Глава 14. Международные конвенции по таможенным вопросам

| Правовой портал "Правопорядок" | Глава 14. Международные конвенции по таможенным вопросам |
Глава 14. Международные конвенции по таможенным вопросам

Межправительственная организация — Совет таможенного сотрудничества СТС — (Custom Cooperation Council) играет наиболее важную роль в работе по многостороннему регулированию таможенно-тарифной практики и по существу является координационным и методическим центром в области таможенного контроля.
СТС был учрежден в 1950 г. в качестве постоянно действующего самостоятельного международного органа. Конвенция об учреждении СТС вступила в силу в конце 1952 г., а с 1953 г. СТС непосредственно осуществляет работу по гармонизации и унификации таможенных систем, улучшению техники таможенного дела и таможенного законодательства. В то время в составе СТС насчитывалось 17 стран-членов. В 1961 г. их число возросло до 29, в 1971 г. — до 66, в 1981 г. — до 93, в 1987 г. уже 103 страны участвовали в работе СТС (среди них — Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия). С октября 1994 года — Всемирная таможенная организация (ВТО).
Основным направлением деятельности СТС является создание единой унифицированной номенклатуры для классификации товаров в таможенных тарифах, которая позволяет не только сопоставлять уровень таможенного обложения и размеры взаимных уступок, но также единообразно толковать ограничения и льготы в отношении отдельных товаров, обращающихся в мировой торговле.

Международное значение деятельности СТС особо возросло в современных условиях, что во многом обусловлено сдвигами в структуре международного товарооборота (здесь следует выделить появление в его номенклатуре значительного числа новых и усложненных товаров); существенным расширением внутрифирменного обмена транснациональных корпораций и возросшей в связи с этим заинтересованностью в унификации таможенного учета в разных странах; дальнейшим развитием экономических взаимосвязей в рамках региональных объединений и организаций.
В настоящее время в соответствии с положениями Конвенции по организации СТС к функциям СТС относятся:
изучение всех вопросов, связанных с сотрудничеством в таможенной области;
изучение технических аспектов и экономических факторов, связанных с работой таможенных органов, для того чтобы предлагать членам СТС практические средства достижения наибольшей гармонии и единообразия в таможенном деле;
подготовка проекта конвенций и поправок к конвенциям, а также выработка рекомендаций по их использованию правительствами заинтересованных стран;
выработка рекомендаций для обеспечения единой интерпретации в применении положений конвенций и обеспечение применения этих положений;
выработка в должном объеме рекомендаций для урегулирования разногласий по вопросам интерпретации применения положений конвенций;
обеспечение распространения информации по вопросам таможенных правил и процедур;
оказание по собственной инициативе или по обращениям правительств заинтересованных стран консультационных услуг по таможенным вопросам в рамках основных положений конвенций, выработка рекомендаций и оказание информационных услуг;
сотрудничество с другими межправительственными организациями по различным вопросам в рамках своей компетенции.
Совет таможенного сотрудничества собирается один раз в год, в июне, как правило, в Брюсселе, хотя некоторые встречи проводятся и в других странах мира. Делегатами СТС являются представители стран-участниц, подписавших Конвенцию о создании СТС, обычно на уровне руководителей таможенных организаций.
В составе Совета работают Финансовый комитет и Политическая комиссия. Политическая комиссия созывается для проведения консультаций по важным политическим вопросам. С 1986 года шесть членов Политической комиссии имеют задание представлять шесть регионов, входящих в Совет:
Северную Африку, Средний и Ближний Восток;
Западную и Центральную Африку;
Восточную и Южную Африку;
Дальний Восток, Южную и Юго-Восточную Азию, Австралию и острова Тихого океана;
Южную Америку, Северную Америку, Центральную Америку и Карибский бассейн;
Европу.
Совет в основном ведет работу через свои технические комитеты, из которых главными являются (рис. 8):
правоохранительный комитет;
комитет по Гармонизированной системе;
постоянный технический комитет;
технический комитет по таможенной оценке.
Представители многих международных промышленных организаций, а также некоторых стран, не являющихся членами СТС, участвуют в заседаниях Совета и его технических комитетов в качестве наблюдателей.
Генеральный секретариат СТС находится в Брюсселе. В его штате более 100 сотрудников. Сюда входят около 30 экспертов, отобранных из стран — участниц СТС на срок работы от 5 до 10 лет. Эти сотрудники могут использоваться для выполнения специальных поручений секретариата.
Официальными языками Совета является английский и французский языки. Однако для работы технического комитета по таможенной оценке используется также и испанский язык, а рабочими языками административного комитета по таможенной Конвенции о контейнерных перевозках являются английский, французский, русский и испанский.
Секретариат занимается организацией технических встреч на протяжении всего года. Большая часть этих встреч проходит в штаб-квартире СТС. Однако курсы и специализированные семинары часто проводятся в других странах.
Бюджет СТС составляет около 500 млн. бельгийских франков в год и формируется главным образом за счет ежегодных взносов членов СТС. Размер взносов, принятый Советом, основан на системе, аналогичной системе, принятой ООН. Членские взносы стран — участниц СТС следующие:
Испания — 2%; Канада — 3%; Великобритания — 4%; Италия — 5%; Франция — 5%; Германия — 8%; Япония — 17%; США — 25%; другие члены СТС, чьи взносы составляют допустимый минимум в 0,2%, — 12%; другие члены — 19%.

