Тема 10.4. Отрасли международного права

| Правовой портал "Правопорядок" | Тема 10.4. Отрасли международного права |
Тема 10.4. Отрасли международного права

Право международных договоров
Международные договоры заключались еще во втором тысячелетии до новой эры, о чем свидетельствуют археологические находки.
В настоящее время действуют сотни тысяч двусторонних и многосторонних договоров. Только Российская Федерация имеет порядка 20 000 договоров с другими государствами.
Международными договорами считаются соглашения субъектов международного права по любому вопросу их взаимоотношений. Существуют и устные договоры (их называют джентльменскими соглашениями).
Веками порядок заключения и исполнения договоров основывался на международном обычае. В 1969 г. была принята Венская конвенция о праве международных договоров, которая кодифицировала нормы обычного права в этой области.
Договор — понятие родовое, т.е. договорами считаются заключаемые государствами соглашения, конвенции, пакты, уставы, протоколы и т.д.
По форме классический договор имеет название, преамбулу, материальные статьи, заключительные положения и подписи; часто договоры содержат одно или несколько приложений.

Тексты договоров на двух или нескольких языках считаются аутентичными (подлинными) и имеют одинаковую юридическую силу.
Заключение договора проходит несколько стадий — подготовка проекта по инициативе одного или группы государств либо международной организации, переговоры по согласованию текста договора, принятие текста, его подписание, а затем одобрение или ратификация высшими органами государств. Договор считается действующим с момента его вступления в силу. Порядок вступления в силу определяется в заключительных положениях самого договора (с момента подписания, после ратификации или после присоединения к договору).
Двусторонний договор составляется в двух аутентичных экземплярах, подлинники которых хранятся у обеих сторон. Многосторонний договор составляется в одном экземпляре (хотя и на нескольких языках), а его подлинник хранится у депозитария, которым может быть назначено какоелибо правительство или высшее должностное лицо международной организации (например, Генеральный секретарь ООН).
Договор прекращает свое существование после исполнения всех действий, предусмотренных договором, после истечения срока действия, в результате его аннулирования с согласия сторон, замены другим договором. Односторонний отказ государства от договора называется денонсацией.

Дипломатическое право
Дипломатические сношения между государствами осуществляются уже несколько тысячелетий. Их порядок и условия регулировались обычным правом вплоть до 1961 г., когда оно было кодифицировано в Венской конвенции о дипломатических сношениях.
Внешние сношения каждое государство осуществляет через специальные органы — внутригосударственные и зарубежные. К внутригосударственным органам относятся высший представительный орган, определяющий основы внешней политики; глава государства; правительство и ведомство иностранных дел. К зарубежным относятся посольства, консульства, представительства при международных организациях, делегации на переговорах и конференциях.
Состав сотрудников зарубежного органа внешних сношений включает дипломатический персонал, административнотехнический и обслуживающий персонал. Дипломатический персонал пользуется в стране пребывания дипломатическими привилегиями и иммунитетами (неподчинением местной административной, уголовной, гражданской и судебной юрисдикции). У остальных категорий персонала иммунитеты являются в основном функциональными, т.е. распространяющимися на действия, связанные с исполнением служебных обязанностей.
Одной из важнейших норм дипломатического права является неприкосновенность служебных помещений и документов дипломатического представительства и неприкосновенность дипломатического персонала.

В случае нарушения местных законов или порядка деятельности представительства дипломат может быть выслан из страны пребывания, а ответственность за его поведение будет нести его государство.
Во время нахождения граждан за границей большое значение имеет консульство, представляющее их страну. Консул обязан вести учет соотечественников, находящихся в стране его пребывания, консультировать и оказывать практическую помощь своим согражданам, осуществлять широкий круг нотариальных действий. Деятельность консульств регламентируется Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г.

Другие отрасли международного права
Международное морское право регламентирует порядок использования Мирового океана — мореплавание, рыболовство, научноисследовательская деятельность, разработка ресурсов морского дна и т.д. Соответствующие международноправовые нормы содержатся в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и многих конвенциях по специальным вопросам.
Международное воздушное право регулирует порядок международных воздушных сообщений. Общие принципы и нормы воздушного права отражены в Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г., а конкретные условия осуществления регулярных полетов авиакомпаний за границу определяются государствами в двусторонних соглашениях о международных воздушных сообщениях.
Международное космическое право регламентирует порядок деятельности в космическом пространстве. Важнейшим документом этой отрасли является Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства включая Луну и другие небесные тела 1967 г.
Выделяют и другие отрасли — атомное право, природоохранное (или экологическое) право, право вооруженных конфликтов и т.д.
Одной из наиболее актуальных отраслей международного права сегодня считается международное гуманитарное право. Знание его основ необходимо каждому человеку, и неслучайно, что Генеральная Ассамблея провозгласила период, начинающийся с 1 января 1995 г., десятилетием обучения правам человека.

