Тема 5. ПОМИЛОВАНИЕ КАК АКТ МИЛОСЕРДИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЙ СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА

| Правовой портал "Правопорядок" | Тема 5. ПОМИЛОВАНИЕ КАК АКТ МИЛОСЕРДИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЙ СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА |
Тема 5. ПОМИЛОВАНИЕ КАК АКТ МИЛОСЕРДИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЙ СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА

Институт помилования есть практически во всех странах — с демократическими и с тоталитарными политическими режимами. Традиция помилования восходит ко временам Древнего Рима. Глава коллегии весталок (жриц богини Весты) своим решением имела право освобождать от смерти преступников, если они встречались с нею на пути к месту казни. В последующем правом помилования стали обладать «первые лица» государства. В США этим правом наделены и губернаторы штатов.
В СССР подобный институт был создан при Председателе Президиума Верховного Совета СССР, который юридически считался высшим должностным лицом государства. Фактически всей полнотой власти обладал Генеральный секретарь ЦК КПСС. В разные годы эту должность занимали И.В. Сталин (27 лет), Н.С. Хрущев (около 10 лет), Л.И. Брежнев (более 17 лет), Ю.В. Андропов (менее двух лет), К.У. Черненко (более одного года), М.С. Горбачев (около пяти лет). Перед распадом СССР он был избран первым и одновременно последним Президентом СССР.
До 2002 г. при Президенте России действовала комиссия по вопросам помилования в количестве 13-ти человек, треть из которых были юристы. При комиссии работали 60 опытнейших юристов, которые решали подготовительные перед принятием решения вопросы на высшем профессиональном уровне. За исключением председателя (писатель А. Приставкин) все члены комиссии работали на общественных началах. Решения принимались с разницей мнений не менее чем в два голоса. Деятельность комиссии заключалась не в рассмотрении законности осуждения, а в поиске смягчающих вину обстоятельств.

В комиссию могли обращаться граждане, приговоренные к исключительной мере наказания — расстрелу, а также к различным срокам лишения свободы. По отношению к первым комиссия обладала следующими полномочиями — оставляет приговор в силе, заменяет его пожизненным заключением или длительным сроком лишения свободы. Ко вторым — возможность сокращения срока лишения свободы или применение условно-досрочного освобождения.
В Администрации Президента России создано Управление Администрации Президента РФ по вопросам помилования. Оно предназначено обеспечивать деятельность Комиссий по вопросам помилования, военнопленным, интернированным и пропавшим без вести при Президенте РФ. В частности, Управление:
— готовит материалы по ходатайствам о помиловании осужденных для рассмотрения их Президентом РФ;
— представляет председателю Комиссии по вопросам помилования подготовленные для рассмотрения Президентом РФ предложения по материалам о помиловании осужденных;
— осуществляет контроль за своевременным и правильным исполнением указов по вопросам помилования;
— обобщает и анализирует практику по вопросам помилования и готовит статистические данные по ним;
— анализирует работу органов местного самоуправления и правоохранительных органов, связанную с рассмотрением ходатайств о помиловании.
В мире наблюдается исторически сложившийся двойной подход к проблеме смертной казни: за ее сохранение («эмоциональный») и за ее отмену («рациональный»). Интересна по этому вопросу позиция, занимаемая Русской Православной Церковью. На Юбилейном Соборе 2000 г. она отказалась осудить смертную казнь, аргументируя свою позицию ссылкой на то, что смертная казнь признавалась еще Ветхим Заветом. Указаний на необходимость ее отмены нет ни в Священном писании Нового Завета, ни в предании и историческом наследии Православной Церкви <*>.
———————————
<*> Бородин С.В. Еще раз о смертной казни за убийство // Государство и право. 2001. N 4. С. 56 — 63.

В то же время по этой важной мирской проблеме тексты Корана и Библии говорят: «Жизнь дана Богом и Богом отбирается». Такой же точки зрения придерживаются и известные богословы. «Христос, которого казнили, нигде не высказывался против смертной казни. И потому у церкви нет на нее запрета» <*>.
———————————
<*> Черняк И. Свобода от греха (Митрополит Кирилл — об итогах X Всемирного народного Собора) // Российская газета. 2006. 21 апреля.

