Тема 5.2. Трудовое правоотношение

| Правовой портал "Правопорядок" | Тема 5.2. Трудовое правоотношение |
Тема 5.2. Трудовое правоотношение

Понятие трудового правоотношения

Трудовое право регулирует трудовые отношения. В недалеком прошлом они были трудовыми отношениями только рабочих и служащих, поскольку их труд базировался на государственной собственности, которая практически являлась единственной формой собственности. Кооперативноколхозная собственность, закрепленная Конституцией 1977 г., очень близко примыкала к государственной собственности.
Положение существенно изменилось с переходом к рыночным отношениям. Возникли разные формы собственности. Действующая Конституция Российской Федерации признает и закрепляет равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. Многообразие форм собственности не могло не повлиять и на хозяйствующих субъектов. Предпринимательской деятельностью наряду с государственными и муниципальными унитарными предприятиями занимаются хозяйственные товарищества в форме полного товарищества и товарищества на вере, и хозяйственные общества — акционерные общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью Как регулируется труд в этих товариществах и обществах? Распространяется ли трудовое право на тех, кто там трудится? Участники товариществ, акционеры, если они трудятся в этих товариществах и обществах, находятся не только в имущественных, но и в трудовых отношениях. Если имущественные отношения, касающиеся создания уставного и иных фондов, личных вкладов в имущество предприятия, реализации акций, распределения прибыли, имущественной ответственности, регулируются гражданским законодательством, то отношения, основанные на личном труде, — сфера действия трудового законодательства. Фактические трудовые отношения участников товариществ и обществ являются доказательством заключения трудового договора.

Таким образом, трудовое право регулирует трудовые отношения как работников государственных и муниципальных предприятий, так и участников хозяйственных товариществ и обществ, основанных на личном труде. К предмету трудового права относятся также трудовые отношения работников с бюджетными учреждениями и некоммерческими организациями. Для трудовых отношений, составляющих предмет трудового права, характерными являются следующие признаки:
1. Трудовые отношения представляют собой отношения по непосредственному применению труда в коллективах предприятий, учреждений и организаций. Труд — это процесс взаимодействия человека с природой, но, действуя на природу, совместно используя средства и предметы труда, осуществляя взаимный обмен своей деятельностью, люди вступают в отношения друг с другом. Поэтому труд осуществляется в рамках определенной общественной формы. Эта общественная форма представляет собой синтез отношений, возникших в процессе производства и распределения.
2. Трудовые отношения характеризуются также тем, что личная волевая деятельность исполнителя работы осуществляется в условиях кооперированного труда с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, действующим на данном предприятии. В отличие от применения труда в рамках трудовых отношений индивидуальная трудовая деятельность осуществляется вне правил внутреннего трудового распорядка. Важная особенность индивидуальной трудовой деятельности состоит в том, что она организуется гражданином самостоятельно и по своему усмотрению. Лица, занимающиеся такой деятельностью, самостоятельно определяют продолжительность своего рабочего времени, выполняемая ими работа производится за рамками трудового коллектива.
3. Трудовое отношение всегда является возмездным отношением. Выполнение работы по трудовому отношению во всех случаях вызывает ответное действие предприятия — выплату вознаграждения за затраченный труд. Специфика этого вознаграждения в отличие от вознаграждения, выплачиваемого за труд вне рамок трудового отношения, состоит в том, что оно производится за живой затраченный труд и его результаты в денежной форме. При индивидуальной трудовой деятельности, которая также носит возмездный характер, оплачивается только результат такой деятельности: выполненные услуги, изготовленные товары и др.
Изложенные признаки позволяют отграничивать трудовые отношения от гражданских. Это отграничение имеет важное практическое значение, поскольку в практике хозяйственной деятельности встречаются попытки оформить трудовые отношения как гражданские, а гражданские — в качестве трудовых. Испытывая потребность в высококвалифицированных специалистах, которые уже состоят в трудовых отношениях с другими организациямии не хотят выполнять дополнительную работу по трудовому договору, работодатель заключает со специалистом договор подряда. Однако такой договор, поскольку его реализация связана с выполнением постоянной работы по занимаемой должности, нельзя считать гражданскоправовым договором. Для трудовых отношений в отличие от гражданских характерно выполнение любой работы по определенной специальности, квалификации, должности, которое предполагает вхождение в личный состав организации и обязанность трудиться с подчинением внутреннему трудовому распорядку. Совместный труд в коллективе определяет действие правовых норм, регламентирующих режим рабочего времени и времени отдыха, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, т.е. правовых институтов, специфических для трудового права. В отношениях, регулируемых гражданским нравом, отсутствуют оба этих признака. Основное содержание отношений, регулируемых нормами трудового права, — сфера непосредственного применения труда. Для гражданского права характерным является регулирование, как правило, результатов трудовой деятельности. Его объектом является овеществленный труд. Специфика трудовых отношений заключается и в том, что для них характерно сочетание начал равенства и подчинения. Трудовой договор заключается между юридически равными субъектами, однако, вступив в трудовое правоотношение, работник подчиняется распоряжениям администрации. Кооперация труда требует согласованных действий участников трудового процесса. Эту согласованную деятельность обеспечивает администрация организации. В тех случаях, когда заключаются гражданскоправовые договоры, равенство сторон присуще всем стадиям гражданскоправовых отношений.

Субъекты трудового правоотношения

Одним из субъектов трудового правоотношения всегда является физическое лицо — гражданин. Для вступления в трудовые правоотношения граждане должны обладать трудовой правосубъектностью. В отличие от гражданского права трудовое право не знает самостоятельных понятий «правоспособность» и «дееспособность». Это объясняется тем, что каждый обладающий способностью трудиться должен ее осуществлять своими личными волевым: действиями. Нельзя исполнять трудовые обязанности при помощи других лиц. Трудовая правосубъектность — правовая категория, выражающая способность граждан быть субъектами трудовых правоотношений, приобретать своими действиями права и принимать на себя обязанности, связанные со вступлением в эти правоотношения. Такая правосубъектность, по общему правилу, возникает с 15 лет. Но немало и таких молодых людей, которые, обучаясь в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, хотят работать в свободное от учебы время. Это дает им возможность не только иметь определенный заработок, но и лучше подготовиться к самостоятельной трудовой жизни.
С учетом данных факторов допускается прием подростков на работу с 14 лет. Необходимо, чтобы работа с такого возраста не отражалась на состоянии здоровья подростков, не нарушала процесса обучения. Обязательное условие приема на работу подростка по достижении им четырнадцатилетнего возраста — согласие родителей, усыновителей или попечителя. Важно отметить, что вступление в трудовое правоотношение лиц с 15 лет сопровождается установлением для них льгот в области рабочего времени. Они работают меньше взрослых работников. Конкретная продолжительность рабочего времени дифференцируется в зависимости от возраста: для работников в возрасте от 16 до 18 лет — не более 36 часов в неделю, для работников в возрасте от 15 до 16 лет, а также учащихся в возрасте от 14 до 15 лет, работающих в период каникул, — не более 24 часов в неделю. Если учащиеся работают в свободное от учебы время (не во время каникул), то продолжительность их рабочего времени не может превышать половины той нормы рабочего времени, которая установлена для лиц соответствующего возраста, т.е. для учащихся от 14 до 16 лет — не более 12 часов в неделю, а от 16 до 18 лет — не более 18 часов в неделю.
Проиллюстрируем данное положение примером. Студент юридического колледжа в возрасте 17 лет работает в канцелярии суда после занятий. Продолжительность его рабочего времени — 18 часов в неделю. В тех случаях, когда этот студент работает в суде и каникулярное время, ему устанавливается рабочая неделя продолжительностью 36 часов.
Гражданин как сторона трудового правоотношения имеет различные правовые связи с другой стороной этого правоотношения — юридическим лицом. В отдельных случаях трудовые правоотношения возникают между двумя физическими лицами. К ним относятся случаи, когда гражданин в качестве индивидуального предпринимателя принимает на работу другого гражданина или когда возникает трудовое правоотношение по поводу ведения домашнего потребительского хозяйства (трудовое правоотношение с домашней работницей, с водителем автомашины и др.).
Юридическими лицами в соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) признаются организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Законодательство предусматривает различные организационноправовые формы юридического лица. В качестве субъекта трудового правоотношения могут выступать коммерческие и некоммерческие организации. К коммерческим организациям относятся хозяйственные товарищества (полное товарищество, товарищество на вере, производственный кооператив, государственное и муниципальное унитарное предприятие) и общества (общество с ограниченной или дополнительной ответственностью, акционерное общество).
Некоммерческие организации — потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, а также юридические лица в иных формах, предусмотренных законом. Все эти организацииобладают трудовой правосубъектностью для установления трудовых правоотношений как с лицами наемного труда, так и с гражданами — участниками организаций. Границы трудовой правосубъектности подвижны, поскольку все организации самостоятельны в определении численности работников и их заработной платы. Исключение составляют бюджетные учреждения, однако и они, исходя из утвержденного им фонда заработной платы, могут самостоятельно определять свою численность.
Основание возникновения трудового правоотношения

