ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ <*>

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ <*>

———————————
<*> В лингвистике термином (от латинского terminus — граница, предел) называется слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности // Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. С. 556.

В логике выражение «понятие» определяется как «форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках <*>.
———————————

<*> Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник. М.: Юристъ, 2000. С. 30.

Определяйте значение слов,и вы избавите свет от половины его заблуждений.

Р. Декарт

Абсолютизм — форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная власть. Наиболее ярко это формулируется в ставшем афористичным выражении, принадлежащем Людовику XIV: «Государство — это я».
Автократия — неограниченное властвование одного лица по собственному усмотрению.
Авторитаризм — политический режим осуществления власти одним лицом, обосновываемый идеологией либо заслугами, особыми качествами правителя, его харизмой.
Авторитет — влияние суждений, мнений и поступков одних людей на мотивы поведения других, осуществляемое на уважении к ним.
Административный проступок — противоправное деяние с негативными последствиями, нарушающее общеобязательные правила (нормы) ведения определенных государственно и общественно значимых дел.
Администрация (от латинского administration) — управление, руководство, орган, структура, группа людей, осуществляющих руководство.
Аналогия закона — применение в какой-либо конкретной ситуации нормы права, регулирующей сходные общественные отношения. Применяется довольно часто, но это запрещено законом в сфере уголовных и административных правоотношений, когда последние связаны с наказанием.
Аналогия права — решение по конкретному делу, принимаемое исходя из общих принципов права, смысла и целей действующего законодательства (гуманизм, объективность, справедливость).
Аппарат — институт постоянного осуществления функций органов власти государственных и негосударственных структур.
Аристократия — форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати.
Аффект (от лат. affektus — душевное волнение, страсть) — «кратковременное, резко выраженное, стремительно развивающееся состояние человека, которое характеризуется сильным и глубоким переживанием, ярким внешним проявлением, сужением сознания и снижением контроля за своими действиями». Различаются два вида аффекта:
1. Физиологический (ярость, гнев, страх) хотя и обладает большой силой воздействия на психику, однако не лишает человека возможности сознавать и контролировать свое поведение, быть ответственным за него. При совершении преступления не исключается применение к лицу уголовной ответственности с учетом смягчающих вину обстоятельств.
2. Патологический аффект приводит к глубокому помрачнению сознания и автоматическим, бесцельным или опасным действиям (нападению). По заключению судебно-психиатрической экспертизы лицо, совершившее в таком состоянии общественно опасное деяние, может быть признано невменяемым. В этом случае к нему применяются только принудительные меры медицинского характера <*>.

———————————
<*> Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред. А.Я. Сухарев; ред. кол.: М.М. Богуславский, М.И. Козырь, Г.М. Миньковский и др. М.: Сов. энциклопедия, 1984. С. 26, 189 — 190.

Бюрократия — специфическая форма социальных организаций в обществе, когда центры исполнительной власти практически независимы от большинства их членов. Это руководящий слой, оторванный от населения и стоящий над ним. Форма осуществления власти (прежде всего государственной) при которой происходит подмена общей воли волей группы обладающих властными полномочиями лиц.
Вето (от лат. veto — запрещаю) — «устный или письменный запрет, наложенный на какое-либо решение управомоченным на то органом или лицом» <*>.
———————————
<*> Там же. С. 37.

Вотум — мнение большинства, выраженное голосованием и приобретающее для всех (при соблюдении процедурных вопросов) общеобязательное значение.
Государственная власть — определяемая правом возможность государства регулировать общественные отношения соответствующим способом.
Государственное управление — процесс принятия и практического исполнения управленческих решений по реализации внутренней и внешней политики государства, носящий целенаправленный и официальный характер. Выражается в волевом воздействии субъекта управления на управляемые объекты с соблюдением определенной процедуры действий: обоснованность, последовательность, форма выражения, содержательная часть.
Государственный аппарат — сложное системное образование, дифференцированное «по вертикали» и «по горизонтали». В первом случае — это высшие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Во втором — органы власти национально-государственных; национально-административных и административно-территориальных образований.
Государственная служба — вид трудовой деятельности, состоящий в выполнении служебных обязанностей лицами, занимающими по назначению или выборам должность в государственном аппарате и получающими за это от государства («казны») вознаграждение.
Различные подходы к формулировке понятия «государство»:
Государство — публичная и легитимно устанавливаемая властная сила общества, действующая в определенных правовых рамках и оказывающая регулирующее воздействие на все сферы жизнедеятельности населения.
Государство — это организация власти, т.е. системы правоотношений между субъектами права на определенной территории.
Государство — это политическая организация, обладающая правом на управление делами общества в целях удовлетворения жизненно важных интересов людей, экономических и иных интересов обладающих государственной властью классов, слоев и групп.
Государство — важнейший социально-политический институт общества, основа его политической системы, осуществляющий политическую власть в процессе регулирования поведения людей, их групп и объединений, взаимоотношений между ними и проведения своей внутренней и внешней политики.
Государство — это организация политической власти в интересах всего населения или отдельных слоев (классы, группы), обладающая специальным аппаратом, предназначенным для выполнения стоящих перед ним задач.
Государство «есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» <*>.
———————————
<*> Ленин В.И. ПСС. Т. 39. С. 75.

Гражданское общество предполагает активное проявление творческих возможностей личности во всех сферах социальных связей. Основными признаками такого общества является экономическая, политическая и духовная свобода личности. Государство ограничивается исполнением лишь минимально необходимых властных функций. Это сфера свободной, творческой жизнедеятельности личности, коллективов и общностей людей.
Демократия — власть народа, организованная таким образом, чтобы у населения имелась возможность спокойно, безопасно и свободно заниматься созидательным трудом во всех сферах общественной жизни. Это общечеловеческая социальная и политическая ценность, исключающая произвол и одного лица, и большинства, и толпы, и всех по отношению к отдельному индивиду. Демократический строй предполагает механизм выявления интересов различных слоев общества и решение, строящееся на оптимально возможном консенсусе интересов, позиций, платформ, мнений.
Деспотия — форма неограниченной самодержавной власти.
Дефиниция — краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления; в лингвистике — толкование слова <*>.
———————————
<*> Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1988. С. 158.