Международное гуманитарное право

Различные специалисты понимают под гуманитарным правом неодинаковый комплекс принципов и норм. По мнению одних, гуманитарное право охватывает ту часть международного права, которая посвящена защите прав жертв войны — военнопленных, раненых, мирного гражданского населения в районах боевых действий (законы и обычаи войны и прежде всего Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г.). Другие полагают, что международное гуманитарное право регламентирует международное сотрудничество по защите прав человека в обычных условиях, а также в чрезвычайных обстоятельствах, в том числе в ходе вооруженных конфликтов.
Мы остановимся на проблеме защиты прав человека в мирное время, исходя из того, что это — важнейшая часть международного гуманитарного права.
Со времени принятия Устава ООН в 1945 г. признается, что защита и поощрение прав человека должны быть предметом международного сотрудничества, ибо сохранение мира (а это — главная цель ООН) зависит не только от решения военнополитических проблем и проблем экономического развития, но и от уважения и соблюдения в каждом государстве основных прав и свобод личности, что считается одним из критериев миролюбивого и демократического государства.
В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой сформулированы минимальные стандарты прав человека, признаваемые на данном этапе человеческой цивилизации тем общим знаменателем, который должен быть законодательно обеспечен для каждой личности в любом государстве. Среди них право на жизнь, на труд, образование, на удовлетворительные материальные условия жизни, на семью, на свободу слова, религии, передвижения, на справедливое судебное разбирательство, равноправие, свободу от дискриминации и т.д.
Всеобщая декларация в дальнейшем была конкретизирована и развита в десятках международных конвенций, посвященных защите прав человека, которые были приняты в ООН, МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО, а также в международноправовых актах регионального уровня. Среди универсальных договоров этой отрасли права важнейшими являются международные пакты о правах человека 1966 г.
Международные пакты о правах человека
В 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, а также Факультативный протокол к последнему. Пакты вступили в силу в 1976 г. В 1989 г. был принят второй Факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах (оботмене смертной казни), который вступил в силу в 1991 г.
В Пакте о гражданских и политических правах закрепляются право на жизнь, на свободу от пыток и жестокого обращения, право на свободу от рабства, на личную неприкосновенность, на уважение личности, на неприкосновенность жилища и тайну переписки, на свободу мысли, совести, религии и убеждений, на мирные собрания, на участие в выборах, на участие в ведении государственных дел и др.
Эти права и свободы имеют ограничения. Пакт запрещает пропаганду войны, национальной, расовой или религиозной ненависти. Пакт предоставляет государствам право ограничивать законом некоторые права и свободы, если это необходимо для поддержания общественного порядка и для защиты прав других лиц.
В Пакте о гражданских и политических правах в ст. 28—45 предусмотрено создание Комитета по правам человека из 18 независимых экспертов, избираемых на 4 года государствамиучастниками Пакта из числа своих граждан. Комитет уполномочен рассматривать доклады государствучастников Пакта и делать рекомендации общего характера.
Помимо этой процедуры Комитет по правам человека уполномочен принимать меры на основании Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах. Протокол предусматривает рассмотрение жалоб, поступающих от отдельных лиц, которые считают себя жертвами нарушений любого из прав, провозглашенных в Пакте. При этом могут рассматриваться только претензии к государствамучастникам Пакта.
В Протоколе указаны условия, при которых жалоба может быть признана приемлемой:
должно быть нарушено право, предусмотренное самим Протоколом;
государство должно быть участником и Пакта, и Факультативного протокола;
должны быть исчерпаны все средства правовой защиты внутри страны;
жалоба не должна быть предметом одновременного рассмотрения другим органом.
Признав жалобу приемлемой, Комитет по правам человека на закрытом заседании изучает ее и обсуждает существо дела. Он может высказать свою точку зрения относительно того, были ли нарушены права, предусмотренные Пактом, правительству и жалобщику. Комитет включает свое мнение в ежегодный открытый доклад Генеральной Ассамблее ООН.
Пакт об экономических, социальных и культурных правах предусматривает право на создание профсоюзов, на социальное обеспечение, на защиту семьи, достойный уровень жизни, на здравоохранение, образование, участие в культурной жизни, на труд, на отдых и т.д.