Основанием возникновения трудового правоотношения является трудовой договор. С его помощью граждане реализуют свою способность к труду. Определение понятия трудового договора содержится в ст. 15 КЗоТ:
Трудовой договор (контракт) есть соглашение между трудящимся и предприятием, учреждением, организацией, по которому трудящийся обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а предприятие, учреждение, организация обязуется выплачивать трудящемуся заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.
В этом определении выделены родовые признаки трудового договора. Конкретное содержание трудового договора зависит от соглашения сторон. Однако при этом следует помнить, что условия договоров о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными (ст. 5 КЗоТ). Следовательно, в трудовом договоре могут быть предусмотрены условия труда более благоприятные, чем в законодательных актах, но недопустимо снижать в договорном порядке правовые гарантии, установленные законодательством о труде.
Во всех статьях КЗоТ термин «трудовой договор» соседствует с термином «контракт». Такое соседство означает, что законодатель не видит различий между трудовым договором и контрактом. Поэтому если заключается трудовой договор на неопределенный срок, то можно считать, что работник имеет не ограниченный сроком контракт с предприятием. Заключение контракта на определенный срок означает заключение срочного трудового договора. Таким образом, произошла переоценка контрактов, которые раньше рассматривались как разновидность срочного трудового договора с присущими им особенностями.
Законодательство о труде предусматривает различные виды трудового договора: договор на неопределенный срок, договор на определенный срок не более пяти лет, договор на время выполнения определенной работы. Последние два вида договора относятся к срочным трудовым договорам. Особенности срочного трудового договора заключаются в том, что, вопервых, он не может быть расторгнут до истечения срока по инициативе работника без уважительных причин (болезни или инвалидности, препятствующих выполнению работы по договору, нарушения администрацией законодательства о труде и т.д.), и, вовторых, договор прекращается по истечении срока, кроме случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения.
С переходом к рыночным отношениям руководители различных хозяйственных структур, чтобы застраховать себя от последствий неблагоприятной экономической конъюнктуры, стали шире применять срочные трудовые договоры. И хотя работа, на которую принимались граждане, носила постоянный характер, срочный трудовой договор из исключения стал превращаться в правило.
В целях повышения гарантий прав граждан в сфере труда Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР» от 25 сентября 1992 г. ввел ограничения на заключение срочных трудовых договоров, предусмотрев, что они заключаются тогда, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок. В ст. 17 КЗОТ предусмотрен и перечень случаев заключения срочных трудовых договоров. К ним относятся прежде всего случаи, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения. К ним относятся, например, все случаи длительного отсутствия работника на работе, когда для выполнения его обязанностей заключается срочный трудовой договор с другим работником. Наиболее типичный случай — отсутствие женщины в связи с рождением ребенка, когда на ее место принимается другой работник. Возвращение женщины по окончании отпуска по уходу за ребенком к исполнению своих обязанностей означает прекращение срочного трудового договора для работника, занимавшего его должность. В ст. 17 КЗоТ в качестве оснований для заключения срочного трудового договора указаны также личный интерес работника и другие все случаи, непосредственно предусмотренные законом. Так, согласно Федеральному закону «О высшем и послевузском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. замещение всех должностей научнопедагогических работников в высшем учебном заведении, за исключением должностей декана факультета и заведующего кафедрой, производится по трудовому договору (контракту), заключенному на срок до пяти лет.
На практике нередко возникает вопрос о юридических последствиях срочных трудовых договоров, заключенных до ограничения сферы их применения, а именно: правомерно ли увольнение работника в связи с истечением срока трудового договора, если он с этим не согласен. В тех случаях, когда вопрос о расторжении срочных трудовых договоров возник после 6 октября 1992 г. (дата введения в действие Закона от 25 сентября 1992 г., установившего ограничения в применении срочных трудовых договоров), законность его прекращения должна оцениваться в соответствии с ч. 2 ст. 17 КЗоТ. Если срочный трудовой договор был заключен при отсутствии условий, предусмотренных в этой статье, он признается неправомерным и его расторжение по истечении установленного срока признается незаконным.
Все трудовые договоры заключаются в письменной форме. Такая форма дает возможность предусмотреть права и обязанности как работодателя, так и работника, конкретизировать отдельные условия применительно к индивидуальным особенностям сторон договора, зафиксировать дополнительные условия, при которых работник соглашается поступить в организацию. Одного работника интересует работа только в утреннюю смену, другого — работа с предоставлением отпуска летом, когда его детишкольники имеют длительные каникулы. Если договоренность не оформлена письменно, она будет лишена конкретности и определенности. Фиксация всех условий труда, конкретных обязанностей работодателя и работника в едином письменном договоре служит гарантией защиты интересов граждан при возникновении трудовых споров в связи с применением индивидуальнотрудового соглашения.
После заключения трудового договора издается приказ (распоряжение), который объявляется работнику под расписку. Зачисление на работу по приказу производится со дня, указанного в договоре.
Содержание трудового договора определяется его сторонами. Сюда входит установление условий, на которых работает гражданин. В любом трудовом договоре есть условия, по которым работодатель и гражданин обязаны договориться. Они так и называются: «обязательные условия». Если нет договоренности по этим условиям, нет и трудового договора.
К обязательным условиям относятся:
место работы — наименование предприятия, куда принимается работник;
трудовая функция — работа по определенной специальности, квалификации, должности, которая должна выполняться работником;
дата начала работы (и дата ее окончания, если заключается срочный трудовой договор).
Помимо обязательных условий в трудовой договор включаются дополнительные. Переход к рыночным отношениям, повышение роли договора в регулировании труда определили значительное расширение дополнительных условий, включаемых в договор. Если перечень обязательных условий носит исчерпывающий характер, то дополнительные условия всегда подвижны. Их включение в договор зависит от результатов договоренности по вопросам, представляющим взаимный интерес или интерес одной стороны, с которым согласилась другая сторона.
Среди дополнительных условий выделяются условия оплаты. От того, как они будут определены, насколько связаны с результатами труда, во многом зависит успешная деятельность работника.
Прежде всего в трудовом договоре определяется размер тарифной ставки (должностного оклада) работника по профессии (должности), квалификационному разряду и квалификационной категории, предусмотренным в коллективном договоре или ином локальном нормативном акте. Однако по соглашению сторон может быть установлен более высокий размер оплаты труда, чем в соответствующем акте (соглашении). Установление в индивидуальном порядке более высокого размера оплаты труда должно быть связано с особой квалификацией работника, выполнением более сложных задач, программ.
В трудовом договоре также могут быть предусмотрены различные доплаты и надбавки стимулирующего и компенсационного характера: за профессиональное мастерство и высокую квалификацию, классность, ученую степень, отклонение от нормальных условий труда. Если при приеме на работу оговаривается совмещение профессий или должностей, то в договоре указывается размер доплат за это совмещение. Конкретный размер доплат определяется исходя из сложности выполняемой работы, ее объема, занятости работника по основной и совмещаемой работе. Стороны могут договориться и об иных компенсациях за совмещение профессий (должностей), например о дополнительном отпуске, повышенном размере вознаграждения по итогам года, если это не противоречит локальным нормативным актам, действующим в организации.
Помимо размера тарифной ставки (должностного оклада) и различных доплат и надбавок в трудовом договоре обычно указываются размер премий и периодичность их выплаты. Такая определенность в премировании дает возможность работнику лучше ориентироваться в условиях материального обеспечения исходя из результатов своего труда и является дополнительным стимулом для успешной работы. Количественное соотношение между тарифом (окладом) и премией согласовывается сторонами договора в зависимости от характера и содержания работы, специфики обязанностей. Высокая доля оклада в общем заработке целесообразна, например, при заключении трудового договора с ведущими специалистами, занятыми перспективными проблемами технического перевооружения производства, создания новейших технологий и конструкций. Для директора и других категорий работников, от которых непосредственно зависит качество выполнения производственной программы, договорных обязательств, увеличение объемом производства товаров народного потребления, обеспечение роста прибыли, более рациональным является закрепление в трудовом договоре (контракте) высокой доли премии, размер которой возрастает пропорционально конечному результату деятельности организации.
Работник, решая вопрос о заключении с организацией трудового договора, в ряде случаев особое значение придает режиму рабочего времени. Загруженность домашними делами, выполнение работы по разовым договорам с различными организациями исключает для него возможность работы с полным рабочим временем, вызывает необходимость иметь дватри дня в неделю, свободных от работы. Все эти вопросы могут быть решены в трудовом договоре, предусмотрев дополнительные условия о неполном рабочем времени, гибком графике работы и т.д.
В трудовом договоре (контракте) могут предусматриваться дополнительные по сравнению с законодательством условия об отпусках, включая повышение продолжительности ежегодного отпуска и установление нового вида дополнительных отпусков, льготы и услуги по социальному обслуживанию, социальному обеспечению, дополнительному медицинскому страхованию и другим видам обслуживания за счет средств предприятия.
Дополнительные условия касаются не только прав и гарантий работника. На него могут быть возложены и дополнительные обязанности, не свойственные другим членам коллектива, например обязанность соблюдать коммерческую тайну. Под коммерческой тайной понимается информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Законодательством предусматривается, что в каждой организации должен быть утвержден перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, с учетом постановления Совета Министров РСФСР от 5 декабря 1991 г. о сведениях, не являющихся коммерческой тайной. Невыполнение обязанности по соблюдению коммерческой тайны считается дисциплинарным проступком со всеми вытекающими отсюда последствиями . Кроме того, работники, разгласившие коммерческую тайну вопреки трудовому договору, обязаны возмещать причиненные убытки (ч. 1 ст. 139 ГК РФ) .
Во многих случаях прием на работу оформляется с условием об испытании, чтобы проверить соответствие работника поручаемой ему работе. Это дает возможность работодателю судить о квалификации работника не столько по представленным им документам, сколько по фактической работе, и в случае неудовлетворительных результатов расторгнуть трудовой договор в упрощенном порядке. Работник должен знать о последствиях работы с испытанием и дать свое согласие. Поэтому запись в приказе о приеме на работу с испытанием правомерна, если основана на трудовом договоре.
Если стороны пришли к соглашению об установлении испытания, то ими же определяется его конкретный срок. Рамки такого срока установлены законодательством — до трех месяцев, а в отдельных случаях, по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом, — до шести месяцев. Обычно при установлении срока испытания исходят из специфики производства, характера поручаемой работы. Современная технология, применение машин с системами программного управления, сложные функции, поручаемые работнику, не дают возможности всесторонне проверить его квалификацию за короткий срок. Наиболее распространен срок испытания продолжительностью три месяца. Статья 23 КЗоТ предусматривает, что лица, не выдержавшие испытания, увольняются с работы. На практике эта норма воспринимается неоднозначно. Одни считают возможным расторжение трудового договора только по истечении предусмотренного в соглашении срока испытания, другие полагают, что такое увольнение правомерно и до истечения этого срока. В последнее время судебная практика чаще придерживается второго варианта. В ее основе лежит оценка реальной ситуации. Если неспособность работника к выполнению работы отчетливо выявлена до истечения срока испытания, то отпадает необходимость в продолжении им работы. В противном случае возрастает ущерб, причиняемый предприятию некомпетентностью работника, его непрофессионализмом. Следует отметить, что ст. 23 КЗоТ говорит не об увольнении по окончании срока испытания, а об освобождении от работы при неудовлетворительном результате. А такой результат может иметь место и до истечения срока испытания, и по его окончании. Все зависит от конкретных обстоятельств.
Прием на работу — вопрос соглашения сторон. Однако в законодательстве предусмотрены случаи, когда заключение трудового договора обязательно для работодателя. Наиболее распространенный случай — заключение трудового договора с работниками, приглашенными на работу в порядке перевода из другой организации по согласованию между руководителями организаций. В соответствии со ст. 18 КЗоТ такому работнику не может быть отказано в заключении трудового договора, причем такой договор должен быть заключен с первого рабочего дня, следующего за днем увольнения с предыдущей работы (если соглашением сторон не было предусмотрено иное). Правило об обязательном заключении трудового договора с лицами, приглашаемыми на работу в порядке перевода, нарушается обычно в тех случаях, когда к моменту приглашения имелось заявление работника об увольнении по собственному желанию и поэтому освобождалась соответствующая должность, а ко дню заключения трудового договора такое заявление было отозвано работником. Во избежание нарушений ст. 18 КЗоТ следует соблюдать выработанное судебной практикой правило о лицах, подавших заявление об увольнении по собственному желанию. Это правило сводится к тому, что любое лицо, подавшее заявление об увольнении по собственному желанию, вправе до истечения срока предупреждения отозвать свое заявление, кроме случаев, когда на его место был приглашен другой работник, которому по закону нельзя отказать в заключении договора. Из приведенной выше ситуации вытекает, что на работу был приглашен другой работник, которому в силу ст. 18 КЗоТ нельзя было отказать в заключении трудового договора, и в связи с этим лицо, подавшее заявление об увольнении по собственному желанию, не вправе свое заявление взять обратно.
Порождением перехода к рынку явилось увеличение числа незанятого населения. Эту категорию граждан, не работающую в течение определенного времени, но изъявляющую желание трудиться, нельзя отождествлять с теми, которые не хотят работать. Чтобы обеспечить помощь заинтересованным в работе, законодательство о занятостиопределяет их правовой статус. Они признаются безработными, если: а) являются трудоспособными; б) не имеют работы и заработка (не учитываются выходное пособие и заработок, выплачиваемые при высвобождении с предприятий, а также выплаты за выполнение общественных работ по направлению службы занятости); в) зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы; г) готовы приступить к работе.
Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости по месту его жительства не позднее 11 дней с момента обращения и предъявления необходимых документов (паспорта, трудовой книжки, свидетельств о профессиональной квалификации, справки о среднем заработке по последнему месту работы и др.).
Получение статуса безработного влечет за собой оказание ему материальной и социальной поддержки. К ней относятся: предоставление компенсаций работникам, высвобождаемым из организаций (в течение третьего месяца со дня увольнения); выплата стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации; преимущественное право на участие в оплачиваемых общественных работах; компенсация затрат в связи с переездом в другую местность по предложению службы занятости; выплата пособия по безработице.
Впервые в нашем законодательстве применяются термины «безработный», «пособие по безработице» и другие термины, характерные для рынка наемного труда. Между ними существует неразрывная связь, определяемая отношениями в сфере трудоустройства. Так, безработные обязаны регулярно перерегистрироваться в органах службы занятости (не реже двух раз в месяц), а также не отказываться от предложений подходящей работы. Если эти обязанности не выполняются, то приостанавливается выплата пособия по безработице.
С переходом к рыночным отношениям отменены ограничения в приеме на работу лиц, состоящих в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с работающими на предприятии. Снятие ограничений касается их совместной службы на одном предприятии, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Все предприятия полностью свободны в определении круга лиц, с которыми возникают трудовые отношения. Исключение составляют лишь государственные и муниципальные предприятия, где запрещение работать на одном предприятии родственникам или лицам, находящимся между собой в близком свойстве, сохранилось (ст. 20КЗоТ).