Доказательства — это данные (сведения) о фактических обстоятельствах. Доказательством являются именно сведения о фактах, информация о них, а не логические аргументы, доводы в споре. Причем понятие доказательств охватывает и сами факты, и источники сведений о доказательственных фактах — документы, акты, свидетельские показания.
Доктрина(ы) как источник права — это наука (теория, концепция или идея), которые во всех без исключения случаях используются в правотворческом и правореализующем процессе. В романо-германской правовой семье доктрина имеет первостепенное значение, так как в течение длительного времени она была основным источником права, которое было выработано в университетах в период XVIII — XIX вв. В литературе отмечается, что относительно недавно с победой идей демократии и кодификации доктрина уступила свое первенство закону. Особенно заметно значение доктрины, а также религиозной догмы в мусульманском праве, основанном на принципе авторитета религиозных догм и религиозных деятелей.
Закон (федеральный или субъекта федерации) — принятый в установленном порядке и выражающий государственную волю нормативный правовой акт по основным вопросам государственной и общественной жизни.
Законность — система юридических правил, норм, средств и гарантий с соответствующими им государственными структурами, предназначенная обеспечивать процесс их реализации.
Законность — это строгое и неуклонное соблюдение закона всеми государственными органами, общественными и хозяйственными организациями, должностными лицами и гражданами.
Законодательная власть — одна из ветвей (подсистема) государственной власти, предусматриваемая конституцией государства. Ее основными функциями являются представительство интересов граждан, законотворчество и принятие политических решений.
Законодательная техника — совокупность правил, средств и приемов, используемых при выработке правовых норм, издании нормативных актов и последующей их систематизации.
Законодательство — обладающая системным характером совокупность законов и иных нормативных правовых актов.
Законодательство федеральное — совокупность законов и иных подзаконных нормативных правовых актов, издаваемых (или принимаемых) федеральными органами государственной власти. Оно включает в себя Конституцию Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти и международные договора, участниками которых является Россия.
Законодательство субъектов Российской Федерации включает в себя конституции (уставы) субъектов Российской Федерации и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления. С точки зрения соблюдения корректности научного подхода следует сразу оговориться о спорности включения в эту систему нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Однако эта проблема носит абстрактно-теоретический, но никак не практический характер.
Законодательство революционного времени представляет совокупность носящих чрезвычайный характер, разнообразных по юридической силе нормативных правовых актов, принимаемых властными структурами (как правило, исполнительными органами власти) в рассматриваемый период с целью сохранения власти. Ведущая роль в нем принадлежит нормам (материальным и процессуальным) административного и уголовного права.
Законодательство Российской Федерации составляют федеральное законодательство совместно с законодательством субъектов Российской Федерации.
Иерархия — расположение частей или элементов целого в последовательном порядке от высшего к низшему и наоборот.
Идеология — совокупность или система взглядов, идей, суждений и представлений людей, объединенных общностью интересов, потребностей, идеалов и мотивов поведения, определенной шкалой ценностей и целей жизнедеятельности. Это общественное сознание, преломленное классовыми (групповыми) интересами. Она порождается политической борьбой. Может способствовать духовному освоению действительности или искажать ее, деформировать иные формы сознания (науку, мораль, национальное самосознание, религию).
Империя — сложносоединенное государство, создаваемое не всегда на добровольной основе. Степень зависимости присоединяемых окраин от центра различен. Такие государства существовали во все исторические эпохи (Римское государство последнего периода своего существования, царская Россия, Великобритания XIX в.).
Индивидуальный правовой акт — распространяет свое действие на конкретных (персонифицированных) субъектов права. Не рассматривается в качестве источника права, поскольку не содержит норм права. Прекращает свое действие с реализацией права или обязанности, отнесенного (обращенного) к конкретному субъекту права.
Инкорпорация — форма систематизации законодательства посредством объединения нормативных актов определенного уровня (журналы, сборники) без внесения изменений в их содержание (за исключением внесенных законодателем изменений и дополнений) в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, системно-предметном). Виды инкорпорации: официальная, официозная (полуофициальная) и неофициальная.
Исполнительная власть — одна из ветвей государственной власти (подсистема государственной власти), порядок формирования и полномочия которой определяются конституцией государства. Ее основными функциями являются: организация и осуществление государственного управления посредством регулирующего воздействия на общественные процессы и формирование поведенческих мотивов деятельности людей.
Казус (лат. casus). В общеупотребительном смысле под этим выражением понимается «сложный, запутанный случай» <*>. Это всегда невиновное причинение вреда, хотя по некоторым формальным признакам он сходен с правонарушением. В праве это выражение означает:
———————————
<*> Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 17-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1985. С. 225.

1. Событие, наступающее не в силу направленной на него воли лица и поэтому не может быть предусмотрено при данных условиях.
2. Случайное действие, которое в отличие от умышленного или неосторожного, имеет внешние признаки проступка (преступления), но лишено элемента вины и, следовательно, не влечет юридической ответственности. Таким образом, понятию случая в праве противополагается вина лиц <*>.
———————————
<*> Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред. А.Я. Сухарев; ред. кол.: М.М. Богуславский, М.И. Козырь, Г.М. Миньковский и др. М.: Сов. энциклопедия, 1984. С. 134.