Рис. 8 (7) Структура совета таможенного сотрудничества
————————¬ ————————————¬
¦Политическая комиссия +———+ Таможенная техника ¦
L———T————- ¦_ Постоянный технический комитет ¦
¦ ¦_ Правоохранительный комитет ¦
¦ ¦_ Подкомитет по автоматизированной¦
¦ ¦ обработке данных ¦
¦ ¦_ Административный комитет по¦
¦ ¦ соблюдению Конвенции 1972 года¦
¦ ¦ по контейнерным перевозкам ¦
¦ L————————————
¦
———-+————¬ ————————————¬
¦ Совет ¦ ¦ Номенклатура и классификация ¦
L———T————- ¦_ Комитет по Гармонизированной¦
¦ ¦ системе ¦
¦ ¦_ Комитет по Товарной номенклатуре ¦
¦ ¦_ Подкомитет по пересмотру¦
¦ ¦ Гармонизированной системы ¦
¦ ¦_ Подкомитет по науке ¦
¦ L————————————
¦
———-+————¬ ————————————¬
¦ Комитет по финансам +———+ Таможенная оценка и обучение ¦
L———————— ¦_ Технический комитет по таможенной¦
¦ оценке (Соглашение ГАТТ) ¦
¦_ Комитет по таможенной оценке¦
¦ (Брюссельский метод) ¦
¦_ Группа консультантов по вопросам¦
¦ обучения ¦
L————————————
Сложность и разнообразие процедур таможенного оформления и требования, предъявляемые при перемещении пассажиров и товаров через границы, могут быть источником основных затруднений. С самого начала своей работы СТС последовательно выступал за обеспечение максимальной гармонии и единого подхода к таможенной системе. Ответственность за выполнение этой работы несет постоянный технический комитет СТС.
Одним из самых важных достижений работы постоянного технического комитета стало заключение Международной конвенции по упрощению и гармонизации процедур таможенного оформления. Эта Конвенция больше известна как Киотская конвенция. В нее включены 31 приложение, каждое из которых относится к той или иной специфической сфере таможенной деятельности, например таможенной очистке товаров для выпуска на внутренний рынок страны, таможенным вопросам, связанным с транзитом, с содействием в таможенном оформлении пассажиров. Эти приложения содержат основные принципы, применение которых приведет к желательному упрощению и гармонизации процедур таможенного оформления в странах — участницах СТС. Существуют планы сделать Киотскую конвенцию еще более полезной как для таможенной организации, так и для коммерческих структур.
Не так давно (1990 г.) постоянный технический комитет разработал новую конвенцию по вопросу временного ввоза товаров (Стамбульскую конвенцию). Эта Конвенция объединяет в единое целое все существующие положения по временному ввозу товаров и тем самым создает задел на будущее. Стамбульская конвенция также продлевает сроки действия карнета АТА в связи с временным ввозом товаров.
Для оказания помощи членам СТС в их стремлении усовершенствовать процедуры таможенного оформления и таможенного контроля СТС активно занимается разработкой современных технологий автоматизированной обработки данных в таможенных органах. В 1974 году был организован подкомитет по автоматизированной обработке данных. В его задачу входит организация форума по информационному обмену для тех таможенных организаций, которые намеревались внедрить у себя системы автоматизированной обработки данных. В результате была создана специальная консультационная группа для изучения возможности применения в таможенных организациях системы электронного обмена данными в международной торговле.
Защита общества — основная задача таможенной организации. Целью СТС в этой области является обеспечение международного сотрудничества таможенных органов для оказания помощи ее членам в борьбе со всеми видами таможенных правонарушений.
Для этого Совет уже в течение нескольких лет применяет стратегию, состоящую из трех направлений:
сотрудничество и оказание взаимопомощи таможенным организациям всех стран;
обмен информацией и координация деятельности таможенных органов;
сотрудничество с другими международными организациями в правоохранительной сфере.
Самым важным инструментом СТС в сфере правовой деятельности является Международная конвенция по административной взаимопомощи в профилактике, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Найробийская конвенция 1977 года).
