Тема 6. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА

| Правовой портал "Правопорядок" | Тема 6. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА |
Тема 6. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА

Ведущаяся в мире более 100 лет с разной степенью интенсивности дискуссия о необходимости возложения на бизнес социальной ответственности перед обществом в Советском Союзе фактически была проигнорирована. В течение 75 лет существования СССР эта проблема в государстве отсутствовала в силу планового характера развития экономических отношений и отсутствия юридически признаваемого института частной собственности. Бизнес был неотделим от государства, а государство — от граждан. С началом неопределенности, предшествующей процессу перестройки и последующей реформы рыночных отношений еще лет 10 ушло на выработку общих подходов к решению этой проблемы.
Согласно ставшим классическим определению Еврокомиссии, корпоративная социальная ответственность является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении жизни общества и защите окружающей среды. Исторически эта идея появилась в результате активно развернувшегося в странах Европы и США еще в XIX в. профсоюзного движения и ставшей тогда же популярной благотворительности.

Конечно же, добровольное участие капитала в решении социальных вопросов определяется не его врожденным альтруизмом, а стремлением предотвратить возможные социальные конфликты в форме стачек и демонстраций. Они могли повлечь за собой причинение материального вреда собственникам. Второе направление добровольного пожертвования части капиталов также в целом отражало прагматическое желание предпринимателей приобрести более высокий общественный статус.
Поворотным моментом в отношениях между бизнесом и обществом стала Великая депрессия 30-х годов XX столетия. Например, ставший в 1932 г. президентом США Теодор Рузвельт создал Администрацию восстановления национальной промышленности для наблюдения за подготовкой «кодексов честной конкуренции». Они предусматривали возможность установления правительственного контроля за защитой общественных интересов и гарантию прав рабочих создавать собственные организации, а также участвовать в заключении коллективных договоров.
После окончания Второй мировой войны к общим стандартам трудовых отношений в США добавилась проблема повышения уровня жизни чернокожего населения. Ее решение государство в значительной степени переложило на работодателей. Аналогичные действия в это же время были осуществлены и во многих европейских государствах.
Социальная ответственность корпораций перед собственным персоналом в период времени между 50-ми и 70-ми годами XX столетия была отражена в социальном законодательстве государств и стала носить официальный характер. У работников появились законные основания и инструменты для отстаивания своих интересов и прав на получение от работодателей достойных условий для жизни. Этот процесс происходил на фоне множества крупных забастовок. Характер и объем уступок между сторонами был и остается предметом острых споров.
В 90-х годах XX столетия стала складываться практика официальной социальной отчетности бизнеса. Этому предшествовала широкомасштабная серия забастовок, прошедших в различных странах. Например, во Франции компании, в которых численность работающих превышала 300 человек, должны были регулярно представлять отчеты по работе с персоналом. В Германии подобные отчеты предлагалось предоставлять в государственные структуры на добровольной основе. В США Совет по экономическим приоритетам начал публично ранжировать компании по степени их участия в области социальной политики и защите окружающей среды. В Канаде их должны представлять все крупные банки.
В современной России государство еще не выработало системного и законодательно закрепленного подхода к социальной ответственности бизнеса. Пока этот процесс носит сугубо индивидуальный характер (фонд Потанина), или бизнесмены делают пожертвования по «инициативе» руководства страны. Примерно по такой схеме были созданы:
— Общероссийский национальный военный фонд (учредители фонда: Внешторгбанк, «Роснефть», «Транснефть», «Сургутнефтегаз», «Базовый элемент», «Вимм-Билль-Данн»;
— международная энергетическая премия «Глобальная энергия» («Газпром», РАО «ЕЭС России», НК «ЮКОС»);
— Фонд поддержки олимпийцев («Евразхолдинг», «Сибнефть», «Альфа-групп», ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз», ТНК-ВР, «Русал», АФК «Система», банкирский дом «Санкт-Петербург», НЛМК, «Интеррос» и др.).
В то же время В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации посчитал необходимым отметить, «что социальная ответственность должна быть основой деятельности и чиновников, и представителей бизнеса, и они обязаны помнить, что источником благополучия и процветания России является народ. Государство же обязано сделать так, чтобы это было не на словах, а на деле» <*>.
———————————
<*> Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2006. 11 мая.

В конце 90-х годов XX столетия необходимость и степень обязательного участия бизнеса в осуществлении социальной политики стали восприниматься нормами международного права. Это нашло выражение в разработке стандартов, служащих своего рода критериями корпоративной социальной отчетности. В зависимости от размера компании, особенностей ее бизнеса, используемых стандартов, а также наличия или отсутствия верификации подготовка социального отчета за год обходится ей от 100 тыс. до 1 млн. долл.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каким образом государство оказывает регулирующее воздействие на развитие рыночных отношений в современной России?
2. Способы применения государством средств по развитию экономики.
3. Основные черты национальных банковских систем.
4. Правовой статус стабилизационных фондов и структур, им подобных.
5. В чем заключаются особенности формирования экономических отношений в различных государствах?
6. Почему возникла необходимость смены стратегического курса экономических преобразований в России?
7. Какие экономические задачи необходимо решить в первую очередь на современном этапе развития России?
8. Особенности правового регулирования экономических отношений в современной России.
9. В чем выражается социальная ответственность современного бизнеса?