Кодификация — наиболее совершенная форма систематизации законодательства, выражающаяся в подготовке обладающего системным характером нового комплексного (сводного) законодательного акта, предназначенного регулировать наиболее важные сферы общественных отношений на протяжении длительного времени. Виды кодификации: всеобщая, отраслевая и специальная (комплексная).
Конвергенция — постепенное сближение различных формаций и государственно-правовых систем, в частности, капиталистической и социалистической. По своей сути конвергенция — проявление эволюционной смены типа государства и права.
Консолидация — форма систематизации законодательства, выражающаяся в объединении в единый документ блока законодательных актов, предназначенных регулировать определенный вид общественных отношений в логической последовательности без внесения изменений в их содержание.
Компетенция — совокупность функций и полномочий (прав и обязанностей), которыми закон наделяет определенный государственный орган и его структурное подразделение, конкретное должностное лицо или представителя власти. Той или иной компетенцией обладают все элементы политической системы.
Конституция — основной закон (учредительный акт) государства, имеющий высшую юридическую силу на всей ее территории и являющийся законом прямого действия. Как правило, действует на протяжении длительного времени. Например, Конституция США с определенными поправками действует с 1789 г. и по настоящее время.
Конфликт социальный — противостояние по поводу столкновения потребностей, интересов и целей противоположных сторон (как правило, между органами государственной власти и определенными слоями населения). Может носить антагонистический характер.
Креационизм — учение о божественном сотворении мира. Креационизм и теория Дарвина (эволюционное происхождение всех видов путем естественного отбора в течение многих тысяч лет) прямо противоположны друг другу по подходам к объяснению зарождения мира и человека.
Культура — внутренний мир индивида (или его общностей), базирующийся на исторически формирующейся совокупности сознания, которое определяет характер отношения к окружающей действительности и способ поведения людей в той или иной ситуации.
Легитимность — правомерность, законность действий индивидуальных и коллективных субъектов права по совершению юридически значимых действий.
Метод правового регулирования — это дополнительный критерий, который представляет собой сочетание юридических средств и приемов, осуществляющих воздействие права на поведение людей, общественные отношения. Для урегулирования общественных отношений используются главным образом два метода: диспозитивный и императивный. Используя эти два критерия, право подразделяется на следующие отрасли: государственное, административное, уголовное, гражданское, уголовно-процессуальное и другие. Отрасль права может включать в себя подотрасли.
Методология — учение о методах. Метод науки представляет собой совокупность принципов, правил, приемов научной деятельности, применяемых для получения истинных и объективно отражающих деятельность знаний.
Механизм государства — это «набор» и структура функционально определенных органов государства, их структурных подразделений и должностей (должностных лиц и представителей власти). Механизм государства воплощается в государственном аппарате и процессе его функционирования — выполнении этим аппаратом функций государства.
Механизм правового регулирования (МПР) рассматривается как взятая в единстве система юридических средств, при помощи которых осуществляется результативное правовое воздействие на общественные отношения, поведение людей. Понятие МПР призвано, образно говоря, отразить анатомию правовой действительности с ее динамической стороны.
Механизм правового регулирования — это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.
Мусульманское право — это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии — исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Основными источниками мусульманского права являются: Коран, сунна, иджма, кияс.
Номенклатурная должность — должность в государственном аппарате, предусматривающая наличие властных полномочий и усложненный процедурный порядок назначения (сдача квалификационных экзаменов, собеседование, согласование в государственных инстанциях). К кандидатам, претендующим на занятие таких должностей, предъявляются дополнительные требования (гражданство, возраст, стаж, специальное профильное образование, черты характера, законопослушность). В СССР обязательными требованиями для кандидатов на номенклатурные должности было членство в КПСС и утверждение их партийными комитетами соответствующих уровней.
Нормативный договор — это соглашение двух или более сторон, устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы в пределах их компетенции. Такие договоры бывают внутригосударственными и международными.
Федеративные государства, как правило, строятся на основе договора между федеральной властью и субъектами федерации. Они регулируют предметы ведения сторон и их полномочия.
С распадом СССР и обретением государственного суверенитета в Российской Федерации начался процесс формирования законодательства, определяющего правовые основы создаваемого института федерального вмешательства, как необходимого условия функционирования государства с федеративной формой территориального устройства.
Нормативный правовой акт — установленный государством акт, содержащий общие правила поведения (норма права). Данная форма права известна всем обществам. По юридической силе нормативные акты делятся на законы и подзаконные акты. По объему и характеру действия они могут быть общего и ограниченного действия.
Нормативный правовой акт — «изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом» (в трактовке Постановления Пленума Верховного Суда РФ <*>).
———————————
<*> БВС РФ. 2003. N 3.

Нормативный правовой акт, устанавливающий правовой статус организации — это «типовые примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции» <*>.
———————————
<*> См.: п. 12 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Минюста России от 14 июля 1999 г. N 217. (Печатается по тексту решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 ноября 2004 г. Дело N 7448/04 // Российская газета. 2004. N 290. 30 декабря.)

Нормативный правовой акт, имеющий межведомственный характер — это «акты, содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт» <*>.
———————————
<*> Решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 ноября 2004 г. Дело N 7448/04 // Российская газета. 2004. N 290. 30 декабря.