Изменение содержания трудового правоотношения

Договорные условия труда, составляющие содержание трудового правоотношения, могут быть изменены только по соглашению сторон. Это принципиальное положение закреплено в ст. 24 КЗоТ, которая подчеркивает, что администрация не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, и ст. 25 КЗоТ, предусматривающей, что перевод на другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации, а также перевод на работу на другое предприятие, в учреждение, организацию либо в другую местность, хотя бы вместе с предприятием, учреждением, организацией, допускается только с согласия работника .
Трудовой договор заключается с организацией. Ее структурные подразделения не являются местом работы, если об этом специально не оговорено в трудовом договоре. Поэтому не считается переводом на другую работу и не требует согласия работника перемещение его в той же организации на другое рабочее место, в другое структурное подразделение в той же местности, поручение работы на другом механизме или агрегате в пределах специальности, квалификации или должности, обусловленной трудовым договором (контрактом). Администрация не вправе перемещать работника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья. Таким образом, изменение места работы возможно при соблюдении трех условий: любое рабочее место, на которое перемещается работник, должно соответствовать его специальности, квалификации, должности; любое перемещение за пределы той местности, где находится организация, с которой работник состоит в трудовом отношении, незаконно; работа, на которую переводится работник, должна быть безопасной для его здоровья. Нельзя больного радикулитом работника перемещать на работу, связанную с переноской тяжестей. Противопоказано человеку, подверженному аллергии, находиться в помещении с повышенной загазованностью и т.п.
Перемещение на другое рабочее место может вызвать потерю в заработке. Необходимо время для адаптирования на новом рабочем месте, позитивного восприятия нового микроколлектива, изменившейся производственной обстановки. Чтобы гарантировать работнику прежнюю заработную плату, ст. 95 КЗоТ предусматривает, что в тех случаях, когда в результате перемещения работника уменьшается заработная плата по не зависящим от него причинам, производится доплата до прежнего среднего заработка в течение двух месяцев со дня перемещения. Двухмесячный срок считается достаточным для восстановления работником своей квалификации, настроя на работу и соответственно прежней заработной платы.
Закон ничего не говорит о причинах, с которыми связано перемещение работника без его согласия. Ведь такое перемещение может быть обусловлено как объективными, так и субъективными причинами. Например, меняется профиль организации, требующий большего числа работников на определенных участках производства, образуется новое структурное подразделение, от работы которого в значительной степени зависит успешное выполнение договорных обязательств. Но не исключаются и ситуации, когда неприязненные отношения между руководителем и подчиненным могут проявиться в перемещении последнего без его согласия на другое рабочее место или в другое структурное подразделение. Поскольку в законодательстве не определены причины, могущие вызвать перемещение работников на другие рабочие места и в иные структурные подразделения, этот пробел восполняется судебной практикой. Такие перемещения не могут определяться субъективными отношениями внутри трудового коллектива. Их необходимость — в объективных факторах, когда, например, происходят изменения в технологии производства, в организации труда и т.д. Нет какихлибо изменений в организации производства, труда, нет оснований и для перемещения работника на другое рабочее место, в другое структурное подразделение. При отсутствии объективных причин для перемещения вопрос о другом рабочем месте или о другом структурном подразделении может решаться лишь с согласия работника.
Статья 25 КЗоТ специально выделяет вопрос об изменении существенных условий труда. Он рассматривается не как часть общей проблемы перевода, хотя излагается вместе с ним в одной статье. Речь идет об изменении существенных условий труда при продолжении работы по той же специальности и квалификации. Во многих случаях изменяются только существенные условия труда, а характерные признаки перевода — место работы и трудовая функция — остаются прежними. Например, женщина, имеющая ребенка, была принята на работу в утреннюю смену, но затем предприятие перешло на трехсменный режим. Она отказалась от работы в разные смены и была уволена за отказ продолжать работу в связи с изменением существенных условий труда. Если бы отказа не было, то имело бы место изменение существенных условий труда при той же работе и на том же месте. Изменение существенных условий труда допустимо только при изменениях в организации производства и труда. Последнее обстоятельство имеет превалирующее значение. При доказанности, что существенные условия труда изменились не по объективным причинам (в связи с изменениями в организации труда и производства), такое изменение признается неправомерным и администрация обязана восстановить те существенные условия труда, которые были до их изменения.
Законодательство не содержит исчерпывающего перечня существенных условий труда, которые могут быть изменены администрацией предприятия. Дается лишь примерный перечень: системы и размеры оплаты труда, льготы, режим работы, установление или отмена неполного рабочего времени, совмещение профессий, изменение разрядов и наименование должностей. Это означает, что любое условие труда, которое стороны посчитали необходимым включить в трудовой договор, является существенным. Об изменении существенных условий труда работник должен быть поставлен в известность не позднее чем за два месяца. Однако «поставить в известность» не означает согласия работника. Поэтому и последствия здесь разные. При переводе на другую работу требуется согласие работника, и, если последнего нет, а работник тем не менее переведен на другую работу, он подлежит восстановлению на прежней работе. В тех же случаях, когда работник поставлен и известность об изменении существенных условий труда и он с этим не согласен, трудовой договор прекращается по п. 6 ст. 29 КЗоТ — за отказ продолжать работу в связи с изменением существенных условий труда.
Переводы на другую работу по их продолжительности классифицируются на постоянные и временные. Последние ничем не отличаются от переводов на постоянную работу и также производятся по соглашению сторон. Особенности имеют только те временные переводы, которые специально указаны в законе как переводы, осуществляемые в одностороннем порядке — администрацией без согласия работника. Такие временные переводы предусмотрены ст. 26 и 27 КЗоТ РФ.
Один из них — перевод в случае производственной необходимости. Согласно ст. 26 КЗоТ в случае производственной необходимости для предприятия администрация имеет право переводить работников на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором (контрактом) работу на том же предприятии либо на другом предприятии, но в той же местности с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Краткие сроки перевода и гарантии по оплате труда призваны компенсировать отступление от общего правила, заключающегося в том, что переводы на другую работу осуществляются с согласия работника.
Чтобы избежать возможных ошибок при применении ст. 26 КЗоТ, важно иметь правильное представление о производственной необходимости, являющейся основанием обязательного для работника временного перевода на другую работу. Прежде всего производственная необходимость, которая дает право администрации временно переводить работника на другую работу, не обусловленную трудовым договором, должна возникнуть у предприятия по месту постоянной работы. Поэтому перевод работника в случае производственной необходимости на другое предприятие осуществляется в интересах предприятия, с которым работник состоит в трудовом отношении. Таким образом, наличие производственной необходимости у предприятия, осуществляющего временный перевод на другую работу, — важное условие правомерности такого перевода.
Ключевой момент для разграничения случаев производственной необходимости от иных, не являющихся таковыми, — упоминание в ст. 26 КЗоТ исключительных случаев. В законодательстве отсутствует исчерпывающий перечень случаев производственной необходимости. Такой перечень нельзя составить, поскольку многоотраслевой характер экономики, конкретные ситуации, в которых работают предприятия, всегда могут создать нестандартную обстановку, не вписывающуюся в рамки перечня случаев производственной необходимости. Однако примерный перечень, куда включены такие случаи, как предотвращение или ликвидация стихийного бедствия, производственной аварии или немедленное устранение их последствий, предотвращение несчастных случаев, простоя, гибели или порчи государственного или общественного имущества, и упоминание о других исключительных случаях подчеркивают их неординарность, когда предприятие может удовлетворить не терпящие отлагательства потребности за счет перестановки людей путем их временного перевода на другую работу.
Перевод на другую работу в связи с производственной необходимостью может иметь место без учета специальности и квалификации работника. Однако такой перевод недопустим, если он противопоказан по состоянию здоровья работника.
Одним из видов перевода в случае производственной необходимости является замещение отсутствующего работника.
Часть 2 ст. 26 КЗоТ указывает, что продолжительность перевода на другую работу для замещения отсутствующего работника не может превышать одного месяца в течение календарного года. Замещение отсутствующего работника, как правило, необходимо, когда работник с распорядительными функциями находится в длительной командировке, в очередном отпуске и т.д. При наличии на предприятии вакантной должности перевод на эту должность без согласия работника допускается только в случаях, вызываемых производственной необходимостью, т.е. когда налицо обстоятельства чрезвычайного характера, предусмотренные ч. 1 ст. 26 КЗоТ.
К временным переводам, производимым без согласия работника, относятся также переводы на другую работу в случае простоя. В отличие от производственной необходимости, когда на предприятии имеется работа, но в интересах производства необходим перевод работников на другую работу, простой — вынужденный перерыв в работе, вызванный непредвиденными обстоятельствами (например, отсутствием сырья, поломкой оборудования, машин, агрегатов). Поэтому работники переводятся в случае простоя на другую работу с учетом их специальности, квалификации. Что касается продолжительности перевода на другую работу в случае простоя, то при переводе на том же предприятии работники переводятся на все время простоя, а при переводе на другое предприятие, но в той же местности, продолжительность перевода ограничена одним месяцем. Иначе, чем при производственной необходимости, решается и вопрос об оплате за время перевода в случае простоя. При переводе на нижеоплачиваемую работу вследствие простоя за работниками, выполняющими нормы выработки, сохраняется средний заработок по прежней работе, а за работниками, не выполняющими нормы или переведенными на повременно оплачиваемую работу, сохраняется их тарифная ставка (оклад).
Отказ от перевода на другую работу в случае производственной необходимости или простоя без уважительных причин считается нарушением трудовой дисциплины.
Законодательство знает и обязательные временные переводы, которые осуществляются в интересах охраны здоровья работника. Эти временные переводы не относятся к переводам, осуществляемым администрацией по собственной инициативе, поскольку основанием таких переводов является заключение медицинского учреждения. В соответствии с медицинским заключением работники, нуждающиеся по состоянию здоровья в более легкой работе, переводятся на такую работу временно. Возможен и постоянный перевод на более легкую работу, если этого требует состояние здоровья работника.
Прекращение трудового правоотношения