В эти нарушения входят все виды коммерческих правонарушений, включая нарушения прав интеллектуальной собственности, незаконное перемещение материалов, подлежащих строгому контролю при перемещении, таких как наркотические лекарственные препараты, психотропные вещества и прекурсоры, оружие, ядерные материалы, токсичные отходы, культурные ценности. Сюда же относятся нарушения, связанные с охраной растительного и животного мира.
Совет располагает централизованной информационной системой, состоящей из компьютерной базы данных по таможенным правонарушениям.
Данные, передаваемые членами СТС в центральную информационную систему, классифицируются, анализируются и распространяются по всем таможенным службам.
Для того чтобы повысить эффективность работы в этой сфере, СТС заключает соглашения с международными коммерческими организациями-перевозчиками, а также учреждает ряд региональных разведывательных агентств. СТС поддерживает связи с другими международными организациями, занимающимися правоохранительной деятельностью в таких областях, как «отмывание денег», незаконные вклады, переработка прекурсоров и базовых химикатов для производства наркотиков.
Основным требованием осуществления международной торговли является принятая международным сообществом система классификации товаров. Одним из важнейших достижений СТС стала разработка Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (Гармонизированная система, или ГС). Эта система была введена с 1 января 1988 года и состоит из 5000 наименований товаров, снабженных 6-значным кодом, а также необходимыми пояснениями и правилами пользования.
Новая система сразу же стала популярной. За четыре года Гармонизированная система была принята в более чем 100 странах, на которые приходится 90% всего мирового торгового оборота. Таким образом, ГС стала основным инструментом в международной торговле.
Она используется не только как основа таможенного тарифа, но и как основа для сбора и публикации статистики международной торговли, также применяется и при определении страны происхождения товаров, в международных торговых переговорах и т.д. ГС стала поистине одним из наиболее фундаментальных законов международной торговли.
Для того чтобы облегчить использование ГС, был подготовлен ряд публикаций, а именно Пояснения и Сборник классификационных решений, принятых Комитетом по ГС. Кроме того, к Гармонизированной системе разрабатывается электронная база данных ГС, в которую войдет перечень тысячи товаров, находящихся в международном торговом обороте с соответствующими 6-значными кодами ГС.
База данных ГС, хотя и не является юридическим инструментом, однако предназначена для оказания пользователям услуг по классификации товаров, уменьшая, таким образом, время на таможенную очистку товаров и определение их таможенной стоимости, что обеспечивает правильное взимание таможенных пошлин, сводит к минимуму разногласия между таможенными органами и коммерческими структурами, способствует развитию электронного обмена данными и в целом способствует облегчению международной торговли.
Предпринимаются и другие меры по содействию широкому и более унифицированному применению ГС. Например, оказывается техническая помощь развивающимся странам, для того чтобы они могли организовывать или усовершенствовать в своих странах таможенные лаборатории, которые стали необходимыми для правильной классификации многих товаров в ГС. Во многих странах мира проводятся региональные и национальные семинары для обсуждения вопросов, связанных с ГС.
Таможенная оценка товаров является основным фактором современной системы таможенных тарифов. Она важна для определения таможенных пошлин как с целью их сбора в доход государства, так и для защиты внутреннего рынка. По своей значимости таможенная оценка стоит в одном ряду с такими аспектами международной торговой деятельности, как статистика международной торговли, квоты и лицензирование, налоги и другие элементы, применяемые при импорте товаров, а также при использовании систем преференций.