Нормы права — результат отражения социальной деятельности. Они возникают как продукт осознания потребности ее правового опосредования, необходимости регулирования правом общественных отношений. Правовая норма обладает определенной сущностью, имеет свое содержание и форму, занимает самостоятельное место в правовой системе. В правовой норме следует выделять логическое, социально-юридическое и волевое содержание.
Нормы материального права регулируют содержательную сторону реальных правовых отношений. Служат мерой юридических прав и обязанностей их участников (например: каждый имеет право на жилище; каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи).
Нормы процессуального права предназначены регулировать деятельность органов государства и должностных лиц, уполномоченных осуществлять защиту прав и законных интересов участников конкретных правовых отношений.
Общая теория права. Общая теория права как наука изначально и окончательно сформировалась в России в трудах Гамбарова, Гессена, Коркунова, Шершеневича и др.
Русские авторы в своих исследованиях опирались на произведения немецких юристов, философов, социологов, политологов: Гегеля, Глюка, Майера, Шеллинга, Канта и др. — создавая стройную систему общетеоретических знаний о государстве и праве применительно к условиям российской общественной жизни. Многие теоретические выводы представителей русской дореволюционной юридической мысли актуальны и по сей день.
Общая теория права ставит своей задачей изучение права как родового явления, т.е. наиболее общих родовых признаков, свойственных всем правовым явлениям: праву государственному, гражданскому, уголовному и всем другим отраслям права.
Главную задачу общей теории права Сорокин формулирует следующим образом: определить правовое явление; описать его основные признаки; классифицировать виды права; закономерности происхождения и развития права; исследовать основные законы; изучить основные общественные функции права и его социальную роль.
Общественный порядок представляет собой порядок в общественной жизни, который складывается в результате повсеместного соблюдения государственными органами, хозяйственными и общественными организациями, должностными лицами и гражданами всех социальных норм, принятых в обществе.
Олигархия — разновидность государственного режима, при котором реальная политическая власть, достигнутая недемократическими способами, принадлежит узкой группе лиц, не отражающей интересы населения (правление богатых семей).
Орган государства — это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое.
Отрасль права — эта систематизированная совокупность основных норм, образующих самостоятельную часть системы права, которые регулируют качественно своеобразный вид общественных отношений своим специфическим методом. Критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.
Официальный государственный документ — нормативный правовой акт определенного вида, имеющий обязательные атрибуты: вид; название; наименование органа государственной власти или должностного лица, принявшего (издавшего) его; дата издания (принятия) и т.д.
Политика — реализуемая через конкретные действия в отношениях с населением и на международной арене сущность государства. В зависимости от степени развитости гражданского общества его институты также могут осуществлять определенную политику по отношению к государству.
Политика — многообразное и универсальное явление. В ней концентрируются все основные стороны общественной жизни: экономическая, социальная, духовная, национальная, религиозная.
Политическая деятельность — это разновидность социальной деятельности, связанной с борьбой за интересы больших социальных групп (классы, нации, народы, иные социальные общности).
Политическая партия представляет собой один из видов общественных объединений граждан, создаваемых на добровольных началах в целях участия в политической жизни общества (участие в выборах, представление интересов в органах государственной власти и органах местного самоуправления) посредством формирования и выражения политической воли граждан.
Политический режим — это совокупность применения определенных форм и методов, используемых властными структурами (должностные лица и органы власти) в процессе реализации своих полномочий по управлению делами государства.
Политология права. Утверждение В.И. Ленина о том, что «закон есть мера политическая, есть политика», в ближайшей исторической перспективе вряд ли можно опровергнуть. Такой вывод основывается на том, что современное государство проводит свою политику в различных областях общественной жизни в основном через систему правовых норм.
Политическая система общества — представленные в едином целостном (системном) комплексе государство и негосударственные структуры, участвующие в политической жизни страны и осуществлении государственной власти.
Право — нормативное (волевое) закрепление потребностей и интересов граждан, общества и государства в упорядочении соответствующим образом частных и публичных интересов субъектов права.
Право — это правила поведения, издаваемые государством и имеющие общеобязательный, официальный характер.
Право — это совокупность норм, объединенных органами государственной власти и представляющих собой системную совокупность нормативных правовых актов.
Право — это возведенная в закон воля господствующего класса (В.И. Ленин).
Право естественное — это право, которое принадлежит человеку от рождения (право на: жизнь; достойные условия жизни; безопасную экологию и так далее).
Правонарушение — это виновное, противоправное деяние вменяемого лица, причиняющего вред другим лицам и обществу, влекущее юридическую ответственность.
Правопорядок — система стабильных правовых связей и отношений, существующих в государстве между субъектами права, которые обеспечивают их потребности, интересы и цели, а также способствующие гармонизации общественного развития.
Право позитивное — это та часть социальных норм, которая выражена в официальных документах, исходящих от государства и гарантированных государством. Позитивное право не отрицает естественного права с точки зрения современной науки. Наблюдается определенная взаимосвязь между ними.
Правовая норма — установленное легитимным способом государством (государственными структурами или должностными лицами) правило поведения, имеющее официальный характер и установленную структуру (гипотеза, диспозиция, санкция).
Правовой идеализм представляет собой переоценку возможностей правовых средств в процессе достижения искомых общественных отношений.
Правовые средства представляют собой совокупность правовых явлений, которые выражаются в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей (А.В. Малько).
Правоотношение в узком смысле является совокупностью персональных прав и обязанностей, возникших на основе норм права. Под правоотношением в широком смысле понимается общественное отношение, урегулированное правом (трудовое, гражданское, административное).
Правопорядок — это порядок в общественной жизни, который создается в результате строгого и неуклонного соблюдения норм права всеми государственными органами, общественными и хозяйственными организациями, должностными лицами и гражданами. Он представляет собой результат действия правовых норм, их неуклонного соблюдения.
Правосознание — это совокупность идей, представлений, чувств, переживаний, выражающих отношение людей к правовым явлениям общественной жизни (законам, законности, правомерному и неправомерному поведению, правам, обязанностям, правосудию).
Правосудие представляет собой один из видов государственной деятельности, осуществляемой только судами по поводу рассмотрения и разрешения конфликтных ситуаций, связанных с действительным или предполагаемым нарушением нормативных правовых актов.
Правотворчество — это вид государственной деятельности, завершающий процесс формирования и означающий возведение народной воли в закон.
Предмет правового регулирования выступает основным критерием деления права на отрасли. Он представляет собой качественно определенный вид общественных отношений, на который направлено воздействие данной отрасли права (например, сфера управленческих отношений в административном праве).
Преюдиция, т.е. юридическое предрешение наличия и истинности определенных фактов. Если юрисдикционный орган уже установил определенные факты, т.е. уже проверил и оценил их в установленном порядке, то они признаются преюдициальными — такими, которые при новом рассмотрении дела считаются установленными, истинными, не требующими новой проверки и оценки.
Подзаконный нормативный правовой акт — это документ, издаваемый в соответствии с законом и ему не противоречащий, содержащий нормы права, конкретизирующие, детализирующие и организационно обеспечивающие действие закона. Он является понятием собирательным и представляет собой иерархию актов, начиная от высших представительных органов, Президента, Правительства и заканчивая актами местных органов власти и управления. В федеративном государстве различают подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации.
Подотрасль права — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения определенного вида, которые составляют часть предмета правового регулирования отрасли права. Иными словами, это группа родственных институтов права в составе определенной отрасли права. Например, авторское и патентное право в гражданском праве. Внутри отраслей имеются правовые институты.
Правонарушение — это виновное, противоправное деяние вменяемого лица, причиняющего вред другим лицам и обществу, влекущее юридическую ответственность.
Правопорядок — система стабильных правовых связей и отношений, существующих в государстве между субъектами права, которые обеспечивают их потребности, интересы и цели, а также способствующие гармонизации общественного развития.
Правовая культура — это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, положительно влияющее на общественное развитие и поддержание самих условий существования государства и общества.
Правовая льгота — предоставляемая государством совокупность предусмотренных законодательством дополнительных мер, направленных на облегчение положения субъектов права, позволяющие ему полнее удовлетворять свои интересы. Выражается в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ) или в освобождении от обязанностей конкретного вида.
Правовая семья — это совокупность национальных правовых систем, обладающих определенной общностью характерных признаков и отличительных особенностей, проявляющихся как в порядке их формирования, так и в процессе регулирующего воздействия на общественные отношения.
Правовая система — совокупность внутренне согласованных, логически взаимосвязанных и обладающих различной юридической силой правовых актов государства.
Правовое воспитание — это процесс целеустремленного и систематического воздействия на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемый для достижения необходимого уровня правовых знаний, выработки глубокого уважения к закону и привычки точного соблюдения его требований на основе личного убеждения. Оно способствует укреплению законности и правопорядка в обществе.
Правовое наказание — форма и мера юридического осуждения (порицания) со стороны государства виновного, противоправного поведения субъекта права, выражающееся в применении ограничительных или запретительных мер воздействия.
Правовое ограничение — выраженные в гипотезах или диспозициях правовых норм соответственно обстоятельства сдерживающего характера или юридические обязанности, которые направлены на предотвращение неблагоприятных последствий от возможных противоправных деяний субъектов права.
Правовое поощрение — форма и способ юридической оценки со стороны государства деяния субъекта права, в результате которого для общества, государства и общественных отношений наступают благоприятные последствия.