Трудовое правоотношение прекращается по различным основаниям. Одни из них применяются по инициативе администрации, другие — по инициативе работника, третьи — по инициативе третьих лиц, четвертые — по основаниям, которые не относятся ни к одной из первых трех групп оснований. Удельный вес различных оснований прекращения трудового договора в общем объеме увольнений неоднозначен. Наиболее распространенными основаниями расторжения трудового договора являются увольнения по инициативе работника и по инициативе работодателя, и поэтому они нуждаются в детальном рассмотрении. Остальные основания прекращения трудового договора могут быть изложены более кратко.
Все основания прекращения трудового договора обобщены в ст. 29 КЗоТ. Эта статья начинается с п. 1 — трудовой договор прекращается по соглашению сторон. Как правило, данное основание применяется при досрочном расторжении трудовых договоров, заключенных на определенный срок или на время выполнения определенной работы, но возможно прекращение по соглашению сторон любого трудового договора. При достижении договоренности между работником и администрацией на прекращение трудового договора (контракта) по п. 1 ст. 29 КЗоТ договор прекращается в срок, определенный сторонами. Аннулирование такой договоренности может иметь место лишь при взаимном согласии администрации и работника. Пункт 2 ст. 29 относится только к срочным трудовым договорам. Он предусматривает прекращение трудового договора по истечении срока, на который он заключен. Однако автоматически трудовой договор не прекращается, если истекает срок его действия. Более того, закон предусматривает, что в тех случаях, когда по истечении срока трудового договора трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения, действие договора (контракта) считается продолженным на неопределенный срок.
Призыв или поступление работника на военную службу является самостоятельным основанием прекращения трудового договора. В этом случае применяется п. 3 ст. 29 КЗоТ.
Пункт 4 ст. 29 конкретизируется в других статьях КЗоТ, поскольку в нем лишь указывается, что трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работника, по инициативе администрации предприятия и по требованию профсоюзного органа, и одновременно приводятся конкретные статьи, по которым в этих случаях должно производиться увольнение работников.
Если работник поступает на работу в порядке перевода с другого предприятия, то такой перевод оформляется п. 5 ст. 29 КЗоТ.
Переводам на другую работу посвящен и п. 6 ст. 29 КЗоТ, однако если п. 5 статьи предусматривает прекращение трудовых отношений в связи с переводом работника на другое предприятие, то п. 6 ст. 29 КЗоТ применяется при отказе работника от перевода на работу в другую местность вместе с предприятием, а также при отказе от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда.
Перечень оснований прекращения трудового договора, предусмотренный ст. 29 КЗоТ, завершается пунктом 7. Согласно этому пункту основанием прекращения трудового договора является вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден (кроме случаев условного осуждения и отсрочки исполнения приговора) к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо к иному наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы.
Переход к рыночным отношениям порождает различную реорганизацию в сфере производства, торговли, оказания бытовых услуг. Она касается и организационноправовых структур. Законы рынка диктуют необходимость одним предприятиям объединиться с более крупным соседом, другим — разъединиться, чтобы быстрее удовлетворить спрос потребителей. Происходит и преобразование одних предприятий в другие. Реорганизация сопровождается приватизацией. Процесс приватизации во многих случаях связан со сменой собственника предприятия. Наряду с имущественными изменениями возникает вопрос о трудовых отношениях. Этому вопросу посвящена ч. 2 ст. 29 КЗоТ. Прежде всего отмечается, что изменение подчиненности предприятия не влечет какихлибо последствий для работников. Это положение существовало и в период централизованной экономики. Оно отражает тот факт, что работник состоит в трудовых отношениях с конкретным предприятием, которое является стороной трудового договора. Вопрос о подчиненности предприятия не связан с объемом прав и обязанностей работника, поэтому при любых обстоятельствах передача предприятия из подчинения одного органа в подчинение другого не прекращает действия трудового договора (контракта). Следует заметить, что в настоящее время многие предприятия вообще не имеют вышестоящего органа по подчиненности.
Если происходит реорганизация (слияние, присоединение, разделение, преобразование) предприятия, а также смена собственника, то трудовые отношения с согласия работника продолжаются. Прекращение в этих случаях трудового договора (контракта) по инициативе администрации возможно только при сокращении численности или штата работников, если выполнены условия, предусмотренные законодательством о приватизации. Согласно Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий, работники этих предприятий с момента принятия трудовым коллективом решения о подаче заявки на приватизацию государственного (муниципального) предприятия (подразделения) либо с момента подачи заявки другим физическим или юридическим лицом и до момента возникновения права собственности у покупателя либо до момента продажи более 75% акций приватизируемого предприятия не могут быть сокращены без решения трудового коллектива предприятия (подразделения) или уполномоченного им органа, а также без согласия соответствующего комитета по управлению имуществом и без учета мнения соответствующего отраслевого министерства или ведомства. Независимо от основания расторжения трудового договора не могут быть уволены и переведены на другую работу работники и должностные лица администрации предприятия (подразделения), являющиеся членами рабочих комиссий по приватизации, за исключением случаев увольнения по собственному желанию, без согласия соответствующего комитета по управлению имуществом и без учета мнения соответствующего отраслевого министерства или ведомства. Такое согласие и учет мнения необходимы и для осуществления реорганизации, ликвидации и изменения структуры приватизируемых государственных и муниципальных предприятий .
Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 21 июля 1997 г. ввел дополнительное ограничение на увольнение работников государственного или муниципального унитарного предприятия, которое преобразуется в открытoe акционерное общество, все акции которого находятся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с 11.2 ст. 20 этого Закона запрещается увольнение более 10 процентов численности работников указанного предприятия в течение шести месяцев, предшествующих дню принятия решения о его преобразовании в открытое акционерное общество и до момента его государственной регистрации.