В идеальном варианте импортируемые товары посредством универсального применения системы таможенной оценки должны одинаково оформляться во всех таможенных организациях мира. Именно по этой причине представители ряда стран собрались 30 октября 1947 года в Женеве, чтобы подписать Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). В статье VII ГАТТ рассматриваются вопросы оценки товаров для таможенных целей и предусматривается основа для развития двух систем международной таможенной оценки товаров.
Конвенция по таможенной оценке товаров, называемая Брюссельским определением таможенной стоимости, вступила в силу с 28 июля 1953 года. Поскольку эта конвенция не получила всеобщего признания, ее заменило Соглашение о применении статьи VII ГАТТ, известное как Кодекс по таможенной оценке ГАТТ. Оно было разработано как один из кодексов, вытекающих из результатов Токийского раунда многосторонних торговых переговоров, проведенных в 1979 году под эгидой ГАТТ. Соглашение ГАТТ вступило в силу 1 января 1981 года. На страны, применяющие Соглашение, приходится 70% мирового торгового оборота.
На ГАТТ возложена ответственность за применение положений Советом. СТС обеспечивает единый подход к интерпретации Соглашения и применению его положений на техническом уровне.
Между СТС и ГАТТ существуют тесные рабочие отношения. Представители этих организаций имеют статус постоянных наблюдателей в каждой из организаций.
Значительным достижением СТС в области таможенной оценки явилась подготовка Краткого руководства, в котором приводятся несколько методик для оказания помощи Договаривающимся Сторонам в вопросах интерпретации Кодекса по таможенной оценке ГАТТ, а также издание Указателя правил проведения таможенной оценки, справочника по контролю за проведением таможенной оценки, анализу таможенных правонарушений (совместно с правоохранительным комитетом).
Одной из важнейших функций СТС является оказание помощи его членам в вопросах обучения таможенников в целях повышения их квалификации. В состав секретариата Совета кроме экспертов по различным техническим вопросам входит и небольшая группа специалистов по вопросам обучения. Опираясь на своих специалистов и пополняя ограниченные средства, выделенные на эти цели добровольными вкладами своих членов и международных организаций (как в денежной, так и в любой иной форме), СТС проводит разнообразные виды обучения и мероприятия по вопросам технического сотрудничества, включая:
подготовку образовательных модулей по разнообразным аспектам таможенной деятельности для использования их преподавателями таможенного дела;
организацию инструктивных технических курсов для будущих преподавателей стран-участниц СТС;
проведение курсов и семинаров по главным конвенциям Совета и другим мероприятиям;
организацию ознакомительных программ, в которых участники имеют возможность ознакомиться с работой СТС и получить знания в различных областях таможенной деятельности;
проведение обсуждения учебных методологий и выявление новых учебных потребностей в различных регионах мира с использованием консультативно-учебной группы, состоящей из специалистов стран-участниц.
Из небольшого начинания СТС превратился в динамичную организацию с мировым влиянием. С наступлением XXI века таможенные организации всего мира стремятся оказывать содействие международной торговле путем облегчения законного перемещения товаров через границы. В то же самое время таможенным организациям приходится бороться со все более возрастающим числом самых изощренных видов таможенных правонарушений.
В таких условиях СТС продолжает обеспечивать гармонизацию и стандартизацию процедур таможенного оформления и использует для этого различные международные инструменты воздействия, такие как:
поощрение широкого обмена информацией между таможенными организациями;