Правовой акт — принятый органами государственной власти в рамках имеющихся полномочий юридически обязательный для исполнения документ (решение), содержащий правовые нормы.
Правовой институт — это группа норм права, которые регулируют близкие по своему характеру и содержанию общественные отношения, отличающиеся существенными особенностями.
Правовой стимул — это применяемое государством правовое побуждение к поощрению общественно полезного и законопослушного поведения субъектов права с целью укрепления правопорядка в государстве и общественного порядка в обществе.
Правоприменительный акт — это официальное предписание (веление), представляющее собой решение по юридическому делу на основе норм права в отношении конкретных обстоятельств и персонально определенного круга лиц.
Право естественное, т.е. правила поведения, вытекающие из свободной воли как естественного состояния человека и призванные служить мерилом и руководством для положительного законодательства, образцом его усовершенствования.
Право позитивное, т.е. правила поведения, определяемые государством и облекаемые в определенную форму.
Презумпция (от лат. praesumptio) в области доказательств и доказывания — это предположения о фактах. Определяющее значение при доказывании по уголовным делам и делам об административных правонарушениях имеет презумпция невиновности, т.е. предположение о невиновности лица, даже тогда, когда против него говорит множество фактов. Лицо должно признаваться невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном законом, и установлена приговором суда.
Высказываются мнения о необходимости введения презумпции финансовой виновности в отношении лиц, живущих явно не по декларируемым доходам. Они обязаны доказывать официальный характер и законность своих доходов.
Понятие презумпции применяется в различных сферах общественной жизни. В области медицины — презумпция согласия (или несогласия) и презумпция донорства (разрешение родственников на трансплантацию органов погибшего).
Применение норм права — это деятельность властных органов, состоящая в реализации правовых предписаний в отношении конкретных жизненных обстоятельств и индивидуально определенных субъектов.
Протекторат — разновидность международного договора, в рамках которого одно государство на добровольной основе берет на себя обязательство покровительствовать другому, более слабому (в экономическом, военном, политическом и ином смыслах). Это может выражаться следующим способом: в осуществлении представительства его интересов во внешних делах; оказание экономической и иной помощи на безвозмездной основе; обеспечение военными средствами защиты его суверенитета. В настоящее время о протекторате следует говорить в прошедшем времени.
Правовой обычай — санкционированное государством правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве обязательного. Виды правовых обычаев: прогрессивные, консервативные, реакционные (например, принципы талилона). Принято считать, что действие обычного права начинается там, где молчит закон.
Правовые символы — представляют собой закрепленные законодательством условные образы, используемые для выражения определенного юридического содержания. Они предназначены воздействовать на эмоции и чувства людей. Формировать у них уважение и гордость к государству и его институтам власти с целью законопослушного поведения. Правовые символы всегда предназначены наиболее полно отражать проводимую государственную идеологию (символы государства, присяга при вступлении в должность, вставание присутствующих в зале судебного заседания при появлении состава суда и т.д.).
Правомерное поведение — это поведение, соответствующее праву, т.е. юридическим правам и обязанностям, определяемым и формулируемым государством в императивном порядке.
Правотворчество — это вид государственной деятельности в лице уполномоченных органов государственной власти или должностных лиц, имеющей своей направленностью подготовку, издание и совершенствование нормативных правовых актов. Оно осуществляется в следующих формах:
А. Непосредственное правотворчество осуществляется в результате всенародного волеизъявления, проводимого в форме референдумов по выносимым на обсуждение вопросам в соответствии с действующим в стране законодательством.
Б. Государственное правотворчество выражается в определенном законом порядке установлении, изменении или отмене норм права.
Пробелы в праве — случаи, когда определенные общественные отношения, находящиеся в сфере правового регулирования, оказываются по каким-то причинам не урегулированными нормами права. Причинами пробелов в праве являются: отставание законодательства от жизни; недостаточное качество нормативных правовых актов. Иногда законодатель сознательно допускает возможность применения аналогии закона.
Процессуальное право — совокупность правовых норм, определяющих процедуру применения материального права (рассмотрение и разрешение уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дела об административных правонарушениях и дела, рассматриваемые в порядке конституционного судопроизводства).
Публичное право — часть национальной системы права, нормы которой предназначены регламентировать те сферы общественных отношений, которые предназначены защищать интересы государства и общества. Реализация положений публичного права осуществляется в процессе государственно-властной деятельности. Предметом публичного права является сфера публичных интересов. Для публично-правовых отношений характерно неравноправие сторон. Это определяется тем, что государство непосредственно или через свои структуры выступает в качестве носителя властных (публичных) полномочий, применяемых с целью обеспечения интересов всего общества или отдельных его социальных слоев.
Реализация норм права — это воплощение их предписаний в реальное поведение субъектов права. В то же время реализация права имеет две стороны. Во-первых, это следование праву со стороны государства, его органов и должностных лиц. Во-вторых, — осуществление права в поступках граждан, должностных лиц, органов государства.
Революция — резкое и быстрое изменение существенных признаков государственно-правовой системы с целью укрепления и формирования другой общественно-экономической формации. Ядром революции является акт, как правило, насильственного овладения государственной властью.
Реквизиция (от лат. reguisitio — требование) — предусмотренное законом право государства на изъятие имущества у собственника в государственных или общественных интересах с выплатой ему стоимости имущества или возвращения в натуральном виде (нужды обороны, ликвидация ущерба от разрушительных последствий наступления чрезвычайных ситуаций различного вида и т.д.).
Референдум (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено) — обращение определенного круга органов государственной власти или должностных лиц с соблюдением процедуры организации к мнению населения с целью принятия окончательного решения по конституционным, законодательным, внутриполитическим или внешнеполитическим вопросам.
Система государственного управления — совокупность взаимодействующих субъектов (государственных органов) государственного управления и управляемых объектов, подвергаемых государственно властному управляющему воздействию.
Система права — ее внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в стране правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные структурные элементы. (Правовая норма — институт права — подотрасль права — отрасль права.)
Систематизация законодательства — упорядочение, приведение действующих нормативных актов в единую, согласованную, целостную систему.
Социальное государство — государство, реализующее на практике политику, направленную на обеспечение благосостояния и развитие реальных возможностей реализации гражданами конституционных прав и свобод.
Статус — правовое положение (гражданина, юридического лица, субъекта права).
Статья — структурно обособленная часть нормативного правового акта. Структурная обособленность выражается тем, что в кодифицированных нормативных правовых актах статья имеет заглавие или порядковый номер. С понятием статьи можно отождествлять понятие «пункта», «параграфа». Статья является формой отдельных норм права, организацией текста отдельных норм права, следовательно, самое первое соотношение статьи и нормы, как формы и содержания. Соотношение между статьей и нормой во многом зависит от того, что перед нами — логическая норма или норма-предписание. Если это — норма-предписание, то она полностью содержится в статье. В одной статье может содержаться две или более нормы-предписания.
Субъект права — физическое или юридическое лицо, наделенное по закону способностью иметь права и принимать на себя юридические обязанности.
Суверенитет — верховенство, независимость и самостоятельность действий государства в рамках вопросов реализации своей внутренней и внешней политики.
Судебная власть — ветвь (подсистема) государственной власти, основным предназначением которой является осуществление правосудия в установленной законом процессуальной форме на основе единых принципов (равенство всех перед законом, презумпция невиновности, национальный язык судопроизводства, независимость судей и подчинение их только требованиям закона и т.д.).
Судебная система государства — это совокупность действующих в государстве судов различных видов, создание которых предусматривается законодательством страны. Каждый из них наделяется конкретными полномочиями, позволяющими на основе единообразных принципов осуществления правосудия разрешать конфликтные ситуации. Она включает в себя следующие понятия:
1. Звено судебной системы — это совокупность судов с одинаковыми структурой и характером полномочий.
2. Суд первой инстанции — это суд, который принимает к своему производству ранее не рассматриваемые в других судах дела и выносит по ним: приговор — по уголовному делу; решение — по гражданскому делу; постановление — по делу об административном правонарушении.
3. Суды второй (апелляционной и кассационной) инстанции — это суды, уполномоченные проверять обоснованность не вступивших в законную силу решений (приговоров) судов первой инстанции.
4. Надзорная инстанция — это суды, уполномоченные пересматривать вступившие в законную силу решения (приговоры) на основании принесенного должностными лицами протеста или в порядке судебного контроля. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста надзорных жалоб. В 1998 г. их было 53 тыс., а в 2000 г. — уже 74 тыс.
5. Вышестоящие суды — это суды, рассматривающие дела в апелляционном или кассационном порядке, а также в порядке надзора — по отношению к судам, ранее принявшим эти решения.
Судебный прецедент — судебное решение, вынесенное по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное юридическое значение. В истории «общего права» выделяются три этапа: формирование «общего права», дополнение его «правом справедливости» и толкованием статусов. Общее право, как и римское право, развивалось, руководствуясь принципом: «право там, где есть и защита». В СССР считалось, что задача судов состоит не в создании, а в применении норм действующего права.
Теория — форма научного знания, позволяющая характеризовать логически завершенное, систематизированное и обоснованное отображение исследуемых проблем. Основным критерием истинности теоретических положений всегда является практика.
Теория государства и права как учебная дисциплина призвана обеспечить усвоение студентами основ общетеоретических знаний, их методологических и политико-юридических начал, важнейших правовых понятий; ознакомить с особыми терминами и специфическим языком юридической науки; подготовить студента к усвоению им специальных дисциплин — конституционного, административного, гражданского и других отраслей права; сформировать у студентов научное юридическое мировоззрение, общеправовую ориентировку, правовую культуру, а также способность принимать компетентные решения в профессиональной деятельности.
