§ 3. Принципы налогообложения

§ 3. Принципы налогообложения
§ 3. Принципы налогообложения

Развитие принципов налогообложения

Одной из основ построения правовой системы современной России является признание в качестве ее базы общечеловеческих ценностей. Налоговому праву как неотъемлемой части системы не чужды идеи социальной справедливости, демократические принци­пы, выработанные тысячелетней историей финансов и сформули­рованные в эпоху буржуазных революций. Само появление и разви­тие налогового права связано с демократизацией общества, с идеей правового государства.

Классик экономической мысли Адам Смит сформулировал и обосновал четыре принципа, ставших впоследствии знамениты­ми, которые должны быть реализованы в налоговой системе демо­кратического государства: справедливость, определенность, удобство, эффективность.

Первый принцип сформулирован Адамом Смитом так: «Под­данные государства должны делать взносы с целью поддержания деятельности правительства, которые как можно точнее пропор­циональны экономическим возможностям налогоплательщиков, т.е. пропорциональны доходам, которые они получают благодаря госу­дарственному устройству общества».

Адам Смит считал, что принципу справедливости соответствует пропорциональное налогообложение, когда лица с разными дохода­ми вносят в бюджет одинаковую долю своих доходов. Пропорцио­нальность соответствовала существовавшим во времена Адама Сми­та социально-экономическим условиям.

В настоящее время принцип справедливости значительно транс­формировался под влиянием изменившихся экономических, полити­ческих и социальных обстоятельств. Он приобрел два аспекта: «спра­ведливость по горизонтали» и «справедливость по вертикали».

Исходя из более широкого принципа равенства одинаковые факты должны получать единую оценку. Поэтому лица, находящие­ся в равном положении и получившие одинаковый налогооблагае­мый доход, должны уплачивать налог по единым ставкам. В этом суть «справедливости по горизонтали».

Те же, кто располагает разными материальными возможностя­ми, должны отчуждать в виде налогов разные доли своих доходов. Поэтому к более высоким доходам должны применяться повышен­ные ставки налога. Это направлено на перераспределение доходов. Так понимается «справедливость по вертикали».

Принцип определенности, который также можно назвать и прин­ципом законности, означает, что налог, который лицо обязано пла­тить, должен быть определен точно, а не произвольно. Срок упла­ты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и для плательщика, и для другого лица.

Этот принцип выполняет подчиненную роль по отношению к принципу хозяйственной самостоятельности (личной независимо­сти) субъекта. Адам Смит оценивал его не с точки зрения гарантии бюджетных поступлений, а с позиции обеспечения независимости, самостоятельности плательщика. Там, где этого нет, каждое лицо, облагаемое налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для вся­кого не угодного ему плательщика или вымогать для себя угрозой такого отягощения подарок или взятку. «Точная определенность того, что каждое лицо должно платить, в вопросе налогового обло­жения представляется делом столь большого значения, что весьма значительная степень неравномерности составляет гораздо меньшее зло, чем малая степень неопределенности».

Третий принцип требует, чтобы каждый налог взимался в такое время и таким способом, какие наиболее соответствуют соображе­ниям удобства для налогоплательщика.

Удобные и необременительные способы уплаты налога должны обеспечить как можно меньшее влияние налогообложения на эко­номическое поведение лица и устранить разрушающее воздействие на рынок. В современной науке этот принцип получил название «принципа нейтральности налогообложения».

Принцип эффективности налоговой системы означает, что прави­ла взимания налога должны быть таковы, чтобы налог извлекал из кармана налогоплательщика как можно меньше сверх того, что по­ступает в казну. Иначе говоря, это требование применения деше­вых методов администрирования в налоговой системе. Если сбор налогов требует использования труда большого числа чиновников, так что значительная часть собранных налогов расходуется на их оплату, то налоговая система будет неэффективной.

Адам Смит отметил и другие признаки неэффективной системы налогообложения.

Принцип эффективности нарушается, если правила налогооб­ложения допускают возможность официальным лицам чинить пре­пятствия предпринимательской деятельности, дающей работу и средства существования множеству людей.

Неэффективна налоговая система, которая предусматривает на­ложение таких санкций за налоговые правонарушения, которые разоряют налогоплательщика и тем самым уничтожают основу буду­щих доходов.

