Тема 10.2. Основные институты международного права

| Правовой портал "Правопорядок" | Тема 10.2. Основные институты международного права |
Тема 10.2. Основные институты международного права

Международноправовое признание
Государства сотрудничают друг с другом только в случае, когда они признают друг друга в качестве суверенного партнера. В международном праве сложился институтпризнания.
Вопрос о признании встает при появлении нового государства (в результате освобождения от колониальной зависимости, при отделении части государства в целях образования самостоятельного государства и в ряде других случаев), которое намерено стать членом международного сообщества.
Другие государства могут выразить свое отношение к вновь возникшему путем официального признания (заявление о признании и готовности установить дипломатические отношения) или фактического признания (установление торговых и иных связей и т.п.).
Вопрос о признании нового правительства возникает в случае его смены в государстве неконституционным путем — не в результате очередных выборов, а как итог переворота или революции.
Правопреемство государств
Появление новых государств (в результате объединения двух или более в одно, разделения или отделения от государства его части, получения колонией независимости от метрополии) ставит перед международным сообществом комплекс проблем — как относиться к новому государству, на какой правовой основе осуществлять сотрудничество с ним. Среди этих проблем можно выделить основные — какие международные договоры связывают новое государство, как новое государство будет относиться к долгам своего предшественника, какая собственность государствапредшественника перейдет к новому государству или государствам.