Наиболее распространенными теориями государства являются следующие:
1. Ирригационная теория. Ее представителем является современный немецкий ученый К. Виттфогель. Возникновение государства он связывает с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях.
2. Историко-материалистическая теория. Она характеризуется двумя аспектами. Первое — государство возникает как продукт непримиримости, классовой борьбы, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второе — в результате экономического развития усложняется само общество, его производительная и распределительная сфера. Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.
3. Органическая теория. Эта теория возникла в XIX в. Ее представителями были Г. Спенсер, Вормс, Прейс. В соответствии с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира — от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора в единый организм — государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом. Низшие классы обеспечивают его жизнедеятельность.
4. Патриархальная теория. Возникла в древности. Ее основателем был Аристотель, однако подобные идеи высказывались и Г. Мэмом, Д. Мердоком, Н. Михайловским. Смысл этой теории в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава семьи становится главой государства — монархом. Его власть, таким образом, — это продолжение власти отца.
5. Психологическая теория. Представителями этой теории, возникшей в XIX в., были Г. Тард, Л.И. Петражицкий. Они объясняли появление государства и права через свойства человеческой психики, т.е. потребностью подчиняться и быть зависимыми от элиты.
6. Теория насилия. Возникла в XIX в., ее представителями были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера, т.е. завоеванием одним племенем другого. В этой связи для подавления порабощенного племени создается государство и принимаются законы. Марксистско-ленинское учение к этой теории относилось избирательно.
7. Теологическая теория. Эта теория происхождения государства и права была одной из первых, которая объясняла возникновение государства и права в результате божественной воли. Ее представителями были Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть. Вопрос об истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это в конечном счете вопрос веры.
8. Теория общественного договора. Эта теория была сформулирована в работах Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева. Согласно этой теории в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других людей, нарушается порядок, возникает насилие. Для обеспечения нормальной жизни люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав.
«Теория ограниченного суверенитета» — право международного сообщества на применение к отдельным странам мер принудительного воздействия. Наиболее часто, начиная со второй половины XX в., прослеживается устойчивая тенденция по ее реализации на практике. Роль субъекта ее реализации на законных основаниях в рамках норм международного права принадлежит международным организациям в лице их специализированных структур. Иногда в обход необходимости соблюдения предусматриваемых в таких случаях обязательных процедур такое право присваивают себе с одинаковым «успехом» сверхдержавы. Например, именно так действовали США во Вьетнаме (60-е годы XX столетия) и в Ираке (2003 — 2005 гг.); СССР в Афганистане (80-е годы XX столетия).
Тимократия — это (по классификации Платона) тип политического режима, предполагающего «господство благородных воинов». Если «наилучшее государство» представляет собой идеал демократического политического режима и предполагает стабильность в общественных отношениях, то тимократия отличается нестабильностью.
Типология — один из научных методов познания действительности, посредством которого осуществляется аналитическая процедура расчленения целостных объектов (систем) на конкретные типы (классы), исходя из определенных признаков (критериев).
Тип (исторический тип) государства и права — это целостная совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовым и политическим, организованным в государство системам единой общественно-экономической формации или (и) конкретному этапу (периоду) в развитии определенного общества.
Тирания — способ осуществления власти, установленной (как правило) насильственным путем и основанный на единоличном правлении.
Толкование норм права — во-первых, это процесс уяснения смысла правовой нормы, а именно того содержания, которое вложил в него законодатель, его воли, во-вторых, результат этого уяснения (интерпретация).
Уния — союз, соединение или объединение государств. К этой форме сотрудничества государств относятся федерации, конфедерации и объединения монархических государств в форме личной или реальной уний.
1. Личная уния — возникает при непреднамеренном совпадении независимых друг от друга прав на корону в нескольких государствах, наступающих в результате различных порядков вступления в престолонаследие. Она может продолжаться до тех пор, пока эти правомочия персонифицированы в одном лице. Политическое значение такого союза оказывает влияние на все стороны объединяемых государств.
2. Реальная уния — форма соглашения между государствами, в результате которого предусматривается общий монарх. В то же время государства остаются быть независимыми, без ущерба степени своего суверенитета; отсутствует общая территория; нет единого подданства; продолжает оставаться раздельным государственный бюджет; система законодательства остается различной (с учетом необходимых модификационных процессов, отражающих сущность состоявшегося союза). Они прекращают свое действие при переходе власти, изменении интересов, расстановки внутриполитических сил или международной обстановки (унии между Норвегией и Швецией в 1815 г., Австро-Венгерский союз).
Фактические обстоятельства — это жизненные факты, явления действительности, образующие фактическую основу применения права. Установление фактических обстоятельств дела осуществляется с помощью доказательств.
Федерализм — способ распределения властных полномочий (определение предметов ведения) по вертикали между федеральным центром и его субъектами на основе конституции, договоров или соглашений (общих или индивидуальных).
Федеральное вмешательство — это абсолютное право государства на порядок применения предусмотренных разработанным заблаговременно федеральным законодательством способов воздействия системного характера (правовых, военных, политических, экономических, организационных, идеологических и других) на субъекты федерации (их властные структуры, территорию, экономику, право и т.д.) с целью восстановления конституционных основ государства, прав и законных интересов личности. Они должны быть временными; адекватными характеру реальных угроз и предусматривать возможность осуществления контроля за законностью действий со стороны законодательной и судебной ветвей государственной власти.
Федеральное вмешательство в зависимости от оснований его осуществления и преследуемых целей предполагает, по крайней мере, три основных варианта действий, два из которых предусматривают применение полярных методов:
А. Конфронтационный — преодоление острых противоречий, возникших между федеральным центром и отдельными регионами. Этот вариант является наиболее жестким. Он предполагает использование федеральным центром силовых средств воздействия в установленном федеральным законом порядке. Применяется с соблюдением последовательности мер предупредительно-процедурного характера, к которым следует отнести: рассмотрение ситуации в Федеральном Собрании Российской Федерации; при необходимости обращение в Конституционный Суд Российской Федерации; издание Указа Президента Российской Федерации соответствующего содержания.
Б. Консолидированный — помощь федерального центра в преодолении реальной угрозы наступления чрезвычайной ситуации или ликвидации ее последствий в отдельных регионах.
В. Выполнение роли социального арбитра или третейского судьи — подобные методы государство должно применять непосредственно или через государственные структуры в случае возникновения разногласий между ветвями власти в субъектах Российской Федерации или между отдельными субъектами Российской Федерации.
Федерация — государство со сложной системой территориального устройства, отражающей компактность проживания отдельных национальностей, культурную автономию, исторически сложившуюся автономность экономических отношений и образованную на основе соблюдения принципов федерализма.
Философия права является методологической базой юриспруденции. Общая философия и философия права соотносятся как целое и часть. Как составная часть философии философия права не отличается от целого ни по своим функциям, ни по своим методам. По отношению к юридическим наукам философия права решает те же общенаучные проблемы, что и философия в отношении всех отраслей человеческого знания. Общетеоретическая задача философии права, как считают многие ученые и практики, состоит в исследовании глобальных государственно-правовых категорий, которые лежат в основе всех юридических наук. При этом считается, что основой и высшей научной категорией юриспруденции является «право», которое составляет явление «общественной», а затем «государственной» жизни общества. Поэтому его научное понятие может выясниться только на фоне «государства», которое, в свою очередь, предполагает понятие об «обществе».
Форма государства — организация и устройство государственной власти, которая находится в неразрывной связи с сущностью и содержанием государства.
Форма государственного правления — это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.
Формы территориального устройства представляют собой административно-территориальное и национальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государства.
Формы государственного режима — совокупность способов и методов осуществления политической власти государством.
Формационный подход выражает марксистское отношение к вопросу о типе государства. С точки зрения марксизма, под историческим типом государства и права понимаются взятые в единстве наиболее типичные их черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису.
Форма права — объективированное закрепление и проявление содержания права в различных актах органов государственной власти (в том числе решениях судов, договорах, официальных комментариях), а также в обычаях, международных решениях и иных источниках.
Функции государства — основные направления его деятельности по управлению обществом, отражающие его цели и социальное назначение. Функции государства — категория объективная. Их конкретная реализация воплощается в жизнь с учетом политических компромиссов. Здесь проявляется субъективный (человеческий) фактор определения функций государства и его деятельности (функционирования).
Частное право — часть системы действующего права, которая обеспечивает интерес отдельной личности, коллективов людей, регулирует отношения граждан, их объединений, предприятий, фирм и иных хозяйственных подразделений и основана на договоре между равноправными субъектами (гражданское, семейное, трудовое и иные отрасли права). Впервые идея разделения права на частное и публичное была сформулирована и предложена в древнеримском рабовладельческом обществе юристом Ульпианом в связи с развитием товарных отношений. В СССР считалось, что в «условиях социалистического общества нет противоположности между общественными и личными интересами и нет поэтому оснований для деления права на публичное и частное» <*>.
———————————
<*> Юридический энциклопедический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева. М.: Советская энциклопедия, 1984. С. 407.