обеспечение использования современных технологий таможенными организациями развитых и развивающихся стран;
расширение связей между таможенными организациями и торговым сообществом;
удовлетворение запросов на оказание помощи в обучении таможенников;
обеспечение специальной поддержки тем членам СТС, которые движутся к рыночной экономике;
организация форумов, на которых специалисты таможенного дела всех стран мира могли бы обмениваться опытом, учиться и помогать друг другу.
В настоящее время Совет таможенного сотрудничества носит название Всемирной таможенной организации (ВТО) — это межправительственная организация, в задачу которой входит обеспечение посредством сотрудничества между правительствами всех стран наивысшей гармонии и единого подхода к решению таможенных задач во всех странах мира во имя интересов международной торговли.
За время своего существования ВТО разработала и одобрила около 20 конвенций, которыми руководствуются в своей деятельности таможенные службы практически всех государств мира.
Таможенная конвенция — двустороннее или многостороннее международное соглашение, регулирующее вопросы таможенного обложения, таможенные формальности во взаимной торговле стран-участниц.
В целом в задачу ВТО входит решение всех вопросов, связанных с таможенным сотрудничеством, в том числе:
подготовка проекта конвенций;
выработка рекомендаций для обеспечения единой интерпретации и применения конвенций;
выработка рекомендаций для примирения сторон при решении споров по вопросам применения или интерпретации конвенций.
Перечень конвенций, разработанных СТС ВТО:
Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества (СТС)
СТС — это основное звено международной системы сотрудничества государств по таможенным вопросам. Совет изучает все аспекты, в том числе технические, таможенные и связанные с ними экономические факторы, готовит проекты конвенций, поправки к ним и рекомендации, обеспечивающие единообразие их трактовки и т.д.
Вступила в силу 04.11.52.
Конвенция об определении стоимости товаров для таможенных целей
Известна под названием «Брюссельская таможенная оценка товаров» или «Брюссельское определение таможенной стоимости».
Однако большинство стран для оценки товаров использует не эту конвенцию, а Соглашение о применении статьи VII ГАТТ, вступившей в силу 01.08.81.
Вступила в силу 28.07.53.
Таможенная конвенция о карнетах ECS для промышленных образцов
В 1976 г. СТС рекомендовал эту конвенцию странам-участницам, так как она дублировала таможенную Конвенцию по АТА Garnet для временного ввоза товаров (Конвенция АТА), вступившую в силу 30 июля 1963 года.
Вступила в силу 03.10.57.
Конвенция о номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах и Протокол о поправках к ней
Известна как Конвенция о Брюссельской тарифной номенклатуре или как Конвенция о номенклатуре Совета таможенного сотрудничества (НСТС).
В связи с использованием Гармонизированной системы описания и кодирования товаров большинство стран выходит из этой конвенции.
Вступила в силу 11.09.59.
Таможенная конвенция о временном ввозе упаковок
Конвенцию подписали основные европейские страны.
Вступила в силу 15.03.62.
Таможенная конвенция о временном ввозе научного оборудования
К ней присоединились основные европейские страны.
Вступила в силу 15.03.62.
Таможенная конвенция о временном ввозе профессионального оборудования
Конвенция включает в себя три приложения: оборудование для печати или радио- и телетрансляции; кинематографическое оборудование; специальное оборудование.
Вступила в силу 01.07.62.
Таможенная конвенция об упрощении ввоза товаров для показа или использования на выставках, ярмарках, встречах или других подобных мероприятиях.
Это расширенная конвенция (она касается ввоза более крупных партий товаров) по сравнению с Международной конвенцией о ввозе коммерческих образцов и рекламных материалов, принятой в Женеве ГАТТ.
Вступила в силу 13.07.62.