Международное сообщество заинтересовано в стабильности и гарантиях того, что появление новых государств не нарушит их права и не затронет их интересы. Иначе говоря, необходимо обеспечить переход прав и обязанностей от государства (или государств)предшественника к государству (или государствам)преемнику. Такой переход прав и обязанностей именуется правопреемством.
Вопросы правопреемства в каждом случае решались неодинаково, но прослеживались какието общие черты во всех ситуациях. Можно было говорить о формировании обычных норм международного права, которые регулировали правопреемство. Эти нормы были кодифицированы в двух конвенциях — Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. К началу 1998 г. обе конвенций еще не вступили в силу, не собрав для этого достаточного числа ратификаций (в обоих случаях их требуется 15). Одной из причин этого явилось включение в конвенции положений, которые не столько отражали обычай, сколько представляли собой так называемое прогрессивное развитие международного права. В частности, в конвенциях установлены особые правила, касающиеся правопреемства «новых независимых государств», т.е. бывших колоний. Одно из таких правил предоставляет бывшим колониям право не становиться преемником договоров, заключенных от их имени метрополиями, а другое освобождает их от всех долгов.
В случае возникновения ситуации правопреемства при соединении государств международные договоры, заключенные государствамипредшественниками, продолжают действовать для государствапреемника. При разделении государства международные договоры продолжают действовать для каждого вновь образовавшегося государства.
Правопреемство не затрагивает границ, установленных договорами с третьими государствами.
При объединении государств к преемнику переходит вся государственная собственность государствпредшественников, включая и ту, что находится за границей. При разделении государства недвижимая государственная собственность переходит к государству, на территории которого она оказывается, а заграничная собственность делится на «справедливые доли». Движимая собственность переходит к государствупреемнику, с территорией которого связано использование такой собственности, а остальная часть движимой собственности делится между преемниками «в справедливых долях».
На практике имущественные вопросы правопреемства чаще всего решаются путем заключения специальных договоров, равно как и вопросы об архивах и долгах.
В случае распада СССР Российская Федерация была признана «продолжателем» бывшего Советского Союза. Это было связано с тем, что место СССР в качестве постоянного члена в Совете Безопасности ООН не могло «исчезнуть»; иначе нарушалась бы вся система ООН. Нельзя было делить и находившееся в СССР ядерное оружие между бывшими республиками Союза, поскольку это резко увеличило бы количество ядерных держав и подрывало бы всю систему ограничений, существующую в отношении ядерного оружия по международным договорам.
Продолжение Россией всех прав и обязательств бывшего СССР именуется континуитетом. Все другие бывшие республики СССР стали его правопреемниками.
Государственная территория и границы
Территория — это неотъемлемый признак государства наряду с населением и суверенной верховной властью. В состав государственной территории входят суша и вода с находящимися под ними недрами и воздушное пространство над сушей и водами в пределах границ государства.
Границы государства проходят по суше (сухопутные границы), по воде (морские и речные границы) и по воздуху (воздушные границы).
Водная территория государства состоит из внутренних вод (озера, воды портов и некоторых заливов) и территориального моря (прибрежная морская полоса шириной до 12 морских миль).
Воздушная территория государства представляет собой столб воздуха, ограниченный воображаемыми плоскостями, восходящими перпендикулярно по периметру государственных границ. Вопрос о верхнем пределе воздушной территории в международном порядке не урегулирован.
Государственная территория находится под суверенитетом соответствующего государства. Государство осуществляет на ней властные полномочия.
За пределами государственных территорий находятся территории общего пользования (территории с международным правовым режимом) — открытое море за пределами территориального моря, воздушное пространство над открытым морем, глубоководное морское дно с его недрами, Антарктика и космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела. Государства не вправе подчинять эти территории своему суверенитету.
Сухопутные границы между сопредельными государствами устанавливаются, как правило, по договорам. Определение границы на карте, приложенной к договору, называется делимитацией границ. Обозначение границы с помощью различных знаков на местности называется демаркацией границ.
Границы на реках устанавливаются соглашениями и могут проходить по тальвегу (линии наибольших глубин), посередине главного фарватера или посередине реки.
Население
Население — это совокупность лиц, проживающих на территории государства. К этим лицам относятся граждане, иностранцы (постоянно живущие в государстве) и лица без гражданства.
В аспекте международного права одним из важнейших вопросов, касающихся населения, является гражданство, Гражданстве определяется как устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.
Законы каждого государства определяют условия приобретения и утраты его гражданства. Гражданство приобретается по рождению и в результате приема в гражданство (натурализация). Гражданство может утрачиваться автоматически, по желанию гражданина и по решению верховной власти государства (лишение гражданства).
Институт двугражданства возникает изза различия национальных законов о приобретении гражданства. Если в государстве А его гражданином становится каждый, кто родился на его территории (право почвы), а в государстве В его гражданином становится каждый, родившийся от родителей — граждан этого государства независимо от места рождения (право крови), то при рождении ребенка на территории государства А от родителей — граждан государства В он получает право сразу на два гражданства. Двугражданство лиц создает неудобства для государственных органов всех стран и для других лиц, вступающих в правовые отношения с бипатридами (лицами с двойным гражданством). Устраняются эти неудобства путем заключения межгосударственных соглашений.
Другим острым вопросом, связанным с институтом населения, является проблема беженцев. Беженцы покидают страну своего постоянного проживания в результате преследований, военных конфликтов или иных чрезвычайных обстоятельств (например, засуха и голод). В мире насчитываются десятки миллионов беженцев. Эти лица оказываются в трудных условиях, а государства, куда они прибывают, сталкиваются с непредвиденными экономическими и социальными проблемами.
В 1950 г. ООН учредила пост Верховного комиссара по делам беженцев, а в 1951 г. была заключена Конвенция о статусе беженцев. Управление Верховного комиссара по делам беженцев организует помощь этим лицам, а Конвенция требует от принимающих государств обеспечивать уважение основных прав и свобод человека в отношении находящихся у них беженцев.
Проживающие в государстве иностранные граждане должны, как правило, пользоваться теми же правами, что и местные граждане, т.е. национальным режимом.
В международном праве известен институт права убежища. Беженцы и иностранные граждане не считаются лицами, получившими в государстве право убежища. Убежище предоставляется иностранцам по их просьбе на строго индивидуальной основе. Если государство предоставило лицу право убежища, оно не имеет права высылать его или выдавать другим государствам.
Право убежища не предоставляется уголовным преступникам и лицам, совершившим преступление по международному праву (например, военным преступникам).