5.2. Виды и формы признания

| Правовой портал "Правопорядок" | 5.2. Виды и формы признания |
5.2. Виды и формы признания

В доктрине выделяют две формы официального признания: де-факто (de facto) и де-юре (de jure). Они используются как при признании государств, так и при признании правительств. Различие между ними заключается в объеме правовых последствий, которые они за собой влекут для признающего и признаваемого в их взаимных отношениях: при признании де-факто объем наступающих правовых последствий уже. Никаких точных ориентиров и тем более норм, определяющих это различие или основания для использования одной или другой формы признания, нет. Практика показывает, что в основе их использования лежат политические соображения.
Признание де-факто выражает неуверенность в том, что данное государство или правительство достаточно долговечно или жизнеспособно. Оно в принципе может повлечь за собой установление консульских отношений, но не носит обязательный характер, в то время как признание де-юре является полным и окончательным. Оно обязательно влечет за собой установление дипломатических отношений. В любом случае считается, что установление дипломатических отношений означает признание де-юре.

Хотя признание де-факто является официальным признанием, оно характеризуется как неполное. Этой формой признания пользуются, когда хотят подготовить почву для установления отношений между государствами либо когда государство считает признание де-юре преждевременным. Как правило, через некоторое время признание де-факто трансформируется в признание де-юре. В настоящее время на практике признание де-факто встречается достаточно редко.
Признание де-юре — признание полное и окончательное. Оно предполагает установление между субъектами международного права международных отношений в полном объеме и сопровождается, как правило, заявлением об официальном признании и установлении дипломатических отношений.
Существует также признание ad hoc. Подобное признание означает «разовое» признание, признание «на какой-нибудь случай», для решения каких-либо конкретных вопросов. Иногда целью таких контактов может быть заключение международных договоров, причем отсутствие признания в таких случаях не должно отражаться на юридической силе договора.
Иногда признание выступает в форме действий, явно свидетельствующих о признании (так называемое «молчаливое признание»). Примерами могут служить установление дипломатических отношений с новым государством, заключение двустороннего договора или продолжение отношений с новым правительством, пришедшим к власти в результате революции. Однако не рассматривается как признание факт участия не признающих друг друга субъектов международного права в одном международном договоре или одной международной организации (см. ст. 82 Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.), т.к. участие в договоре и представительство в международной организации, с одной стороны, и признание, с другой стороны, представляют собой различные правоотношения, регулируемые разными институтами и нормами международного права.
В доктрине международного права выделяют традиционные виды признания (государств и правительств) и предварительные или промежуточные (признание наций, восставшей или воюющей стороны, организации сопротивления и правительств в эмиграции). Предварительные виды признания применяются в ожидании дальнейшего развития событий, которые могут привести либо к созданию нового государства (при признании нации), либо к стабилизации положения в стране, где власть нового правительства была установлена неконституционным путем.
Итак, среди традиционных видов признания различают признание государств и признание правительств. Признание государств, как правило, происходит, когда на международную арену выходит новое независимое государство, возникшее в результате революции, войны, объединения или раздела государств. Основным критерием признания в данном случае будут служить независимость признаваемого государства и самостоятельность в осуществлении государственной власти.
Вопрос о признании государства может возникнуть и при кардинальном изменении государственного и общественного строя в результате революции. Хотя отмечают, что на практике в таких ситуациях чаще прибегают к признанию нового правительства. Например, после провозглашения в 1949 г. Китайской Народной Республики СССР признал правительство КНР, а не саму КНР.
Признание правительства происходит, как правило, одновременно с признанием нового государства. В литературе, однако, указывают на возможность признания правительства без признания государства, например, в случае прихода правительства к власти в уже признанном государстве неконституционным путем. Основным критерием для признания нового правительства является эффективность нового правительства, под которым понимается действительное фактическое обладание государственной властью на соответствующей территории и независимое осуществление власти. В этом случае правительство признается единственным представителем данного государства в международных отношениях.
Особым видом признания правительств, распространенным в течение Второй мировой войны, является признание эмигрантских правительств или правительств в изгнании. На практике в большинстве случаев их признавали, хотя говорить об их эффективности в те времена было затруднительно. В настоящее время признание правительств в изгнании используется на практике довольно редко.
В ходе Второй мировой войны широкое признание держав антигитлеровской коалиции также получали органы, возглавлявшие вооруженное сопротивление населения территорий, оккупированных фашистской Германией и ее союзниками в Европе. Важную политико-юридическую роль в этот период сыграло признание Советским Союзом и другими государствами таких органов сопротивления агрессору, как французский Комитет национального освобождения и Национальный комитет освобождения Югославии.
В середине XX в. широко распространилось признание органов сопротивления и национально-освободительных движений, которое фактически не было ни признанием государства, ни признанием правительства. Этот вид признания отличался определенной спецификой: органы сопротивления создавались внутри уже признанных государств, а их полномочия отличались от традиционных полномочий правительств. Своеобразие этого вида признания состояло в том, что оно давалось не нации или народу как таковым, а именно национально-освободительным движениям, причем этот термин использовался для обозначения не самого движения, а организаций, его возглавляющих и ведущих борьбу (например, Народная организация Юго-Западной Африки — СВАПО). На практике признание органов сопротивления предшествовало признанию правительства и имело задачей представить борющийся за освобождение народ в международных отношениях, обеспечить ему международную защиту и возможность получения помощи. Вопрос о признании государства возникает в том случае, если появляется новое государство в результате объединения нескольких, либо если на месте одного государства в результате его распада появляется ряд более мелких, либо если из состава какого-либо государства выделяется новое.
Поскольку признание правительства могло быть ошибочно истолковано как его одобрение другими участниками международных отношений, некоторые государства стали придерживаться политики воздержания от какого-либо официального признания правительств, что получило наименование доктрины Эстрады (по имени сформулировавшего ее в 1930 г. министра иностранных дел Мексики). По существу, как показывает практика, речь идет о молчаливом или подразумеваемом признании, поскольку обычно сохранялись дипломатические отношения или иные формы официальных контактов с новым правительством.
Помимо доктрины Эстрады существовала и доктрина Тобара, суть которой заключалась в признании эффективного правительства, даже если оно пришло к власти неконституционным путем.
В период ликвидации колониальной системы широкое распространение получила практика признания национально-освободительных движений со стороны как отдельных государств, так и межправительственных международных организаций. Например, ООН предоставила некоторым из них статус наблюдателей.
Вопрос о своего рода коллективном признании возникает по поводу членства нового государства в международных организациях, в частности в Организации Объединенных Наций. Практика ООН в этом случае не отличается единообразием и не позволяет сделать какие-либо конкретные заключения. Так, когда Египет и Сирия объединились в Объединенной Арабской Республике, то последняя была признана членом ООН без каких-либо специальных процедур, а после распада ОАР членство в ООН сохранили и Египет, и Сирия. Но после разделения Пакистана на два государства Пакистан сохранил свое членство в ООН, а Бангладеш был принят в ООН в качестве нового члена, и т.д.
Наконец, следует обратить внимание на ситуацию, когда признание нового государства в наше время вообще недопустимо: в случае его образования в результате вооруженной интервенции другого государства. Конкретно речь идет о положении на Кипре, где Турция с помощью своих вооруженных сил создала на части его территории марионеточное государство, никем, кроме самой Турции, не признанное.