При вынесении приговоров о назначении смертной казни нельзя не исключать возможности судебной ошибки. Например, в США было официально признано, что за сто лет ошибочно на электрический стул было отправлено 25 человек, впоследствии признанных невиновными по вновь открывшимся обстоятельствам. В СССР такая статистика не обнародовалась, но подобные судебные ошибки также были допущены.
В ряде стран рост преступности и, в частности, умышленных убийств, привел к более широкому назначению смертной казни. За последние пять лет существования СССР советские суды вынесли около двух тысяч смертных приговоров. Распределенная по годам, эта статистика выглядит следующим образом: в 1985 г. к смертной казни было приговорено 267 человек (расстреляно — 228); в 1987 г. — 333 (расстреляно — 228); в 1990 г. осуждены 223 человека; в 1991 — 147; в 1992 — 159; в 1993 — 157; в 1994 — 160; в 1995 — 143 человека.
Абсолютное большинство из числа осужденных затем обратилось с просьбой о помиловании в Комиссию по вопросам помилования при Президенте РФ. Ею было рассмотрено: в 1992 г. — 56 дел (помиловано — 55); в 1993 г. — 153 (помиловано — 149); в 1994 г. — 137 (помиловано — 124); в 1995 г. — 56 (помиловано — 5). В первом полугодии 1996 г. было приведено в исполнение 53 смертных приговора.
Прежний Уголовный кодекс РСФСР содержал 22 состава преступлений, за которые предусматривалась возможность применения смертной казни. В ныне действующем УК РФ (введен в действие с 1 января 1997 г.) таких составов осталось пять. Указом Президента России от 16 мая 1996 г. было объявлено о поэтапном прекращении приведения в исполнение смертных приговоров. С 1996 г. по рекомендации Совета Европы в России действует мораторий на приведение в исполнение приговоров, предусматривающих смертную казнь. По состоянию на апрель 2006 г. Россия по-прежнему еще не ратифицировала соответствующий шестой протокол к Европейской конвенции по правам человека, запрещающий применение смертной казни в мирное время.
В июне 1999 г. Президент России помиловал всех осужденных к смертной казни, назначив им либо пожизненное лишение свободы, либо 25 лет лишения свободы. Средний возраст осужденных к пожизненному заключению составляет примерно 33 года. Из них 4% имеют высшее образование; 59% на момент совершения преступления не имели семьи; подавляющее большинство осужденных совершили два и более убийств. Чисто экономическая сторона этой проблемы выражается в том, что ежегодное содержание одного пожизненно заключенного составляет: в США — свыше 30 тыс. долл.; в России — около 3 тыс. евро.
В других государствах отношение к вопросу о помиловании строится следующим образом. Во Франции в течение года фиксируется 30-35 тыс. обращений о помиловании. Решения принимаются примерно по 500 из них. Это менее 2% от общего количества осужденных. В Португалии ежегодно с подобными ходатайствами обращаются в среднем 500 осужденных. Удовлетворяется не более 50 ходатайств. Будучи канцлером ФРГ, Гельмут Коль за пять лет помиловал 21 осужденного (это составило 0,03% от общего количества осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы). В Великобритании помилование почти не практикуется. В Японии оно предусмотрено законом, однако с начала 70-х годов XX столетия еще ни разу не применялось. Президент США Билл Клинтон за восемь лет пребывания в своей должности помиловал 395 человек при общей численности заключенных 1 млн. 700 тыс. человек (0,01%).
Динамика применения помилования в России начиная с 1992 г. свидетельствует о его росте в 4 раза: в 1992 г. было помиловано 2726 человек; в 1995 г. — 4988 человек; в 1999 г. — 7418 человек; в 2000 г. — 12843 человека (около 7%). Из общего числа помилованных в 2000 г. около 2 тыс. имеют третью и четвертую судимость; 2689 человек были осуждены за умышленное убийство; 1834 — за разбой; 18 — за похищение человека; 14 — за бандитизм; 709 — за грабеж <*>.
———————————
<*> Российская газета (специальный выпуск). 2002. N 78 (2946). 30 апреля.

Деятельность Комиссии по помилованию при Президенте России вызывала большие нарекания у общественности. Ее излишняя либеральность по отношению к осужденным объяснялась тем, что в состав комиссии входил не «срез» населения, а ее наиболее интеллектуальная часть, не всегда адекватно отражающая сущность объективной реальности. Немаловажным фактором являлась и большая нагрузка, выпадавшая на членов комиссии. За одно заседание прежняя комиссия по помилованию принимала решение по 250 осужденным. В конечном итоге это побудило Президента России принять ряд организационных и правовых мер в этой области.
Своим Указом Президент России в целях совершенствования механизма реализации своих конституционных полномочий по осуществлению помилования, обеспечения участия органов государственной власти субъектов Федерации и общественности в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием, принял решение об образовании в субъектах Федерации комиссий по вопросам помилования <*>. Их основными задачами являются:
———————————
<*> Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации».

— предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;
— подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти в нем), которые уполномочены утверждать состав комиссии (не менее 11 человек, обновляющейся на одну треть один раз в два года) и ее председателя;
— осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Федерации указов Президента РФ по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных;
— подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции и иных государственных органов, находящихся на территории субъекта Федерации, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.
Членами комиссий могут быть: граждане России (не менее 2/3 из числа общественности), осуществляющие свою деятельность на общественных началах; имеющие высшее образование и безупречную репутацию; пользующиеся уважением у граждан.
Решение комиссии считается правомочным, когда на заседании присутствует не менее половины ее членов. Решения принимаются простым большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании. При равенстве голосов голос председателя комиссии признается решающим.
Этим же Указом утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации. Оно распространяет свое действие на лиц, осужденных российскими и иностранными судами за совершение уголовных преступлений и отбывающих наказание на территории России; лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость.
В конце 90-х годов XX столетия законодательство 88 стран мира (из 191 государства — членов ООН) не предусматривало возможность применения смертной казни ни за какие виды преступлений. Количество осужденных в них на 100000 населения (таким образом, определяется уровень преступности в стране) составляет: в Исландии — 40 человек, в Нидерландах — 49, в Дании — 66, в Швеции — 69, в Германии — 80, во Франции — 74, в Испании — 90, в Англии и Уэльсе — 93 человека.
Для сравнения: в России уровень преступности составлял 558 осужденных (в середине 90-х); в 2001 г. — 810 (из них 17 человек — дети), а в царской России — 60. В США этот показатель составляет 519 человек. Видимо, и по этой причине в 38 штатах США применяют различные виды смертной казни (электрический стул, инъекции, смертельный газ).
В 42 странах смертная казнь законом предусматривалась, но приговоры не приводились в исполнение. В то же время 65 государств считали необходимым и справедливым сохранение в уголовном законодательстве смертной казни. В ряде из них смертные приговоры приводятся в исполнение в присутствии не только родных и близких пострадавших, но и на стадионах и в других общественных местах. В СССР подобная практика по вполне понятным причинам также имела место сразу после второй мировой войны по отношению к пособникам фашистов.
В США ежегодно регистрируется около 12 млн. правонарушений, а в России — около 3 млн. Однако это не свидетельствует об общем уровне преступности. Необходимо принимать во внимание различный подход к оценке учета и порядка регистрации заявлений о правонарушениях. В этой связи заслуживает внимания другая статистика. В США на 100 000 населения (2001 г.) совершалось 8 умышленных убийств, а в 2002 г. — 10.
В России, по данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2001 г. на сто тысяч населения совершалось 20 умышленных убийств, а в 2002 г. — 34. Это второй, после ЮАР, показатель в мире. Растет и общее количество ежегодных убийств. В середине 80-х годов в СССР в среднем погибало от рук преступников 10 тыс. человек. В 90-х годах — от 25 до 29 тыс. В 2003 г. число убитых составило уже около 40 тыс. человек. Большая часть этой статистики приходится на «криминальные войны» и «формирование новых рыночных отношений».
Из 10 зарегистрированных убийств в России раскрывается до 85%, а в США — 60%. Раскрываемость краж составляет: в России — 50%, в США — 20%, а в Израиле — 11% <*>.
———————————
<*> И судьи не безгрешны тоже // Российская газета. 2001. 27 февраля.