Принципу эффективности не соответствуют некоторые методы налогового контроля, унижающие достоинство налогоплательщика, нарушающие его гражданские права. Моральный ущерб от таких мероприятий соизмерим с суммой, которую налогоплательщик со­гласился бы заплатить, лишь бы оградить себя от неприятных про­цедур. Например, исследуя первую историческую форму домового налога — подымную подать, Адам Смит замечает: «Для того чтобы удостоверить, сколько очагов в доме, сборщику налогов надо было осматривать комнаты в нем. Это неприятное посещение сделало налог невыносимым. Поэтому вскоре после революции он был от­менен как «клеймо рабства»1.

Обобщенно говоря, правила, выработанные Адамом Смитом, вводят налоговую практику в определенное русло, ограничивающее произвол правительства, направленное на создание взаимных прав и обязанностей граждан и государства. Таким образом, принципы налогообложения — это направления поиска компромиссов между про­тивоположными интересами налогоплательщиков (сохранить сбереже­ния) и государства (сформировать бюджет).

Основные (конституционные) принципы налогообложения и сборов

Часть 3 ст. 75 Конституции РФ предусматривает, что федераль­ным законом РФ должны быть установлены общие принципы на­логообложения и сборов.

Конституционный Суд Российской Федерации отметил: «Об­щие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечи­вает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, ос­новных прав и свобод человека и гражданина, принципов федера­лизма в Российской Федерации»2.

Направленность общих принципов налогообложения и сборов — ог-\ раничение свободы государства в области финансов. Они на консти­туционном уровне ставят препоны налоговому произволу, создают ос­новы справедливого, умеренного и соразмерного налогообложения.

Конституция РФ весьма скупо (по сути, только в ст. 57) говорит о принципах налогообложения.

Однако в ней закреплены общие начала, которые должны быть реализованы (воплощены) в любой отрасли законодательства. Речь идет о закрепленных в Конституции РФ равенстве прав и свобод человека и гражданина, запрете на их ограничение иначе, как фе­деральным законом, единстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, при­знании и защите государством всех форм собственности, свободе экономической деятельности и др.

Законы о налогах, как и любые другие законы, не свободны от того, чтобы их смысл, содержание и применение оценивались сквозь призму прав и свобод человека и гражданина. В п. 5 Постановления от 4 апреля 1996 г. № 9-П Конституционный Суд РФ отметил, что, «регулируя налогообложение, субъекты Российской Федерации в полной мере должны руководствоваться требованиями ст. 18 Кон­ституции Российской Федерации о том, что права и свободы челове­ка и гражданина определяют смысл, содержание и применение зако­нов»1.

Поэтому перечисленные конституционные начала специфиче­ским образом преломляются в финансовой сфере и обусловливают принципы налогообложения. «Для финансовой системы из сущест­вующего регулирования делаются специфические выводы, они ка­саются существования финансового права. Наряду с писаным, та­ким образом, существует более широкое, неписаное финансовое право Основного закона»2.

С этой точки зрения общие принципы налогообложения и сбо­ров, подлежащие закреплению в федеральном законе, являются развитием положений Конституции РФ в специфической области.

В зависимости от направленности действия и смысла решаемых задач основные принципы налогообложения и сборов можно разде­лить на три группы:

• принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основ конституционного строя;

• принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основ­ных прав и свобод налогоплательщиков;

• принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение начал федерализма.

Эта классификация основана на традиционном для конституци­онного права выделении круга проблем, поскольку основные прин­ципы налогообложения и сборов развивают более общие конститу­ционные начала и являются их логическим продолжением.

Возможны и другие основания деления на группы принципов налогообложения и сборов.

Основные принципы налогообложения и сборов, обеспечивающие реализацию и соблюдение основ конституционного строя

К этой группе могут быть отнесены следующие принципы.

Принцип публичной цели взимания налогов и сборов. В соответст­вии с этим принципом налоги устанавливаются с целью обеспече­ния платежеспособности субъектов публичной власти и должны иметь общественно возмездный характер. Государство не может иметь потребности, отличные от потребностей общества, и расхо­довать налоговые поступления на эти цели.

Данный принцип развивает положения о социальном характере государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, государственную поддержку семьи, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб и т.д. (ч. 1 и 2 ст. 7 Конститу­ции РФ).

Этот принцип крепко связывает налоговое право с бюджетным. Именно в рамках бюджетных процедур парламентарии как предста­вители налогоплательщиков одобряют планы расходования бюд­жетных средств, контролируют выполнение органами исполнитель­ной власти бюджетных назначений.

Принцип публичной цели предполагает поиск баланса интере­сов налогоплательщика и общества в целом. В обязанности платить налог воплощен публичный интерес всех членов общества. «Поэто­му государство вправе и обязано принимать меры по регулирова­нию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов об­щества»1.