Таможенная конвенция ATA Garnet для временного ввоза товаров (Конвенция ATA)
Конвенция является главной в блоке конвенций о временном ввозе.
В ней содержатся такие важные факторы, как документационное оформление временного ввоза и порядок взыскания таможенных пошлин.
Вступила в силу 30.07.63.
Таможенная конвенция о материально-техническом обеспечении моряков
Приложение к конвенции содержит список предметов культурно-бытового назначения, которым при условии обратного вывоза предоставляется условное освобождение.
Вступила в силу 11.12.65.
Таможенная конвенция о международном транзите товаров (Конвенция ITI)
Вступила в силу 07.06.71.
Таможенная конвенция о временном ввозе учебных материалов
Вступила в силу 10.09.71.
Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция/Конвенция Киото)
Вступила в силу 25.09.74.
Конвенция состоит из собственно конвенции, положения которой применяются без ограничения ко всем странам-участницам, и 31 приложения, каждое из которых посвящено специальной таможенной процедуре.
25 июня 1999 г. руководители 114 таможенных организаций, присутствовавшие на 94-й сессии ВТО, единогласно приняли Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Принятие этого варианта конвенции, готовившегося четыре года, — своеобразное подведение итогов Киотской конвенции 1974 г.
Ратифицировав пересмотренную Киотскую конвенцию, правительства смогут принимать современные прозрачные и компьютеризированные процедуры таможенного оформления и внедрять на практике рекомендации ВТО и ее членов в тесном сотрудничестве с деловыми кругами и различными межправительственными организациями.
Новые положения конвенции позволяют ускорить процедуру таможенного оформления путем применения современных информационных технологий оформления и контроля, а также внедрения в практику технологии анализа рисков. Это позволит значительно облегчить проведение таможенного контроля.
Что касается содержания пересмотренной Киотской конвенции, то Генеральный секретарь ВТО М. Данэ отметил определенные сдвиги за прошедшие четыре года, которые положительно повлияли на работу всех руководителей экономического сектора, транснациональных компаний, малого и среднего бизнеса, импортеров, экспортеров, брокеров, а также перевозчиков, занятых в международной торговле товарами.
Таким образом, ВТО дает правительствам и участникам внешнеэкономической деятельности новый действенный инструмент, отвечающий задачам нового тысячелетия, и позволяет устранить еще существующие барьеры в виде процедур таможенного оформления.
Таможенная конвенция о контейнерах
Введение конвенции осуществляется совместно с ООН.
Вступила в силу 06.12.75.
Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Конвенция Найроби)
Вступила в силу 21.05.80.
Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС)
Призвана заменить Конвенцию о номенклатуре СТС (НСТС). Гармонизированная система является многоцелевой товарной номенклатурой, в которую входят описание, необходимое для таможенных тарифов и статистической номенклатуры, и транспортные классификации. Около 80% стоимостного объема международной торговли осуществляется с использованием ГС.
Заключена 14 июня 1983 г. в Брюсселе и вступила в силу 01.01.88.
Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция)
Она должна регулировать весь комплекс временного ввоза и заменить принятые ранее разрозненные конвенции по временному ввозу имущества, товаров и транспортных средств. Принята в Стамбуле в июне 1990 года. Вступила в силу 27.11.93.
Соглашение о применении статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ)
Более 70% стоимостного объема международной торговли осуществляется с применением этого соглашения. Принцип таможенной оценки, являющийся основой этого соглашения, предусматривает оценку товаров при взимании таможенных платежей на основе так называемой сделки, т.е. суммы, реально уплаченной за импортируемый товар.
Вступило в силу 01.01.81.