Расторжение трудового договора (контракта) по инициативе работника

Согласно ст. 31 КЗоТ трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, может быть расторгнут работником с письменным предупреждением об этом администрации предприятия за две недели. Двухнедельный срок предупреждения может быть сокращен, если об этом достигнуто соглашение сторон, а также в случае, когда заявление работника об увольнении по собственному желанию обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисление в учебное заведение, уход на пенсию и др.). В этих случаях администрация расторгает трудовой договор (контракт) в срок, о котором просит работник. Если по истечении срока предупреждения трудовой договор (контракт) не был расторгнут и работник не настаивает на увольнении, действие трудового договора (контракта) считается продолженным. В этом правиле выражено стремление не допустить увольнения спустя более длительный срок, чем две недели, без согласия работника.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров» от 22 декабря 1992 г. указал, что расторжение трудового договора (контракта) по инициативе работника допустимо в случае, когда подача заявления об увольнении являлась добровольным его волеизъявлением. Если работник утверждает, что администрация вынудила его подать заявление об увольнении по собственному желанию, необходимо тщательно проверить эти доводы. При увольнении по инициативе работника следует учитывать перечень уважительных причин, при которых непрерывный трудовой стаж не прерывается при перерыве в работе свыше одного месяца. В этих случаях следует руководствоваться ст. 39 КЗоТ, где указано, что при расторжении трудового договора (контракта) по инициативе работника в связи с болезнью, инвалидностью, уходом на пенсию, зачислением в высшее или среднее специальное учебное заведение либо в аспирантуру и по другим причинам, с которыми законодательство связывает предоставление определенных льгот и преимуществ, запись об увольнении в трудовую книжку вносится с указанием этих причин.
На практике при применении ст. 31 КЗоТ допускается несвоевременное издание приказа об увольнении. В качестве мотивов такой задержки приводятся различные причины: не сданы материальные ценности, не освобождено общежитие, не возвращены деньги в кассу взаимопомощи и т.д. Но все эти причины не могут служить основанием для нарушения обязанности администрации уволить работника по окончании срока предупреждения. Если у администрации есть материальные претензии к работнику, то они могут быть предметом рассмотрения в суде, но окончание двухнедельного срока предупреждения означает и прекращение трудового договора. Более того, работник вправе по истечении этого срока не выходить на работу, а администрация обязана произвести с ним расчет и выдать трудовую книжку. Задержка с выдачей трудовой книжки влечет для администрации необходимость произвести дополнительные выплаты. Согласно ст. 99 КЗоТ при задержке выдачи трудовой книжки по вине администрации работнику выплачивается средний заработок за все время вынужденного прогула.
В отличие от трудового договора, заключенного на неопределенный срок, срочный трудовой договор может быть расторгнут работником до истечения срока его действия лишь по уважительным причинам. К ним относятся: болезнь или инвалидность, препятствующие выполнению работы по договору; нарушение администрацией законодательства о труде, коллективного или трудового договора (контракта). Могут быть и иные уважительные причины.

