консульское право как подотрасль права внешних сношений можно охарактеризовать как совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих деятельность консульских учреждений и членов их персонала и определяющих их статус, функции, права и обязанности.
Источниками консульского права являются международный договор и международный обычай. В настоящее время международные обычаи продолжают являться основой правового регулирования консульских связей между государствами при отсутствии их договорно-правового оформления.
Международные договоры по консульским вопросам заключаются как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Среди международных договоров, регулирующих консульские отношения, можно назвать три многосторонние консульские конвенции. Две из них носят региональный характер: Каракасская конвенция о консульских функциях 1911 г. и Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 г. Универсальный характер имеет Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. Конвенция вступила в силу 18 марта 1967 г. СССР ратифицировал ее 16 февраля 1989 г.

К источникам консульского права относятся также положения некоторых международных договоров, которые не посвящены исключительно консульским вопросам. Это прежде всего Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., ст. 3 которой предусматривает возможность выполнения консульских функций дипломатическими представительствами. Сюда же можно отнести и международные договоры о правовой помощи, об урегулировании случаев двойного гражданства, договоры и соглашения по вопросам торговли и мореплавания и ряд других.
Установление дипломатических отношений сопровождается, как правило, установлением и консульских отношений. В государствах, с которыми консульские отношения не установлены, функции консульских учреждений могут выполнять дипломатические представительства. В то же время в государстве, где нет дипломатического представительства, консульские учреждения могут осуществлять некоторые из дипломатических функций.
Различают четыре вида консульских представительств: генеральное консульство, консульство, вице-консульство, консульское агентство. Их возглавляют соответственно генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент. К консульским учреждениям относятся также консульские отделы дипломатических представительств.
Местонахождение консульского учреждения и его класс определяются по соглашению с государством пребывания. Консульское представительство, в отличие от дипломатического, действует не на всей территории страны пребывания, а в пределах установленного консульского округа.
В Российской Федерации консульские учреждения подчинены МИДу России и действуют под руководством главы дипломатического представительства. Консульские должностные лица и сотрудники консульских учреждений состоят на государственной службе в МИДе России.
Функции консульских представительств несколько уже, чем у посольств. В задачи консульских учреждений Российской Федерации входят:
1) защита за границей прав и интересов Российской Федерации, российских физических и юридических лиц;
2) содействие развитию дружественных отношений с государством пребывания;
3) учет постоянно проживающих и временно находящихся в его консульском округе граждан Российской Федерации;
4) воинский учет граждан Российской Федерации;
5) обеспечение и защита прав граждан Российской Федерации, находящихся под арестом, задержанных или лишенных свободы в иной форме или отбывающих наказание;
6) выдача, продление, погашение виз на въезд и выезд;
7) регистрация актов гражданского состояния;
8) совершение нотариальных действий;
9) легализация документов;
10) содействие военным кораблям Российской Федерации, морским и воздушным судам;
11) иные полномочия, предусмотренные законом и договорами.
Персонал консульских учреждений делится на три группы: консульские должностные лица, административно-технический и обслуживающий персонал.
Консульский корпус, как и дипломатический, возглавляется дуайеном, т.е. старшим по рангу и времени получения экзекватуры главой консульского представительства, который выполняет в основном церемониальные функции. В государстве пребывания может быть несколько консульских корпусов в зависимости от количества пунктов, где имеются консульские представительства.
Для заведующих консульскими отделами дипломатических представительств, как правило, не требуется направления консульского патента и получения экзекватуры. Они, как и другие сотрудники этих отделов, продолжают оставаться членами персонала дипломатического представительства и сохраняют статус таковых. Об их назначении извещаются власти государства пребывания.
Свои консульские сношения государства могут осуществлять и через посредство так называемых нештатных (почетных) консулов. Нештатный консул — это лицо, не состоящее на государственной службе представляемого государства, но выполняющее по его поручению и с согласия государства пребывания консульские функции. Нештатными консулами могут быть граждане представляемого государства, государства пребывания или какого-либо третьего государства. За выполнение консульских функций нештатный консул жалованья не получает, но может обращать в свою пользу консульские сборы.
Окончание миссии консула может иметь место в следующих случаях:
1) отозвание консула представляемым государством;
2) аннулирование экзекватуры государством пребывания;
3) истечение срока консульского патента;
4) закрытие консульского учреждения в данном пункте;
5) прекращение консульских отношений в целом;
6) война между государством пребывания и представляемым государством;
7) смерть консула;
8) выход территории, где находится консульский округ, из-под суверенитета государства пребывания.
Отозвание консула представляемым государством наиболее распространено и в основном имеет место при нормальной смене консулов в каком-либо пункте государства пребывания. При этом государство пребывания извещается заблаговременно о факте отозвания консула, а для его преемника испрашивается экзекватура.
Аннулирование экзекватуры происходит гораздо реже, как правило, в результате нарушения консулом законов государства пребывания. При этом, согласно ст. 23 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., консул может быть объявлен persona non grata (нежелательным лицом) и перед представляемым государством может быть поставлен вопрос о его отзыве. Государство пребывания в этом случае не обязано мотивировать причины аннулирования экзекватуры.
В случае войны прекращающий свою миссию консул может поручить защиту интересов своих соотечественников в государстве пребывания консулу третьего государства.
Как и в дипломатическом праве, в консульском праве различают привилегии и иммунитеты консульских представительств и их сотрудников.
Выделяются следующие привилегии и иммунитеты консульских представительств:
1) неприкосновенность помещений представительства: никто не может войти на территорию представительства иначе, как с согласия главы консульского или дипломатического представительств.
Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. устанавливает ограничение неприкосновенности консульских представительств. Речь идет о так называемой «пожарной оговорке», когда на территорию представительства возможен доступ без разрешения в случае пожара. В заключенных нашим государством двусторонних консульских конвенциях «пожарная оговорка» отсутствует.
Государство пребывания обязано принимать все меры для защиты помещений представительства от вторжения извне и нанесения им ущерба;
2) консульское представительство может беспрепятственно сноситься со своим правительством, дипломатическим представительством и другими консульскими представительствами;
3) помещения консульского представительства и находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий;
4) представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Сборы, взимаемые представительством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин страны пребывания;
5) архивы и документы консульского представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения;
6) официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Почта представительства не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.
В отличие от сотрудников дипломатических представительств, сотрудники консульских представительств пользуются несколько меньшими привилегиями и иммунитетами. Они таковы:
1) консульские должностные лица пользуются личной неприкосновенностью и не могут быть подвергнуты задержанию или аресту, иначе как в случае преследования за совершение ими тяжкого преступления или исполнения вступившего в законную силу приговора суда. При этом понятие «тяжкое преступление» определяется по законодательству страны пребывания;
2) консульские агенты не могут отказываться от дачи свидетельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением ими служебных обязанностей. В случае отказа консульских должностных лиц от дачи показаний к ним не могут применяться меры принуждения;
3) частная резиденция консульского агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представительства;
4) консульский агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме случаев:
исков о возмещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием;
вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имуществом для целей представительства;
исков, касающихся наследования, в отношении которых он выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказополучателя наследства;
исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности консульского агента за пределами его официальных функций.