Другие важнейшие международные договоры о правах человека
Одна группа документов посвящена конкретизации отдельных прав человека и направлена на их максимально возможную унификацию в национальных законах. Например, Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности 1951 г.; Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г.; Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г.; Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г. (предусматривает самостоятельность женщины в деле решения вопроса о своем гражданстве при вступлении в брак с иностранцем); Конвенция Международной организации труда № 138 о минимальном возрасте для приема на работу 1973 г. (этот возраст не должен быть ниже 15 лет).
Следующая группа документов охватывает проблемы совместной борьбы государств с грубыми нарушениями прав человека: Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. (геноцид — это действия, направленные на уничтожение какойлибо национальной, этнической, расовой или религиозной группы); Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. (преступление апартеида включает политику и практику расовой сегрегации и дискриминации в целях установления господства одной расовой группы людей над другой); Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания 1984г. (пытка — это действие, которым лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или третьего лица сведения или признания, наказать его, запугать или принудить) и др.
Наконец, еще одна группа договоров берет под защиту наиболее уязвимые группы населения, которые без особой помощи не в состоянии пользоваться равными со всеми правами или отстаивать их. К ним относятся Конвенция о статусе апатридов 1954 г. (посвящена защите прав лиц, не имеющих гражданства какоголибо государства); Конвенция о статусе беженцев 1951 г.; Конвенция об охране материнства 1952 г.; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.; Конвенция о правах ребенка 1989 г.; Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц 1971 г.; Декларация о правах инвалидов 1975г.; Основные принципы обращения с заключенными (приняты ООН в 1990 г.); Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990г.
В нескольких конвенциях содержатся разделы, по которым учреждены специальные комитеты экспертов для контроля за выполнением государствами взятых на себя обязательств о достигнутом государствами прогрессе в соответствующей области прав человека. Правительства обязаны на периодической основе представлять в комитеты свои национальные доклады. Эксперты комитетов являются независимыми, выступая исключительно в личном качестве. Их обязанность — объективная оценка положения на основе докладов и иных источников (в последние годы во внимание все больше принимаются данные, поступающие от национальных и международных общественных организаций и объединений неправительственного характера) и выработка соответствующих рекомендаций, адресуемых правительствам.
Такими комитетами являются: Комитет по правам человека; Комитет по экономическим, социальным и культурным правам; Комитет по ликвидации расовой дискриминации; Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин; Комитет против пыток; Комитет по правам ребенка.
Для защиты прав беженцев и оказания им практической помощи в 1950 г. был учрежден пост Верховного комиссара ООН по делам беженцев.
В 1994 г. учрежден пост Верховного комиссара ООН по правам человека.
Особое место среди документов по правам человека принадлежит Конвенции о правах ребенка. Уникальность ее состоит в том, что после принятия 20 ноября 1989 г. она вступила в силу уже 2 сентября 1990 г. (для этого требовалось, чтобы участниками стали не менее 20 государств). К началу 1998 г. сторонами Конвенции было уже 191 государство. Упомянутые сроки и цифры являются рекордными для международных договоров по правам человека. Не являются участниками этой Конвенции лишь США и Сомали.
Необычайная популярность Конвенции объясняется тем, что международное сообщество отдает себе отчет в том, что население Земли уже в первой четверти XXI в. будет таким, какими будут выращены сегодняшние дети. Русский писатель Ф.М. Достоевский удачно сказал: «Из подростков созидаются поколения».