ЛИТЕРАТУРА

а) основная

Теория государства и права / Под ред. проф. А.М. Васильева. М.: Юридическая литература, 1977.
Лазарев В.В. Теория государства и права (актуальные проблемы). М., 1992.
Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1993.
Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1994.
Гранат Н.Л., Лазарев В.В. Теория права и государства: Учеб.-метод. пособие. М., 1993.
Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993.
Лившиц Р.З. Теория права: Учебник. М., 1994.
Основы государства и права: Учеб. пособие / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 1994.
Общая теория права и государства: Учебник. / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994.
Общая теория права: Учеб. пособие / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1994.
Теория государства и права / Под ред. А.Б. Венгерова. Ч. I. Теория государства. М., 1995.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. 2-е изд. М., 1995.
Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие для вузов. М.: ИКФ Омега-Л; Интерстиль, 2003.
Бельский К.С. Полицейское право: Лекционный курс. М.: Дело и Сервис, 2004.
Поляков В.А. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Курс лекций. СПб.: Издательский дом С.-Петербургского государственного университета, 2004.
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. 2-е изд., доп. М.: Омега-Л, 2004.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.
Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2005.
Конституция Российской Федерации.
Путин В. Россия на рубеже тысячелетия // Российская газета. 1999. 31 декабря.
Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2006. 11 мая.
Ельцин Б.Н. Об укреплении Российского государства // Российская газета. 1994. 25 февраля.
Доклад Генерального секретаря ООН (май 1994 г.) «Развитие и международное экономическое сотрудничество» // Государство и право. 1995. N 1.
Овчинников В. Осада вместо штурма // Российская газета. 1996. 28 февраля.
Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г. // Российская газета. 2001. 21 августа.
Медведев Р. Посрамление оракулов: Россия пошла в рост // Российская газета. 2000. 1 февраля.
Лойберг М.Я. История экономики. М.: ИНФРА-М, 1997.
Ядгаров Я.С. История экономических учений. М.: ИНФРА-М, 1997.