Расторжение трудового договора (контракта)
по инициативе администрации

При расторжении трудового договора по инициативе администрации всегда возникают два вопроса, требующих четкого решения: каковы порядок и основания расторжения трудового договора. Все остальные вопросы хотя и имеют важное значение, носят вспомогательный характер.
Действующий порядок расторжения трудового договора по инициативе администрации продиктован интересами рыночной экономики, требующей большей свободы действий работодателей при управлении предприятиями, а также необходимостью защищать работников, добросовестно выполняющих свои трудовые обязанности. Он сводится к следующему. Под свою защиту профсоюзы берут только тех работников, которые увольняются по основаниям, предусмотренным п. 1 (кроме случаев ликвидации предприятия), 2 и 5 ст. 33 КЗоТ. Такое увольнение производится с предварительного согласия соответствующего выборного профсоюзного органа. Что касается расторжения договора по основаниям, предусматривающим вину работника (за систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором (контрактом) или правилами внутреннего трудового распорядка, за прогул, появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения, за совершение по месту работы хищения государственного или общественного имущества), то в этих случаях не требуется ни предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа, ни учета его мнения. Администрация в профсоюзный комитет не обращается и увольняет работника самостоятельно, по своей инициативе.
Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. предусматривает возможность расширения перечня основания расторжения трудового договора по инициативе администрации, требующих предварительного согласия профсоюзного органа . В ч. 4 ст. 12 этого Закона указывается, что такой порядок расторжения трудового договора применяется и в случаях, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями.
Статья 35 КЗоТ в редакции от 25 сентября 1992 г. закрепила правило о расторжении трудового договора при сокращении штата или численности работников, обнаружившемся несоответствии работника занимаемой должности или выполняемой работе, неявке на работу в течение более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности с предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа. Как следует понимать слова «соответствующего профсоюзного органа»? Это связано с тем, что в настоящее время общественная жизнь характеризуется наличием различных профсоюзных организаций и их выборные органы могут иметь неоднозначное название, определяемое Уставом профсоюзов. Поэтому законодатель отказался от единого наименования выборного профсоюзного органа на предприятии. Слова «соответствующий профсоюзный орган» означают, что имеется в виду выборный орган той первичной профсоюзной организации, членом которой является увольняемый работник. Если на предприятии имеется профсоюзная организация, с которой работник не связан отношениями членства, то его увольняют даже при наличии оснований, предусмотренных п. 1, 2 и 5 ст. 33 КЗоТ, без согласия выборного профсоюзного органа. Не требуется предварительного согласия профсоюзного органа и на увольнение работника, не являющегося членом профсоюза. Это вытекает из ст. 226 КЗоТ, согласно которой профессиональные союзы представляют интересы своих членов, а не всех работников. Статья 35 КЗоТ предусматривает еще одну категорию лиц, увольняемых по п. 1, 2 и 5 ст. 33 КЗоТ без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа. Это руководитель предприятия, учреждения, организации (их филиалов, представительств, отделений и других обособленных подразделений), его заместители, руководящие работники, избираемые, утверждаемые или назначаемые на должность органами государственной власти и управления, а также общественными организациями и другими объединениями граждан. В тех случаях, когда на увольнение работника требуется предварительное согласие соответствующего профсоюзного органа, он должен сообщить администрации в письменной форме о принятом решении в 10дневный срок со дня получения письменного представления руководителя предприятия.
Статья 35 КЗоТ предусматривает также срок, в течение которого администрация вправе расторгнуть трудовой договор, получив согласие соответствующего профсоюзного органа. Такой срок не может превышать одного месяца со дня получения согласия профсоюзного органа.
При рассмотрении вопроса о расторжении трудового договора по инициативе администрации следует иметь в виду не только ст. 35 КЗоТ, но и другие статьи Кодекса, устанавливающие круг лиц, пользующихся повышенной правовой защитой. Так, согласно ч. 2 ст. 235 КЗоТ увольнение по инициативе администрации работников, избранных в состав профсоюзных органов и не освобожденных от производственной работы, допускается, помимо соблюдения общего порядка увольнения, лишь с предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, профгруппоргов — соответствующего выборного профсоюзного органа подразделения предприятия (при его отсутствии — соответствующего выборного профсоюзного органа на предприятии), а председателей и членов выборных профсоюзных органов на предприятии, профорганизаторов — с предварительного согласия соответствующего объединения профессиональных союзов.
В целях создания благоприятных условий для защиты законных интересов работников установлено, что увольнение по инициативе администрации лиц, избиравшихся в состав профсоюзных органов, не допускается в течение двух лет после окончания выборных полномочий. Исключение составляют случаи полной ликвидации предприятия или совершения работником виновных действий, за которые законодательством предусмотрена возможность увольнения.
Статья 183 КЗоТ предусматривает, что увольнение работников моложе 18 лет, помимо соблюдения общего порядка расторжения трудового договора, допускается только с согласия Государственной инспекции труда субъекта Российской Федерации и районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних. Часть 6 ст. 235 КЗоТ требует для увольнения работников, являющихся членами совета трудового коллектива, дополнительно согласия этого совета.
Работники, являющиеся депутатами, могут быть уволены помимо соблюдения общего порядка лишь с согласия представительного органа власти, в состав которого они были избраны.
Увольнение работников по инициативе администрации допускается только по основаниям, предусмотренным законом. Эти основания в одних случаях имеют производственную причину, в других — отношение работника к работе, в третьих — состояние его здоровья. Наиболее общие основания увольнения по инициативе администрации предусмотрены в ст. 33 КЗоТ; некоторые категории работников могут быть уволены по дополнительным основаниям, указанным в ст. 254 КЗоТ.
Перечень оснований расторжения трудового договора по инициативе администрации начинается с п. 1 ст. 33 КЗоТ. Это не только первое основание увольнения по порядковому номеру, но и по удельному весу в общем объеме расторжения трудовых договоров, поскольку оно непосредственно связано с формированием рыночныx отношений, реализацией курса на устранение убыточных неконкурентоспособных предприятий, организационноправовыми преобразованиями предприятий, рассчитанных на различные формы собственности. Ликвидация предприятия, учреждения, организации, сокращение численности или штата работников — такова формулировка п. 1 ст. 33 КЗоТ. Этот пункт данной статьи следует рассматривать вместе со ст. 34, 402 и 403, детализирующими порядок высвобождения работников. При применении п. 1 ст. 331 КЗоТ администрация обязана руководствоваться следующими правилами:
1.О предстоящем увольнении работники предупреждаются персонально под расписку не менее чем за два месяца. В случае отказа от расписки администрация письменно фиксирует такой отказ. Двухмесячный срок предупреждения работника о предстоящем увольнении устанавливается в его интересах, чтобы он имел возможность трудоустроиться. Поэтому этот срок не подлежит сокращению. Увеличение данного срока допускается, однако при всех условиях администрация вправе расторгнуть трудовой договор (контракт) не позднее одного месяцасо дня получения согласия соответствующего выборного профсоюзного органа. Если срок предупреждения об увольнении не соблюден и работник обратился в суд, то при отказе восстановить на работе (имеются другие основания, по которым он не подлежит восстановлению на работе) cyд изменяет дату увольнения с таким расчетом, чтобы трудовой договор (контракт) был прекращен по истечении установленного законом срока предупреждения. Период, на который продлен трудовой договор (контракт) в связи с переносом даты увольнения, подлежит оплате работнику.
2. При решении вопроса об увольнении в случае сокращения численности или штата работников принимается во внимание круг лиц, имеющих при равной производительности труда и квалификации преимущественное право на оставление на работе. Этот круг лиц предусмотрен в ст. 34 КЗоТ. Сюда относятся, например, семейные — при наличии двух или более иждивенцев — лица, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком. При определении круга лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе, следует учитывать, что в ст. 34 КЗоТ не указаны лица, трудоустроенные в счет установленной предприятию квоты для приема на работу тех, кто особо нуждается в социальной защите, хотя они также пользуются преимущественным правом оставления на работе. Согласно Временному положению о порядке квотирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, нуждающихся в социальной защите, утвержденному постановлением Министерства труда и занятости населения 11 июня 1992 г., такое право им предоставлено, если их число не будет превышать квоты, рассчитанной по отношению к новой численности работников. Например, в организации, где трудится 2000 работников, были трудоустроены лица в счет квоты, составляющей 5% среднесписочной численности персонала. Квота была заполнена в размере 4% этой численности, т.е. было принято 80 человек. Затем в организации произошло сокращение штата на 20 человек. Все лица, принятые в счет квоты, должны иметь преимущественное право оставления на работе, поскольку их общее число не превышает установленной для них квоты (5% среднесписочной численности) исходя из имеющейся численности работников после сокращения штата.
3. Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. подтверждено право администрации в пределах однородных профессий и должностей проводить при сокращении численности или штата перестановку (перегруппировку) работников, при которой более квалифицированный работник, должность которого сокращается, переводится с его согласия на другую должность, а занимавший ее менее квалифицированный работник увольняется.