Защита прав человека в документах Организациипо безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)
До 1995 г. ОБСЕ функционировала в качестве Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).
Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) — это уникальный переговорноконсультативный процесс, в котором первоначально участвовали все государства Европы, США и Канада, а сегодня включились также закавказские и среднеазиатские государства, входившие до 1991 г. в состав Союза ССР. Сейчас в этом процессе участвуют 53 государства.
Общеевропейский процесс организационно состоит из совещаний на уровне руководителей государствучастников (такие встречи проходили в 1975 г. в Хельсинки, в 1990 г. в Париже, в 1992 г. в Хельсинки, в 1994 г. в Будапеште, в 1996 г. в Лиссабоне); встреч представителей государствучастников СБСЕ (в 1977—1978 гг. в Белграде, в 1980—1983 гг. в Мадриде, в 1986—1989 гг. в Вене). По существу, последние были длительными международными конференциями. В рамках ОБСЕ проводятся также различного рода другие форумы по отдельным аспектам общеевропейского сотрудничества — по вопросам разоружения, экономического и научнотехнического сотрудничества, по защите прав человека.
На Парижской встрече 1990 г. на высшем уровне было принято решение о создании ряда постоянно действующих органов СБСЕ — Секретариат с местопребыванием в Праге (затем был переведен в Вену), Центр по предотвращению конфликтов с местопребыванием в Вене, Бюро по демократическим институтам и правам человека со штабквартирой в Варшаве, пост Верховного комиссара по делам национальных меньшинств в Гааге, Европейский банк реконструкции и развития в Лондоне (ЕБРР).
Начало сотрудничеству по защите прав человека в рамках СБСЕ было положено Хельсинкским Заключительным актом СБСЕ от 1 августа 1975 г. Этот акт включает, в частности, Декларацию принципов, которыми государстваучастники руководствуются во взаимных отношениях. Среди десяти принципов Декларации седьмой озаглавлен «Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений».
В соответствии с этим принципом участники СБСЕ обязались уважать права человека и основные свободы без какойлибо дискриминации, поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных и других прав и свобод.
Кроме этого, в. Заключительном акте содержится раздел «Сотрудничество в гуманитарных и других областях», в котором устанавливается общеевропейский порядок контактов на основе семейных связей людей, проживающих в разных странах, воссоединения разделенных семей, браков между гражданами различных государств, поездок по личным или профессиональным причинам, встреч между молодежью и т.д.
На последующих форумах СБСЕ его участники обменивались мнениями и информацией о ходе осуществления этих договоренностей в каждой стране. Постепенно углублялось и содержание принципов. Нередко дискуссии по правам человека носили политизированный и конфронтационный характер.
Подлинный прорыв в области сотрудничества по правам человека в рамках СБСЕ был достигнут в 1989 г. на Венской встрече представителей государствучастников. В Итоговом документе Венской встречи государства выразили решимость гарантировать эффективное осуществление прав человека, согласились совершенствовать свои законы в этой сфере, эффективно обеспечивать право лиц знать свои права и обязанности, поощрять обсуждение в школах и других учебных заведениях вопросов прав человека.
Главным же итогом Венской встречи было создание международного контрольного механизма потравам человека, который получил название «Человеческое измерение СБСЕ». Механизм заключает в себе четыре этапа:
1) государства согласились, что они будут давать письменные ответы на запросы и представления друг другу по существу состояния дел в их странах в области прав человека;
2) они согласились проводить двусторонние обсуждения по этим вопросам по требованию любого государства — участника СБСЕ в целях разрешения конкретных случаев нарушения прав человека;
3) любое государство получило право привлекать внимание по дипломатическим каналам других участников СБСЕ к случаям и ситуациям, которые явились предметом двусторонних обсуждений;
4) любое государствоучастник получило право ставить эти проблемы на обсуждение Конвенции по человеческому измерению и на очередных основных встречах СБСЕ.
Этим узаконивалось оказание дипломатического давления, в том числе и многостороннего, на те государства, где происходят нарушения прав человека.
Установленный механизм начал действовать и был усовершенствован на Конференции по человеческому измерению. Эта Конференция проводилась в форме трех совещаний: в 1989г. в Париже, в 1990 г. в Копенгагене и в 1991 г. в Москве.
Самым результативным явилось Московское совещание Конференции по человеческому измерению (10 сентября — 4 октября 1991 г.).
Механизм «человеческого измерения СБСЕ» был конкретизирован следующим образом:
письменные ответы на взаимные запросы и представления о правах человека должны представляться не позднее чем через 10 дней;
двусторонние встречи по требованию одного государства, обращенному к другому, должны состояться в течение недели после запроса;
был учрежден список экспертов (по 3 от каждого государства), из числа которых государства могли бы создавать миссии из трех экспертов для поездки в соответствующую страну в целях содействия решению на месте конкретного вопроса или проблемы по защите прав человека;
в случае основания полагать, что в какомлибо государствеучастнике не соблюдаются права человека, другие государства имеют право направить туда миссию экспертов и докладчиков, которые устанавливают на месте факты и дают рекомендации.
Организация деятельности миссий экспертов и докладчиков была возложена на Бюро по демократическим институтам и правам человека.
В документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению было сформулировано понятие «правовое государство», означающее «не просто формальную законность, которая обеспечивает регулярность и последовательность в достижении и поддержании демократического порядка, но и справедливость, основанную на признании и полном принятии высшей ценности человеческой личности и гарантируемую учреждениями, образующими структуры, обеспечивающие ее наиболее полное выражение».
В Хельсинкском документе СБСЕ, принятом 10 июля 1992 г. на встрече на высшем уровне (документ получил образное название «Вызов времени перемен»), подчеркнуто, что «обязательства, принятые в области человеческого измерения СБСЕ, представляют непосредственный и законный интерес для всех государствучастников и не являются исключительно внутренним делом какогото одного государства».
Таким образом, защита и поощрение прав человека все более интернационализируются и соответственно возрастает роль международного права в данной сфере межгосударственного сотрудничества.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Понятие международного права.
2. Перечислите круг субъектов международного права.
3. Как создаются нормы международного права?
4. Перечислите основные принципы международного права.
5. Что такое международноправовое признание?
6. Раскройте содержание института правопреемства.
7. Что такое государственная территория?
8. Какие проблемы, связанные с населением государства, регулируются международным правом?
9. Изложите особенности реализации двух видов международноправовой ответственности.
10. Охарактеризуйте основные средства мирного урегулирования споров между государствами.
11. Какова роль международных организаций?
12. Каков порядок заключения международных договоров?
13. Что регулирует дипломатическое право?
14. Каково понятие международного гуманитарного права?
15. Охарактеризуйте известные вам международные акты по проблеме защиты прав человека.