Чрезвычайное законодательство Российской Федерации представляет собой совокупность нормативных правовых актов различной юридической силы, обладающих внутренним организационным единством и системным характером, являющееся составной частью системы действующего законодательства государства, основывающееся на соответствии нормам международного права, вступающее в юридическую силу на определенный срок при наступлении чрезвычайных ситуаций мирного или военного времени и предусматривающее возможность ограничения конституционных прав и свобод определенного вида субъектов права.
Эволюция — постепенное, преимущественно ненасильственное изменение существенных признаков государственно-правовой системы с той же, что при революции, целью.
Эффективность правового регулирования — это соотношение между достигнутым результатом правового воздействия на общественные отношения и предполагаемой целью.
Юридическая герменевтика (толкование) — наука и искусство толкования юридических терминов и понятий. Это своего рода вершина юридического мастерства, кульминационный пункт юридической деятельности.
Юридическая констатация, т.е. в признании существования определенных фактов, их правомерности или неправомерности. В том числе в признании того или иного права за данным лицом, или, напротив, в констатации по данному событию факта правонарушения.
Юридическая наука. В СССР идентифицировалась с правоведением и юриспруденцией и понималась как «общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, правовые формы организации и деятельности государства и политической системы общества в целом» <*>.
———————————
<*> Юридический энциклопедический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева. М.: Советская энциклопедия, 1984. С. 412 — 413.