4. Администрация обязана трудоустроить работника. Эта обязанность заключается в том, что работнику должна быть предложена другая работа в той же организации. Если такой работы нет или работник от нее отказался, то он по собственной инициативе обращается в другую организацию или пользуется бесплатным посредничеством службы занятости.
5. При высвобождении работников администрация несет определенные обязанности перед соответствующим профсоюзным органом и службой занятости: не поздее чем за два месяца местному органу службы занятости должно быть сообщено о предстоящем высвобождении каждого конкретного работника, а за три месяца службы занятости и профсоюзные органы должны быть проинформированы о массовом высвобождении работников.
6. Статья 40 КЗоТ посвящена льготам и компенсациям высвобождаемым работникам. При высвобождении из организаций в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, сохраняется средняя заработная плата на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения с учетом выплаты выходного пособия, а также по решению органа по трудоустройству, если работник заблаговременно (в двухнедельный срок после увольнения) обратился этот орган и не был трудоустроен, сохраняется средний заработок и в течение третьего месяца. При реорганизации либо ликвидации предприятия за высвобожденными работниками сохраняется заработная плата на период трудоустройства, но не более чем на три месяца, без какихлибо дополнительных условий.
Среди высвобождаемых работников могут быть лица предпенсионного возраста. Согласно ст. 35 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции от 20 апреля 1996 г., этим лицам по предложению службы занятости при отсутствии возможности для их трудоустройства пенсия оформляется досрочно (не ранее чем за два года до установленного законодательством срока выхода на пенсию), если у них есть необходимый стаж для назначения пенсии по старости. При обращении безработных предпенсионного возраста с просьбой о досрочном оформлении пенсии они должны быть ознакомлены под расписку с содержанием ст. 5 Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон «О государственных пенсиях в РСФСР» от 6 февраля 1992 г., в соответствии с которой пенсия, установленная безработным досрочно, работающим пенсионерам не выплачивается.
Пункт 2 ст. 33 КЗоТ сформулирован в виде указания на две возможные причины увольнения работника в случае обнаружившегося его несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе: недостаточная квалификация либо состояние здоровья, препятствующие продолжению данной работы. Первая причина — недостаточная квалификация — должна быть подтверждена объективными данными о ненадлежащем выполнении трудовых обязанностей при нормальной организации производства. Обязательным условием применения п. 2 ст. 33 КЗоТ является отсутствие вины работника в ненадлежащем выполнении трудовых обязанностей. Состояние здоровья, препятствующее выполнению работы, — вторая причина обнаружившегося несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе, которая подтверждается медицинским заключением. Судебная практика выработала правило, что расторжение трудового договора вследствие несоответствия работника выполняемой работе по состоянию здоровья может иметь место при стойком снижении трудоспособности, препятствующем надлежащему исполнению трудовых обязанностей, либо если исполнение трудовых обязанностей, учитывая состояние здоровья работника, ему противопоказано или опасно для членов трудового коллектива либо обслуживаемых им граждан. Недопустимо расторжение трудового договора по мотиву недостаточной квалификации с работниками, не имеющими необходимого производственного опыта в связи с непродолжительностью трудового стажа, а также по мотиву отсутствия специального образования, если оно, согласно закону, не является обязательным условием при заключении трудового договора.
Пункты 3, 4, 7, 8 ст. 33 КЗоТ предусматривают основания расторжения трудового договора по инициативе администрации в результате виновных действий работника.
Пункт 3 ст. 33 КЗоТ предусматривает расторжение трудового договора с работником в случае систематического неисполнения им без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором (контрактом) или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного или общественного взыскания. Для правильного применения этого основания увольнения необходимо соблюдать следующие условия:
1) увольнение возможно лишь за дисциплинарный проступок, а не за действия, не имеющие отношения к трудовым обязанностям работника (например, нельзя уволить работника по п. 3 ст. 33 КЗоТ за его неправильное поведение в быту). Таким дисциплинарным проступком может быть: а) отсутствие работника без уважительных причин на работе в пределах трех часов в течение рабочего дня, а также нахождение без уважительных причин не на своем рабочем месте; б) отказ работника без уважительных причин от выполнения трудовых обязанностей в связи с изменением в установленном порядке норм труда; в) отказ или уклонение без уважительных причин от медицинского освидетельствования работников некоторых профессий, а также отказ работника от прохождения в рабочее время специального обучения и сдачи экзаменов по технике безопасности и правилам эксплуатации, если это является обязательным условием допуска к работе;
2) причина неисполнения или ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей — виновные действия работника. Если нарушение дисциплины, было вызвано уважительной причиной, то недопустимо увольнять работника за такое нарушение;
3) увольнение производится только при систематическом неисполнении трудовых обязанностей. В законе отсутствует понятие систематического неисполнения трудовых обязанностей. На практике систематическим неисполнением трудовых обязанностей может быть признано и повторное неисполнение работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, однако при этом следует учитывать характер и тяжесть проступка, предшествующее поведение работника и иные обстоятельства, которые дают возможность всесторонне проанализировать проступок работника и принять правильное решение;
4) систематическое неисполнение трудовых обязанностей должно быть подтверждено дисциплинарными или общественными взысканиями. Если работник систематически нарушает трудовую дисциплину, но к нему не применялись дисциплинарные или общественные взыскания, то такой работник не может быть уволен по п. 3 ст. 33 КЗоТ.
Трудовой договор (контракт) может быть расторгнут администрацией организации в случае прогула (в том числе отсутствия на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин — п. 4 ст. 33 КЗоТ. Прогулом считается неявка на работу без уважительных причин в течение всего рабочего дня. К прогулу приравнивается отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня без уважительных причин, и поэтому за такое неправомерное поведение работник также может быть уволен по п. 4 ст. 33. Увольнение по этому основанию может быть произведено также за: а) оставление без уважительной причины работы лицом, заключившим трудовой договор на неопределенный срок, без предупреждения администрации о расторжении договора, а равно и до истечения двухнедельного срока предупреждения; б) оставление без уважительной причины работы лицом, заключившим трудовой договор на определенный срок, до истечения срока договора.
Пункт 7 ст. 33 КЗоТ указывает в качестве основания расторжения трудового договора по инициативе администрации появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения. Такие действия могут быть причиной увольнения, если работник находился в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения в рабочее время в месте выполнения трудовых обязанностей. При этом не имеет значения, отстраняется ли работник от работы в связи с указанным состоянием. Увольнение по п. 7 ст. 33 КЗоТ может последовать и тогда, когда работник в рабочее время находился в нетрезвом состоянии, состоянии наркотического или токсического опьянения не на своем рабочем месте, но на территории предприятия либо объекта, где по поручению администрации должен выполнять трудовые функции. Нетрезвое состояние работника либо наркотическое или токсическое опьянение могут быть подтверждены как медицинским заключением, так и другими видами доказательств.
Увольнение в связи с совершением по месту работы хищения (в том числе мелкого) имущества предусмотрено п. 8 ст. 33 КЗоТ. Необходимым условием такого увольнения является установление вины работника вступившим в законную силу приговором суда либо постановлением компетентного органа о наложении административного взыскания или о применении меры общественного воздействия.
Статья 33 КЗоТ предусматривает также п. 5 и 6, которые относятся к основаниям расторжения трудового договора по инициативе администрации. Пункт 5 ст. 33 КЗоТ — увольнение при длительном непосещении работы вследствие временной утраты трудоспособности. Работник может быть уволен при неявке на работу вследствие временной утраты трудоспособности более четырех месяцев подряд, не считая отпуска по беременности и родам. За лицами, временно утратившими трудоспособность в связи с заболеванием туберкулезом, место работы (должности) сохраняется в течение 12 месяцев. Увольнение по п. 5 ст. 33 КЗоТ — весьма редкое явление в практике расторжения трудовых договоров. Это объясняется тем, что администрация исходит из необходимости такого увольнения только в том случае, когда отсутствие заболевшего работника нарушает нормальный ход работы. Нельзя уволить работника, болезнь которого хотя и продолжалась в общей сложности более четырех месяцев, но каждый случай заболевания не превышал названного срока. Специальные гарантии установлены для работников, утративших трудоспособность в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием. За этими лицами место работы (должность) сохраняется до восстановления трудоспособности или установления группы инвалидности.
Пункт 6 ст. 33 КЗоТ предусматривает расторжение трудового договора с работником в случае восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу. Такое основание применяется, когда суд восстанавливает на работе неправильно уволенного работника, а его место к моменту решения суда уже занято. Претендовать на прежнее место работы могут и лица, призванные на военную службу и освобожденные от нее в течение трех месяцев со дня призыва, не считая времени проезда к постоянному месту жительства. В этом случае лицо, занимающее должность (место работы) призванного на военную службу, может быть уволено по п. 6 ст. 33 КЗоТ.