По состоянию на первое мая 2000 г. в ИТУ и следственных изоляторах России находилось 1058000 человек. Фактически эта численность являлась неизменной, но постепенно просматривается тенденция к ее снижению. В октябре 2001 г. она составила 970 тыс. человек. В 2002 г. — 968 тыс. осужденных. Чтобы их содержание могло соответствовать международным нормам (50 долларов в сутки), потребуется 220 млрд. долл. Для современной России эта цифра была и остается не просто нереальной, а из разряда фантастики.
В связи с некоторой либерализацией уголовной ответственности за определенные виды преступлений общая численность отбывающих наказание в местах лишения свободы в России по состоянию на 1 августа 2005 г. составляла 795,5 тыс. заключенных, из них 89 тыс. отбывали наказания за совершение убийств; 113 тыс. — за нанесение различных телесных повреждений.
В мае 2006 г. в неволе содержалось около 850 тыс. заключенных. Из них около 180 тыс. отбывало уголовное наказание за убийство в общей сложности более 200 тыс. российских и зарубежных граждан. 660 человек отбывают пожизненное заключение. С 1996 по 2006 гг. к исключительной мере наказания с последующей заменой на пожизненное заключение были осуждены еще 697 человек.
В систему Федеральной службы исполнения наказаний в 2006 г. входило 1198 учреждений, из которых 210 — следственные изоляторы. В пяти колониях отбывали наказание лица, осужденные к пожизненному заключению. На каждого заключенного приходится в среднем 3,6 — 3,7 кв. метра жилой площади. В среднем ежедневный рацион питания заключенного в России составляет 34 руб. <*>
———————————
<*> Калинин Ю. Человека от тюрьмы защищать надо // Известия. 2006. 25 мая.

По данным Бюро статистики правосудия в США в местах лишения свободы находится 2,2 млн. заключенных, или 724 человека на 100 тыс. населения. Второе место в мире по этому показателю принадлежит Китаю — 1,5 млн. заключенных. В России 846 тыс. человек находится в местах лишения свободы, или 594 осужденных на 100 тыс. населения.
2,5% от общего количества заключенных в России составляют несовершеннолетние. В США этот показатель составляет 0,45%, в Китае — 1,3%, а в Японии — 0,1%. За последние годы в России наблюдается тенденция увеличения рецидивной преступности.
Необходимо отметить, что государственный бюджет Российской Федерации в середине 90-х годов XX столетия составлял около 25 млрд. долл. (это средний бюджет одного из 50 штатов США), в 2000 г. — около 35, в 2001 г. — около 45, в 2002 г. — около 60, в 2003 г. — около 80, в 2004 — около 90, в 2005 — 137, а в 2006 г. — 176 млрд. долл. В годы расцвета СССР его бюджет составлял порядка 800 млрд. долл., а бюджет США — более 1 трлн. 200 млрд. долл. (в 2004 г. — 2 трлн. 210 млрд. долл., а в 2006 г. — 2,7 трлн. долл.).
В 14 странах смертная казнь может быть применена только в военное время (Великобритания, Греция, Непал, Бразилия, Аргентина, Израиль, Мексика, Канада…). 30 стран более 10 лет уже не применяют предусмотренный законодательством этот вид наказания.
В то же время начиная с 1965 г. более 50 государств расширили перечень преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь: шпионаж, предательство, терроризм, наркотики, угон самолетов, убийство заложников и т.д. В ряде стран Востока такое наказание возможно за прелюбодеяние, гомосексуализм, изнасилование, употребление спиртных напитков (Ливия), половую связь между мусульманином и не мусульманкой и т.п.
Действующий УК РФ предусматривает смертную казнь за посягательство на жизнь работников правоохранительных органов, суда, предварительного следствия, государственных и общественных деятелей, убийство при отягчающих обстоятельствах.
По состоянию на апрель 2006 г. 97 стран из своего уголовного законодательства исключили возможность применения смертной казни полностью или за исключением преступлений, совершаемых в период военного времени <*>. Еще 25 стран сохранили ее в законодательстве, но на практике не применяют. 74 страны с различной степенью интенсивности применяют смертную казнь. В 2004 г. суды 64 государств выносили смертные приговоры. В 25 странах вступившие в законную силу смертные приговоры были приведены в исполнение.
———————————
<*> Статистические данные взяты из редакционной статьи «Мониторинг казнить нельзя помиловать. Идея смертной казни популярна у россиян, и политики вряд ли решатся ее отменить» // Коммерсантъ. 2006. 28 марта.

