6.2. Международно-правовое регулирование вопросовправопреемства. Объекты правопреемства

| Правовой портал "Правопорядок" | 6.2. Международно-правовое регулирование вопросовправопреемства. Объекты правопреемства |
6.2. Международно-правовое регулирование вопросовправопреемства. Объекты правопреемства

Поскольку в качестве объектов правопреемства нами названы договоры, государственная собственность, государственные архивы и государственные долги, а также членство в международных организациях, представляется логически целесообразным разделить международно-правовое регулирование вопросов правопреемства в соответствии с объектами правопреемства:
1. Правопреемство государств в отношении международных договоров. Венская конвенция в отношении международных договоров 1978 г. в качестве международных договоров рассматривает только соглашения, заключенные в письменной форме между государствами. В отношении устных договоров и договоров между государствами и иными субъектами международного права действуют обычные нормы. Венская конвенция 1978 г. устанавливает следующие правила правопреемства:
а) в случае создания в результате деколонизации нового независимого государства действует принцип tabula rasa («чистой доски»): новое государство не связано договорами, заключенными бывшими державами-метрополиями, и не обязано сохранять какой-либо договор или становиться его участником только потому, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории — объекта правопреемства. Новое государство может стать участником любого многостороннего договора, который был в силе для территории правопреемства, путем уведомления о правопреемстве. Если до момента правопреемства государство-предшественник подписало договор с условием ратификации, принятия или утверждения, правопреемник может стать участником договора, ратифицировав, приняв или утвердив его (кроме случаев несовместимости участия правопреемника с объектами и целями договора);

б) если часть территории государства становится частью территории другого государства, то в отношении этой территории:
договоры государства-предшественника утрачивают силу;
договоры государства-правопреемника приобретают силу, кроме случаев, когда применение этих договоров было бы несовместимым с их объектами и целями.
Находящийся в силе двусторонний договор в отношении территории — объекта правопреемства считается действующим и для государства-правопреемника, если новое государство договорилось об этом с контрагентом или это следует из его поведения;
в) при объединении двух или нескольких государств права и обязательства по их договорам переходят к правопреемнику, если стороны не установили иное и если это не противоречит объектам и целям договора;
г) при отделении части территории и присоединении ее к другому государству договоры предшественника продолжают находиться в силе для правопреемника.
О правопреемстве договоров делаются письменные уведомления депозитарию договора и/или его участникам.
2. Правопреемство государств в отношении государственной собственности, архивов и долгов. В отношении правопреемства государственной собственности, архивов и долгов применяется Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.
Под государственной собственностью Конвенция понимает имущество, а также права и интересы, которые на момент правопреемства принадлежали, согласно внутреннему праву государства-предшественника, этому государству.
Государственные архивы представляют собой совокупность документов любых давности и рода, произведенных или приобретенных государством-предшественником в ходе его деятельности, принадлежащих государству на момент правопреемства согласно его внутреннему праву и хранящихся под его контролем в качестве архивов для различных целей.
Под государственным долгом понимается любое финансовое обязательство государства в отношении другого государства, международной организации или любого иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом.
Одной из важнейших проблем правопреемства в отношении государственной собственности является проблема компенсации за собственность, переходящую к государству-преемнику. В Венской конвенции 1983 г. предусматривается, что в принципе такой переход собственности должен происходить без компенсации, если иное не согласовано заинтересованными государствами или не предусмотрено решением соответствующего международного органа. Однако в Конвенции также установлено, что ее положения не наносят ущерба какому-либо вопросу о справедливой компенсации между государством-предшественником и государством-преемником, который может возникнуть в результате правопреемства при разделении государства или отделении от него части территории.
Государство-предшественник обязано принять все меры для предотвращения нанесения ущерба или разрушения собственности, переходящей к государству-преемнику. Правопреемство не затрагивает собственность, права и интересы, которые находятся на территории государства-предшественника и принадлежат третьему государству согласно внутреннему праву государства-предшественника.
По договоренности заинтересованных государств или по решению соответствующего международного органа может устанавливаться компенсация за переход архивов государства-предшественника к государству-преемнику; в ином случае переход происходит без компенсации. В таком же порядке решается вопрос о дате перехода архивов.
По Венской конвенции 1983 г. от государства-предшественника требуется, чтобы оно принимало все меры по предотвращению ущерба или уничтожения архивов, которые переходят к государству-преемнику. В Конвенции оговаривается, что ничто в ней не должно рассматриваться как предрешающее в каком-либо отношении любой вопрос, который может возникнуть из соображений целостности государственных различных архивных фондов государства-предшественника.
Переход собственности, архивов и долгов при правопреемстве регулируется соглашениями между этими государством-предшественником и государством-преемником. При отсутствии таких соглашений Конвенцией установлены следующие правила:
а) при передаче части территории государства другому государству к правопреемнику переходят:
все недвижимое имущество, находящееся на соответствующей территории, а также движимое имущество, связанное с деятельностью государства на данной территории;
часть архивов, которая относится к соответствующей территории и необходима для ее нормального управления;
государственный долг (в справедливой доле);
б) при создании нового независимого государства на территории государства-предшественника к государству-правопреемнику переходят:
находящееся на его территории недвижимое имущество, а также недвижимость, принадлежащая государству-предшественнику и находящаяся за границей. К правопреемнику переходит также движимое имущество, находящееся на территории государства-предшественника;
архивы, принадлежащие его территории, а также часть иных архивов, необходимых для нормального управления. Государственные долги к правопреемнику не переходят;
в) при объединении нескольких государств в одно к правопреемнику переходят: вся собственность государств-предшественников, их архивы и долги;
г) при отделении части территории от государства к правопреемнику переходят:
находящееся на данной территории недвижимое имущество, а также все связанное с ней движимое имущество и часть иного движимого имущества (в справедливой доле);
относящаяся к территории часть архивов, а также иные архивы, необходимые для нормального управления ею;
государственный долг (в справедливой доле);
д) при разделении государства, когда части территории образуют два или несколько государств-правопреемников, к правопреемникам переходят:
находящееся на их территории недвижимое имущество, а также относящаяся к ней движимая собственность;
относящаяся к данной территории часть архивов, а также иные архивы, имеющие непосредственное отношение к ней;
государственный долг (в справедливой доле).
Современное международное право исходит из того, что правопреемство государств как таковое не затрагивает границ, установленных договором, а также обязательств и прав, предусмотренных в договоре и относящихся к режиму границы. Эти положения ограждают незыблемость государственных границ и стабильность установленного для них режима от тех или иных превратностей, которые могли бы возникать в процессе осуществления правопреемства государства в отношении договоров о границах.
Правопреемство государств не затрагивает, кроме того, обязательств, касающихся пользования любой территорией или ограничений на это, установленных договором в пользу иностранного государства, группы государств или вообще всех государств, а равно прав, установленных договором в пользу какой-либо территории, группы государств или всех государств и касающихся пользования или ограничений пользования территорией иностранного государства.
Также необходимо отметить то, что положения о правопреемстве в отношении государственной собственности неприменимы в том, что касается ядерного оружия, которое, в свою очередь, также принадлежит государству-предшественнику. Согласно Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 г., каждая из ядерных держав обязуется не передавать «кому бы то ни было» ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а неядерное государство связано встречным обязательством «не принимать передачи от кого бы то ни было» ядерного оружия или ядерных взрывных устройств, что исключает какое бы то ни было правопреемство в отношении ядерного оружия.