Дополнительные основания для прекращения трудового договора (контракта)

О дополнительных основаниях прекращения трудового договора (контракта) некоторых категорий работников говорится в ст. 254 КЗоТ. Эта статья предусматривает четыре конкретных дополнительных основания прекращения трудового договора, а также содержит отсылочную норму, суть которой заключается в том, что законодательством могут устанавливаться дополнительные, помимо перечисленных в п. 1—4 ст. 254, основания прекращения трудового договора (контракта) некоторых категорий работников при нарушении установленных правил приема на работу и в других случаях.
Пункт 1 ст. 254 КЗоТ предусматривает круг лиц, которые могут быть уволены за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей. К ним относятся руководитель предприятия, учреждения, организации (филиала, представительства, отделения и другого обособленного подразделения) и его заместители. Если структурное подразделение не относится к обособленным подразделениям, то его руководитель не может быть уволен за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей.
Пункт 2 ст. 254 КЗоТ дает возможность уволить работника, непосредственно обслуживающего денежные или товарные ценности, за его виновные действия, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны администрации. Слово «непосредственно» означает, что по данному основанию можно уволить работника, непосредственно обслуживающего денежные или товарные ценности, независимо от того, заключен с ним договор о полной материальной ответственности или нет.
Пункт 3 ст. 254 КЗоТ предусматривает прекращение трудового договора с работником, выполняющим воспитательные функции, если он совершает аморальный проступок, несовместимый с продолжением данной работы. По этому основанию не могут быть уволены лица, у которых основное содержание их трудовой функции не связано с воспитанием. Например, мастер цеха, хотя и занимается воспитанием молодых рабочих, не может быть уволен по п. З ст. 254 КЗоТ, поскольку основное содержание его трудовой функции — выполнение производственного задания на участке, которым он руководит.
Пункт 4 ст. 254 КЗоТ имеет принципиальное значение. Его редакция, а именно, что трудовой договор (контракт) может быть прекращен в случаях, предусмотренных контрактом, заключенным с руководителем предприятия , поставила заслон многочисленным фактам увольнения многих работников по основаниям, предусмотренным контрактом, если не выполняются соответствующие обязательства.
Прекращение трудового правоотношения в случаях, предусмотренных законодательством, влечет за собой выплату работнику выходного пособия, а при возобновлении трудового правоотношения, пели его прекращение признано незаконным, — оплату вынужденного прогула.
Выходное пособие. Помимо выплаты выходного пособия в размере среднего заработка при увольнении по сокращению штата или уменьшению численности работников КЗоТ (ст. 29) предусматривает выплату выходного пособия в размере не менее двухнедельного среднего заработка при прекращении трудового договора (контракта) в связи с призывом или поступлением работника на военную службу (п. 3 ст. 29), отказом работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда (п. 6 ст. 29), обнаружившимся несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации либо состояния здоровья, препятствующих продолжению данной работы (п. 2 ст. 33), восстановлением на работе лица, ранее выполнявшего эту работу (п. 6 ст. 33). Выходное пособие в размере не менее двухнедельного среднего заработка выплачивается также работникам при прекращении срочного трудового договора (контракта) вследствие нарушения администрацией законодательства о труде, коллективного или трудового до говора.
Оплата за время вынужденного прогула. Если работник, незаконно уволенный, восстанавливается на прежней работе, то одновременно принимается решение о выплате ему среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы в случае незаконного перевода на другую работу (ст. 213 КЗоТ). Еще 27 января 1993 г. Конституционный Суд Российской Федерации своим постановлением признал не соответствующим общеправовым принципам и принципам договорных отношений ограничение права граждан на полное возмещение ущерба, причиненного вынужденным прогулом при незаконном увольнении, определенным сроком оплаты. Было отмечено, что работодатель как сторона, необоснованно нарушившая условия трудового договора (контракта) путем лишения работника возможности исполнения трудовой функции и получения вознаграждения за труд, должен в полном объеме компенсировать восстановленному на работе лицу ущерб, причиненный незаконным увольнением. Федеральному представительному органу государственной власти было предложено изучить вопрос о необходимости изменения тех норм законодательства о труде, которые ограничивают возмещение ущерба периодом в один год.
Этот вопрос был решен только Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в статью 123 КЗоТ РФ» от 17 марта 1997 г. Помимо установления оплаты за все время вынужденного прогула Закон от 17 марта 1997 г. впервые ввел в трудовое законодательство норму о возмещении работнику морального вреда.
В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд вправе по требованию работника вынести решение о возмещении работнику денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.