Общее количество казненных во всех странах мира составило не менее 3797 человек (в 1994 г. таких исходов было 5139). 7% от общего количества было казнено в Иране, Вьетнаме и США. 90% (около 3400 человек) от общего количества казненных приходится на долю одного государства — Китай (в 1994 г. там было казнено 4367 человек). Из-за закрытости статистических данных аналитики допускают, что реальное число казненных в этой стране может доходить до 10000 человек в год.
На сегодняшний день США остаются единственным демократически развитым государством, в котором смертная казнь может быть применена не только федеральным судом, но и большей частью судов штатов (38 штатов). Действовавший в стране мораторий на применение смертной казни был отменен в середине 70-х годов XX столетия. За период с 1976 по 2005 гг. было казнено 1000 человек (в течение 2005 г. — 60 человек). В 2005 г. уголовное законодательство США расширило перечень преступлений, за виновное совершение которых возможно применение смертной казни.
Не имеет однозначного понимания и по-прежнему дебатируется вопрос об эффективности смертной казни как средства устрашения для потенциальных преступников и своего рода профилактической меры, применяемой государством. Например, число убийств в американских штатах (5,1 убийств на 100 тыс. населения), где смертная казнь не применяется, ниже подобного показателя (2,9 убийств на 100 тыс. человек) в тех штатах, где она предусмотрена.
Опыт Канады также подтверждает американскую тенденцию. До запрета смертной казни (1976 г.) уровень убийств составлял 3,09. В 1980 г. он снизился до 2,41, а в 2002 г. — до 1,85 убийства на 100 тыс. населения.
Следует отметить, что общественное мнение свидетельствует о другом отношении к возможности применения смертной казни. В 2005 г. по данным социологических опросов 64% американцев высказались за необходимость исключительной меры наказания. В 2001 г. 79%, а в феврале 2006 г. 74% опрошенных россиян также посчитали справедливым возможность применения смертной казни. 63% респондентов посчитали ошибочным объявление моратория на применение смертной казни. За полную отмену смертной казни высказалось только 4% опрошенных россиян.
На каждом историческом этапе государство вынуждено определять приоритетные направления по борьбе с преступностью. Например, в 2005-2006 гг. основными направлениями деятельности правоохранительных органов России были определены следующие: противодействие терроризму; борьба с организованной преступностью; решение проблемы незаконной миграции.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Понятие правомерного и противоправного поведения.
2. Понятие и виды правонарушений.
3. Состав правонарушения.
4. Юридическая ответственность.

ЛИТЕРАТУРА

а) основная

Теория государства и права / Под ред. проф. А.М. Васильева. М.: Юридическая литература, 1977.
Лазарев В.В. Теория государства и права (актуальные проблемы). М., 1992.
Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1993.
Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М., 1994.
Гранат Н.Л., Лазарев В.В. Теория права и государства: Учеб.-метод. пособие. М., 1993.
Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993.
Лившиц Р.З. Теория права: Учебник. М., 1994.
Основы государства и права: Учеб. пособие / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 1994.
Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994.
Общая теория права: Учеб. пособие / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1994.
Теория государства и права / Под ред. А.Б. Венгерова. Ч. I. Теория государства. М., 1995.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. М., 1993.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. 2-е изд. М., 1995.
Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие для вузов. М.: ИКФ Омега-Л; Интерстиль, 2003.
Бельский К.С. Полицейское право: Лекционный курс. М.: Дело и Сервис, 2004.
Поляков В.А. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Курс лекций. СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2004.
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. 2-е изд., доп. М.: Омега-Л, 2004.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.
Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2005.
Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета // Русская православная церковь. Российский фонд культуры, 1999.
Уголовный кодекс Российской Федерации.
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.
Агеева Е.А. Юридическая ответственность в государственном управлении. М., 1990.
Денисов Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности. М., 1983.
Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М., 1979.
Самощенко И.С. Понятие правонарушения по советскому законодательству. М., 1963.