Вопросы для самоподготовки

1. Перечислите международные конвенции в таможенном деле.
2. Какая конвенция регулирует вопросы таможенной стоимости?
3. Дайте характеристику конвенции о временном ввозе.
4. О чем говорит Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур?

Список рекомендованной литературы

1. Алфавитно-предметный указатель (АПУ) к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности и пояснения к ней. 5-е изд. VI., 2002.
2. Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России: учеб. — М.: Юристь, 2003.
3. Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право: учеб. пособие. — VI.: ТК Велби, Проспект, 2003.
4. Беляшов В.А. Таможенные процедуры: учеб.- практическое пособие. — М.: Приор-издат, 2004.
5. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. 3-е изд., испр. и перераб./Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. — М.: Юрайт-Издат, 2004.
6. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Таможенное право: учеб. для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К°, 2004.
7. Давыдов Ю.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации (новая редакция). — М.: ТК Велби, 2003.
8. Давыдов Я.В. Таможенное право: конспект лекций. — М.: Приор-издат, 2004.
9. Додонкин Ю.В. Таможенная экспертиза товаров: учеб. для вузов. — М.: Академия, 2003.
10. Классификационные мнения к ТН ВЭД России, принятые Комитетом по Гармонизированной системе описаний и кодирования товаров Всемирной таможенной организации (Компендиум). — М.: ДТР Минэкономразвития РФ, 2004.
11. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации/под ред. А.Н. Козырина. — М.: ТК Велби, Проспект, 2004.
12. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации/под ред. Ю.Ф. Азарова и Г.В. Баландиной. — М.: НОРМА, 2004.
13. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации/под общ. ред. В.П. Шавшиной. — СПб.: Питер, 2004.
14. Кисловский Ю.Г. История таможенного дела России: учеб. Кн. 1 (VI — начало XX вв.). — М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004.
15. Кисловский Ю.Г. История таможенного дела России: учеб. Кн. 2. — М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004.
16. Миляков Н.В. Таможенная пошлина. — М.: Финансы и статистика, 2004.
17. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, 2003.
18. Правоохранительные органы: учеб. для вузов/под ред. Э.А. Галустьяна. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002.
19. Пиляева В.В. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации (новая редакция). — М.: ТК Велби, 2003.
20. Прокурорский надзор: учеб. для вузов/Под ред. О.А. Галустьяна. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.
21. Сандровский К.К. Международное таможенное право: учеб. 3-е изд., стер. — Киев: Знания, 2002.
22. Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности: учеб. пособие. — М.: Экономистъ, 2004.
23. Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость: учеб. — М.: Экономистъ 2005.
24. Свинухов В.Г. Таможенное дело: учеб. — М.: Экономистъ, 2005.
25. Таможенный союз Евразийского экономического сообщества: Комментарии и документы/под общ. ред. Ю.Ф. Азарова. — М.: Экономика, 2003.
26. Таможенный тариф Российской Федерации. — М.: Софт Издат, 2004.
27. Таможенный кодекс Российской Федерации с постатейными материалами Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола 1999 года/под ред. Л.А. Лозбенко. — М.: НОРМА, 2004.
28. Тимошенко И.В. Таможенное право России: курс лекций. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Приоритет, 2003.
29. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. — СПб.: Тирекс, 2004.
30. Учебное пособие для подготовки специалистов по таможенному оформлению/Д.А. Кириллова, Д.В. Михайлов, Р.Я. Супян. СПб.: Европейский дом, 2003.
31. Халипов С.В. Таможенное право: учеб. — М.: Зерцало-М, 2003.
32. Чекмарева Г.И. Основы таможенного дела: учеб. пособие. — М.Ростов н/Д: МарТ, 2003.
33. Эриашвили Н.Д. Финансовое право: учеб. для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002.

Приложение 1

Перечень развивающихся стран — пользователей схемой преференций Российской Федерации

Приложение 2

Перечень наименее развитых стран — пользователей схемой преференций Российской Федерации

Приложение 3

Перечень товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию Российской Федерации предоставляются тарифные преференции

Приложение 4

Перечень стран, в торгово-политических отношениях, с которыми Российская Федерация применяет режим наиболее благоприятствуемой нации

Приложение 5

Образец сертификата о происхождении товара по форме «А»

Приложение 6

Образец сертификата о происхождении товара по форме «СТ-1»

——————————
*(1) Приказ ГТК РФ от 08.09.03 N 973 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров».
*(2) Об утверждении формы документа. Приказ ГТК России от 24 ноября 2003 г. N 1323.
*(3) Об утверждении перечня и порядка применения технических средств. Приказ ГТК России от 23 октября 2003 г. N 1220.
*(4) Типовая форма поручения на проведение таможенного досмотра, а также Инструкция о порядке заполнения, регистрации, хранения и учета поручений на досмотр объявлены распоряжением ГТК России от 18 декабря 2003 г. N 689-р (Приложение 3-4)
*(5) Об утверждении формы акта проведения личного досмотра. Приказ ГТК России от 20 октября 2003 г. N 1165.
*(6) Об утверждении порядка организации и проведения таможенной ревизии. Приказ ГТК России от 21 октября 2003 г. N 1175.
*(7) Об утверждении форм документов, используемых при проведении таможенной ревизии и осмотра помещений и территорий. Приказ ГТК России от 16 сентября 2003 г. N 1023.
*(8) Кругликов В.Ф., Бондарь Л.А., Бякин Г.И., Качалов В.А. Таможенная стоимость товаров. СПб. 1996.
*(9) Регулирование внешнеэкономической деятельности и эволюция таможенной политики России. Ч. 1. М., 1996.