Тема 4.3. Юридическая ответственность за экологические правонарушения

| Правовой портал "Правопорядок" | Тема 4.3. Юридическая ответственность за экологические правонарушения |
Тема 4.3. Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Уголовная ответственность за экологические правонарушения наступает в случаях наиболее общественно опасных деяний в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации. Более 20 статей Уголовного кодекса касаются экологических преступлений: незаконная добыча водных животных и растений (ст. 25б), незаконная охота (ст. 258), нарушение законодательства о континентальном шельфе (ст. 253), незаконная порубка леса (ст. 260), уничтожение или повреждение лесных массивов путем причинения лесного пожара (ст. 261), загрязнение водоемов и воздуха (ст. 250, 251), загрязнение моря вредными веществами (ст. 251), нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262), жестокое обращение с животным» (ст. 245).
Наиболее строгое наказание — 8 лет лишения свободы — установлено за умышленное уничтожение лесных массивов путем поджога, а также нарушение правил обращения с отходами, повлекшее смерть человека или массовое заболевание людей. Во многих случаях применяются штрафные санкции и конфискация незаконно добытого и орудий экологического преступления. По общему правилу, применение мер уголовной ответственности не освобождает виновных лиц от возмещения вреда, причиненного экологическим преступлением.

Административная ответственность за экологические правонарушения наиболее широко применяется на практике. В ст. 84 Закона «Об охране окружающей природной среды» приведен длинный перечень видов административных экологических правонарушений, начиная с несоблюдения стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды и кончая отказом в предоставлении достоверной экологической информации. Установлено, что за эти нарушения граждане (частные лица) подвергаются штрафу в административном порядке в размере от однократного до десятикратного минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации. Штраф на должностных лиц в аналогичных случаях — от трехкратного до двадцатикратного минимального размера оплаты труда, а на юридических лиц (предприятия, учреждения, организации) — от 50 000 до 500 000 рублей. Предусмотрена индексация размеров штрафов.
Штрафы за административные экологические правонарушения налагаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, регулирования использования природных ресурсов в соответствии с их компетенцией. Суммы взыскиваемых штрафов перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов. Как обычно, постановление о наложении штрафа в административном порядке может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Уплата штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного правонарушением вреда.
Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения применяется в случаях, когда эти нарушения являются одновременно дисциплинарными проступками. Дисциплинарные взыскания — предупреждение, выговор, отстранение от работы и т.п. — применяются администрацией в отношении своих работников, допустивших экологические правонарушения в процессе своей трудовой, служебной деятельности.
Порядок применения мер дисциплинарной ответственности регламентируется трудовым законодательством, законодательством об общественных объединениях и соответствующими специальными правовыми актами подзаконного характера — уставами, правилами внутреннего распорядка и т.п.
Возмещение вреда, причиненного в результате экологического правонарушения, выполняет двойственную функцию. С одной стороны, это компенсация материальных потерь, которые понесла жертва экологического правонарушения — гражданин или юридическое лицо. С другой — это наказание для причинителя вреда — правонарушителя.
Для того чтобы привести в действие правовые нормы о возмещении вреда в случае экологического правонарушения, необходимо документально зафиксировать факт вреда (умаления имущества, неполученного дохода), определить, кто является потерпевшей стороной и кто причинитель вреда, а также доказать причинную связь между противоправными действиями причинителя вреда и наступившими вредными результатами имущественного характера.
На практике возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением, встречает огромные трудности, проистекающие как из недостатков законодательства, так и из объективных сложностей экологических ситуаций.
Наиболее трудной задачей является доказывание причинной связи между действиями причинителя вреда и наступившими вредными результатами, ибо состояние природной среды не всегда напрямую зависит от действий причинителя вреда, а отрицательные имущественные последствия в свою очередь зачастую невозможно связать с состоянием природной среды.
Другая значительная трудность заключается в том, что природные объекты и даже здоровье человека не имеют товарноденежной стоимостной цены, а поэтому их порча или уничтожение могут быть представлены как прямые потери в имуществе и оценены в деньгах. Часто приходится прибегать к косвенным способам расчета имущественного вреда. В соответствии с законодательством вред в рассматриваемых случаях исчисляется двумя способами — при помощи специальных такс ущерба, установленных государством применительно к незаконной добыче, порче или уничтожению отдельных природных объектов, а при отсутствии такс путем калькуляции стоимости утраченного имущества, вынужденных расходов и неполученных доходов.
Вред возмещается добровольно или принудительно — по решению суда или арбитражного суда по иску потерпевшей стороны. С согласия сторон по решению суда или арбитражного суда вред может быть возмещен в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей природной среды за счет его сил и средств.
Приостановление или прекращение экологически вредной деятельности хотя не считается мерой ответственности, оказывает очень сильное воздействие на поведение физических и юридических лиц, нарушающих требования экологического права. Фактически приостановление или прекращение экологически вредной деятельности настолько глубоко затрагивает экономические и организационные интересы субъектов, занятых в процессе материального производства, что предприятия, учреждения, организации и граждане стремятся всеми силами избежать применения к нимтакой меры административного воздействия.
Право принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде или здоровью человека, принадлежит должностным лицам органов государственного экологического контроля и регламентируется соответствующим законодательством.
Таким образом, выполнение требований экологического права обеспечивается довольно широким арсеналом мер юридической ответственности и административного реагирования, которые действуют тем эффективнее, чем правильнее они применяются.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что означает историческая тенденция консолидации экологического права?
2. Какова структура российского экологического права?
3. Что означает разрешительная система в сфере экологии?
4. В чем состоит экологическая экспертиза проектов?
5. Назовите наиболее важные источники международного и российского экологического права.
6. Охарактеризуйте ответственность за экологические правонарушения.
7. Как организован государственный экологический контроль?
8. Чем обусловлены трудности возмещения экологического вреда?