б) дополнительная

Устав Организации Объединенных Наций (вместе с Правилами процедуры Генеральной Ассамблеи) (принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 г.).
Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16 июня 1995 г.).
Кодекс международного частного права (Кодекс Бустаманте 1928 года) (принят в г. Гаване 20 февраля 1928 г.).
Статут международного суда (принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 г.).
Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) (вместе с Протоколом об Уставе Европейского инвестиционного банка и Протоколом об Уставе Суда Европейского экономического сообщества) (Договор и Протокол об Уставе Европейского инвестиционного банка подписаны в г. Риме 25 марта 1957 г.) (Протокол об Уставе Суда Европейского экономического сообщества подписан в г. Брюсселе 17 апреля 1957 г.).
Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15 октября 1985 г.).
Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (заключена в Оттаве 28 мая 1988 г.).
Заключительный документ Гаагской конференции по Европейской энергетической хартии (вместе с Европейской энергетической хартией) (подписан в г. Гааге 16 — 17 декабря 1991 г.).
Договор между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях (подписан в г. Москве 29 марта 1996 г.).
Договор о таможенном союзе и едином экономическом пространстве (подписан в г. Москве 26 февраля 1999 г.).
Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации «России надо быть сильной и конкурентоспособной» // Российская газета. 2002. 19 апреля.
Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 — 2005 гг.). Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. N 1163-р // Российская газета. 2003. 2 сентября.
Примаков Е. 2003-й — итоги, 2004-й — начало // Российская газета. 2004. 15 января.
Примаков Е. Россия в 2004 г.: взгляд в будущее // Российская газета. 2005. 15 января.
Примаков Е. Нам нужны стабильность и безопасность // Российская газета. 2006. 13 января.
Постановление Правительства Российской Федерации от 4 марта 2004 г. N 136 «Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов» // Российская газета. 2004. 10 марта.
Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 — 2005 гг.). Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. N 1163-р // Российская газета. 2003. 2 сентября.
Овчинников В. Проект «Надежда» (В Китае борьба с нищетой стала генератором роста) // Российская газета. 2004. 2 марта.
Барсенков А. Власть и общество в переходной России // Российская газета. 2004. 26 ноября.
Никонов В. Стратегия Путина // Российская газета. 2004. 22 декабря.
Время жить в России (из выступления Владимира Путина на Совете безопасности) // Российская газета. 2005. 18 марта.
Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2005. 26 апреля.
Куфаков А.В. Евразийский союз и формирование гражданского общества России // Международное публичное и частное право. 2005. N 2 (23). С. 46 — 50.
Федеральный закон от 5 июля 2005 г. N 84-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2005 год» // Российская газета. 2005. 21 июля.
Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Российская газета. 2005. 27 июля.
Федеральный закон от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» // Российская газета. 2006. 21 марта.
Указ Президента Российской Федерации от 22 июля 2005 г. N 855 «О Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами» // Российская газета. 2005. 27 июля.
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 г. N 530 «О Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами» // Российская газета. 2005. 24 августа.
Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. Материалы международной научно-практической конференции (Москва. 2003. 4 апреля). М.: Московский университет МВД России, 2003.
Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. А.Е. Чечетина. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2003.
Актуальные проблемы конституционного и административного права на современном этапе развития российской государственности // Материалы научно-практической конференции юридического факультета МГУ. 1998. 28 апреля.
Правовая реформа: Проблемы, коллизии, тенденции развития: Доклады и сообщения Международной научно-практической конференции (2004. 18 мая) / Под ред. А.В. Хорошилова, А.А. Романова, В.Н. Белоновского. М.: МЭСИ, 2004.
Развитие публичных и частноправовых институтов в современной России: Сборник статей по материалам V Международной научно-практической конференции (Москва. 2005. 26 мая) / Под ред. А.В. Хорошилова, П.Ю. Федорова, В.Н. Белоновского. М.: МЭСИ, 2005.
Право и закон в гражданском обществе и государстве: Доклады и сообщения VI Международной научно-практической конференции (Москва. 2006. 19 мая) / Под ред. А.В. Хорошилова, П.Ю. Федорова, В.Н. Белоновского. М.: МЭСИ, 2006.
Совершенствование механизма реализации права как основа экономического развития общества: Сборник материалов 2-й Международной конференции (Москва. 2006. 19 мая) // Факультет права МФПА.
Журавлев М.П., Журавлева Е.М. Ответственность за легализацию (отмывание) преступных доходов: Закон и судебная практика // Журнал российского права. 2004. N 3.
Ашмарина Е.М. Финансовая деятельность современного государства // Государство и право. 2004. N 3. С. 85 — 90.
Ашмарина Е.М. Современная финансовая система Российской Федерации // Государство и право. 2004. N 6. С. 95-98.
Ивлиева М.Ф. Категория «финансы» и «финансовая деятельность государства» в науке финансового права // Государство и право. 2004. N 7. С. 20 — 26.
Гейвандов Я.А. Юридическая ответственность кредитных организаций за нарушения федерального банковского законодательства // Государство и право. 2005. N 9. С. 44 — 52.
Тосунян Г.А. Правовое обеспечение национальных интересов России в банковской сфере // Журнал российского права. 2005. N 12.
Шемшученко Ю.С. Национальные интересы и экологическое право // Журнал российского права. 2005. N 12.
Челышев М.Ю. Межотраслевое правовое регулирование как средство обеспечения публичных интересов в экономической сфере // Журнал российского права. 2005. N 12.
Евсеев П.И. Некоторые вопросы развития бюджетного законодательства субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. N 10.
Евсеев П.И., Ялбулганов А.А. Проблемы правового регулирования полномочий субъектов РФ в сфере бюджетных отношений // Журнал российского права. 2005. N 2.
Собянин С.С. Правовое регулирование экономического развития субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. N 7.
Сорокин О.С. Гражданско-правовая ответственность банков по сделкам с документарными аккредитивами // Журнал российского права. 2005. N 1.
Кузнеченкова В.Е. Налоговый правотворческий процесс в системе юридических категорий // Журнал российского права. 2005. N 1.
Мусаткина А.А. Финансовая ответственность как вид юридической ответственности // Журнал российского права. 2005. N 10.
Доронина Н.Г. Право и международные экономические связи («круглый стол» в ИЗиСП) // Журнал российского права. 2005. N 2.
Беликова К. Общий рынок в Европе: Интеграция и дифференциация // Международное публичное и частное право. 2005. N 1.
Мамедов А.А. Современная гармонизация финансового законодательства в сфере страхования стран Европейского Союза // Международное публичное и частное право. 2005. N 1.
Слюсарь Н.Б., Кулматов Т.Ш. Эволюция организационно-правового механизма гармонизации законодательства государств — членов Евразийского экономического сообщества // Международное публичное и частное право. 2005. N 1.
Крючкова И.Н. Правовые последствия применения экономических санкций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций для исполнения частноправовых договоров международного характера // Международное публичное и частное право. 2005. N 5.
Аронова С.А. Международные нормы и стандарты поддержания уровня доходов и занятости населения // Международное публичное и частное право. 2005. N 6.
Кобзарь Д.А. Компетенция Банка России как элемент его конституционно-правового статуса: Скрытый конфликт // Банковское право. 2005. N 5.
Заикин А.О. Консолидация банковского капитала: Мировой опыт и создание необходимых финансово-правовых условий в России // Банковское право. 2005. N 5.
Сафрай М.А. Понятие ценной бумаги по законодательству Соединенных Штатов Америки // Банковское право. 2005. N 5.
Сатарова Н.А. Банковский надзор в системе государственного финансового контроля // Банковское право. 2005. N 5.
Кудряшова Е.В. Правовые аспекты присутствия государства в сфере банкротства кредитных организаций // Банковское право. 2005. N 5.
Где в России жить хорошо (Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации) // Российская газета. 2006. 24 марта.
Караганов С. Россия — США: Обратно к мирному сосуществованию? // Российская газета. 2006. 24 марта.