Юридическая техника — совокупность правил, средств и приемов формулирования, вынесения и обработки индивидуальных правовых актов.
Юридическая консультация — коллектив адвокатов, создаваемый президиумом коллегии адвокатов (и ему подотчетный) для организации работы по оказанию юридической помощи населению. Организацию ее работы осуществляет заведующий, к полномочиям которого отнесены вопросы: заключения соглашений об оказании юридической помощи; заключение договоров на юридическое обслуживание деятельности предприятий и организаций; распределение нагрузки среди адвокатов; установление в соответствии с действующими инструкциями размера оплаты труда адвокатов и т.п.
Юридическая конструкция — это способ построения структуры нормативного правового материала с учетом специфики связей между его элементами, которые предназначены задавать нужную направленность воздействия на определенный вид общественных отношений с целью придания им упорядочивающего и общеобязательного характера.
Юридическая ответственность — это обязанность правонарушителя нести наказание, претерпевать санкции, предусмотренные правовыми нормами и применяемые компетентными органами за совершение им противоправного деяния.
Юридическая презумпция — обоснованное предположение, на основании которого возникает, изменяется или прекращает свое действие правоотношение и которое в процессе самого правоотношения либо доказывается, либо опровергается (презумпция невиновности или презумпция виновности).
Юридическая (правовая) фикция — заведомо ложное, неистинное утверждение, которому законодатель придает значимость юридического факта (усыновление ребенка лицом, не являющимся родителем; признание сделки фиктивной; признание нормативного акта юридически ничтожным). Несуществующее положение, признанное законодательством существующим, а значит, и общеобязательным (в гражданском праве — это признание с соблюдением установленной процедуры гражданина безвестно отсутствующим или умершим; в уголовном праве — это признание в установленном законом порядке у ранее судимого лица отсутствия (снятия) судимости). Наличие в праве фикций позволяет внести в регулирование общественных отношений необходимую четкость, конкретность и определенность. Это один из методов регулирования общественных отношений, применяемый различными правовыми системами и отраслями права в национальных системах права.
В теории права выделяют два подхода к проблеме юридической фикции, наиболее ярко проявляющие себя в отношении понятия «юридическое лицо», рассматриваемое как субъект права:
1. Одним из основоположников теории фикции является германский юрист Савиньи (XIX в.). Он считал, что только человек может быть действительным субъектом права, обладая настоящей, а не мнимой дееспособностью. Поэтому юридическое лицо не может быть дееспособным, так как это лишь простая фикция.
2. В рамках теории реальности другой германский юрист Гирке (XIX в.) рассматривал юридическое лицо как реально существующий субъект права, необходимый для нормального функционирования государства, как союзная личность. Она существует независимо от государства как некая социальная реальность.
Юридические акты — это действия, направленные на достижение определенных юридических последствий (например, обращение гражданина с заявлением в милицию, прокуратуру или в суд за защитой своих субъективных прав). Особое место среди них занимают многочисленные акты — документы различных государственных органов и должностных лиц (например, судебные приговоры, решения, постановления, гражданские сделки, договоры и т.п.).
Юридические поступки — действия, которые независимо от намерения лица влекут возникновение юридических последствий. В определенных случаях для возникновения юридических последствий требуется не один юридический факт, а их совокупность, получившая название фактический состав.
Помимо наличия юридических фактов и фактических составов основанием для возникновения правоотношений является наличие обстоятельств, которые, не являясь фактами в общеупотребительном понимании, все-таки признаются законодателем таковыми (юридическая презумпция и юридическая фикция).
Юридические термины (от лат. terminus — предел, граница) — это слова или словосочетания, предназначенные для точного обозначения определенного правового понятия. Их принято делить на три группы:
1. Общеупотребительные термины — представляют собой обычно употребляемые в литературе слова. В юриспруденции без них нельзя в полном объеме выразить мысль и сделать законодательство доступным для общего понимания.
2. Специальные юридические термины предназначены отражать особенности субъектов права в процессе их юрисдикционной деятельности. Как правило, носят исторически длительный и устойчивый характер, наполняясь содержанием, соответствующим «духу» и потребностям времени (государство, истец, ответчик, договор, иск, правоспособность, дееспособность, преступление, правонарушение, юридическое лицо, алименты и т.д.).
3. Специальные неюридические термины заимствуются юриспруденцией из неюридических наук для формирования различных юридических конструкций (эпидемия, эпизоотия, чрезвычайная ситуация, кибернетика, перевозка, большой или малый каботаж и т.д.).
Юридическое обременение — налагать наказание, устанавливать обязанность совершить определенные действия в установленный срок, передавать имущество, уплатить сумму долга и др.



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.