б) дополнительная

Преступность одолеем сообща: Отчет МВД РФ перед гражданами России // Российская газета. 1999. 11 марта.
Отчет перед гражданами Российской Федерации: Итоги оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск в 1998 г. // Щит и меч. 1998. 11 марта.
Духно Н.А., Ивакин В.И. Понятие и виды юридической ответственности // Государство и право. 2000. N 6. С. 12 — 17.
Крохина Ю.А. Теоретические основы финансово-правовой ответственности // Журнал российского права. 2003. N 3.
Ветютнев Ю.Ю. О правовой случайности и правовом хаосе // Журнал российского права. 2003. N 7.
Поддубный А.О. Административно-деликтные иммунитеты // Журнал российского права. 2003. N 6.
Кононов П.И., Машаров И.М. К вопросу о правовых формах административной деятельности // Журнал российского права. 2004. N 5.
Иванов А.А. Цели юридической ответственности, ее функции и принципы // Государство и право. 2003. N 6. С. 66 — 69.
Ларичев В.Д., Покаместов А.В., Щербаков В.Ф. Понятие и особенности организованной преступной деятельности в сфере экономики // Государство и право. 2003. N 12. С. 36 — 42.
Панкова О.В. Административная ответственность за налоговые преступления: Проблемы и судебная практика применения КоАП РФ // Журнал российского права. 2004. N 1. С. 55 — 63.
Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 14 января 2004 г. N 23 «Об организации приема, регистрации, учета и рассмотрения в органах федеральной службы безопасности сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях» // Российская газета. 2004. 2 марта.
Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира: Монография. Институт государства и права РАН, 1993.
Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2005. 26 апреля.
Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2006. 11 мая.
Примаков Е. 2003-й — итоги, 2004-й — начало // Российская газета. 2004. 15 января.
Примаков Е. Россия в 2004 г.: взгляд в будущее // Российская газета. 2005. 15 января.
Примаков Е. Нам нужны стабильность и безопасность // Российская газета. 2006. 13 января.
Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Сборник тезисов статей. М.: Московский университет МВД России, 2003.
Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. Материалы международной научно-практической конференции (Москва. 2003. 4 апреля). М.: Московский университет МВД России, 2003.
Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. А.Е. Чечетина. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2003.
Актуальные проблемы конституционного и административного права на современном этапе развития российской государственности // Материалы научно-практической конференции юридического факультета МГУ. 1998. 28 апреля.
Правовая реформа: Проблемы, коллизии, тенденции развития: Доклады и сообщения Международной научно-практической конференции (2004. 18 мая) / Под ред. А.В. Хорошилова, А.А. Романова, В.Н. Белоновского. М.: МЭСИ, 2004.
Развитие публичных и частноправовых институтов в современной России: Сборник статей по материалам V Международной научно-практической конференции (Москва. 2005. 26 мая) / Под ред. А.В. Хорошилова, П.Ю. Федорова, В.Н. Белоновского. М.: МЭСИ, 2005.
Право и закон в гражданском обществе и государстве: Доклады и сообщения VI Международной научно-практической конференции (Москва. 2006. 19 мая) / Под ред. А.В. Хорошилова, П.Ю. Федорова, В.Н. Белоновского. М.: МЭСИ, 2006.
Совершенствование механизма реализации права как основа экономического развития общества: Сборник материалов 2-й Международной конференции (Москва. 2006. 19 мая) // Факультет права МФПА.
Авдеенкова М.П. Конституционно-правовые санкции и конституционно-правовая ответственность // Государство и право. 2005. N 7. С. 85 — 89.
Бахрах Д.Н. Административное судопроизводство, административная юстиция и административный процесс // Государство и право. 2005. N 2. С. 19 — 25.
Гейвандов Я.А. Юридическая ответственность кредитных организаций за нарушения федерального банковского законодательства // Государство и право. 2005. N 9. С. 44 — 52.
Козочкин И.Д. Территориальный принцип действия федеральных уголовных законов США // Государство и право. 2005. N 9. С. 64 — 69.
Некрасов С.И. Конституционно-правовая ответственность субъектов внутрифедеративных отношений в Российской Федерации: Специфика состава конституционного деликта, применяемых санкций, классификации // Государство и право. 2005. N 8. С. 108 — 110.
Чухвичев Д.В. Свобода личности и юридическая ответственность // Государство и право. 2005. N 3. С. 103 — 108.
Шаляпин С.О. Установление возраста уголовного вменения в русском праве XVII — XIX вв. // История государства и права. 2005. N 3. С. 20 — 23.
Дорская А.А. Церковное и уголовное право Российской империи: Проблемы взаимодействия и взаимовлияния // История государства и права. 2005. N 3. С. 55 — 57.
Административная ответственность: Вопросы теории и практики (Восьмые «Лазаревские чтения») // Государство и право. 2005. N 1. С. 5 — 27.
Краснов М.А., Талапина Э.В., Южаков В.Н. Коррупция и законодательство: Анализ закона на коррупциогенность // Журнал российского права. 2005. N 2.
Чертков А.Н. Возможности совершенствования субъектного состава Российской Федерации: Правовые аспекты // Журнал российского права. 2005. N 11.
Мусаткина А.А. Финансовая ответственность как вид юридической ответственности // Журнал российского права. 2005. N 10.
Максимов И.В. Международно-правовые основы установления и применения административных наказаний // Международное публичное и частное право. 2005. N 6.