Принцип приоритета финансовой цели взимания налогов и сборов. Налог устанавливается с целью получения дохода, а не с целью принуждения к определенному поведению. Регулирующая функция налога не может возобладать над фискальной.

Данный принцип развивает положение Конституции РФ о пра­ве на труд, смыслом которого является право каждого на получение индивидуального дохода, а также положение о бюджете как основе функционирования государственного аппарата, условии выполне­ния государством его социальных функций.

Согласно этому принципу взимание налогов и сборов должно проходить на постоянной основе. Это возможно только в том слу­чае, если налогообложение не будет затрагивать капитал, являю­щийся источником дохода, не будет «резать курицу, несущую золо­тые яйца».

Поэтому если налоговое бремя, хотя и равное для всех налого­плательщиков, ведет к свертыванию производства, заставляет отка­зываться от занятия той или иной деятельностью, т.е. основания говорить о нарушении принципа приоритета финансовой цели взи­мания налогов и сборов.

В отношении физических лиц — плательщиков подоходного налога нечрезмерность налогообложения означает прежде всего наличие гарантий от изъятия той части дохода, которая покрывает жизненно необходимые расходы лица: на питание, жилье, одежду и т.п.

Налоговую базу, т.е. часть объекта, подлежащую налогообложе­нию, составляет не весь полученный плательщиком доход, а лишь так называемый свободный доход. Человеку как минимум должны быть оставлены достаточные средства для поддержания жизнедея­тельности своей и семьи (необлагаемый минимум доходов).

С другой стороны, этот принцип означает, что финансовая цель может быть присуща только налогам и сборам. Другие платежи, взимаемые принудительно (штрафы, конфискации, другие санк­ции), не могут рассматриваться как источник пополнения доходов бюджета.

Развивая этот принцип, НК РФ закрепляет, что «налоги и сбо­ры должны иметь экономическое основание и не могут быть про­извольными» (п. 3 ст. 3). Это требование имеет два аспекта. Во-первых, налоги должны быть эффективны с позиции самооку­паемости. Собранные суммы налога должны превышать затраты на его сбор. Во-вторых, при установлении налога должны учитываться как последствия для экономики в целом (макроэкономические по­следствия), так и последствия для отдельных налогоплательщиков (микроэкономические последствия).

Принцип ограничения специализации налогов и сборов. По общему правилу налог не предназначен для определенного расхода. Это — одно из обязательных условий стабильности государственно­го бюджета и гарантия выполнения государством своих социальных и иных функций.

Целевые налоги абсолютно не исключаются, однако их установле­ние должно быть обусловлено конституционно значимыми целями.

Для введения целевого налога необходимо обосновать с консти­туционных позиций необходимость финансирования конкретного мероприятия именно за счет целевых отчислений налогоплатель­щиков, а не иных источников.

Обоснованием данного принципа является закрепленное в Кон­ституции РФ требование всеобщности и единства бюджета (ст. 114), что достигается с помощью единой доходной базы.

Этот принцип ограничивает коммерциализацию государствен­ного управления. Это означает, что «1) государственные органы и органы местного самоуправления не должны получать доход или извлекать для себя иную выгоду из осуществления властных полно­мочий и 2) они также не должны осуществлять наряду с властными полномочиями какую-либо деятельность, направленную на извле­чение выгоды».

Принцип установления, изменения или отмены налогов и сборов законами. С точки зрения разграничения компетенции между органами государственной власти установление налогов иначе, чем ак­том представительного органа, не соответствует Конституции РФ (ст. 57; ч. 3 ст. 75). Этот принцип развивает более общий принцип разделения властей, а также опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе, чем фе­деральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Налогообложе­ние же является ограничением права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ.

Утверждение налогов законом является также инструментом ус­тановления безусловной обязанности налогоплательщиков уплачи­вать налоги, ограничения личного усмотрения.

Налоговый кодекс Российской Федерации также устанавливает, что «каждое лицо должно уплачивать законно установленные нало­ги и сборы» (п. 1 ст. 3).

Принцип установления налогов и сборов в должной процедуре. Данный принцип выступает гарантией реального выполнения на­родными избранниками доверенных им функций в сфере налого­обложения. Он противостоит популизму и закрепляет особую про­цедуру внесения законопроектов о налогах (ч. 3 ст. 104 Конститу­ции РФ).

Указанный принцип ограничивает прямое и косвенное делеги­рование полномочий по установлению налогов. Он обеспечивает также принятие и введение в действие законов о налогах в соответ­ствии с закрепленными правилами (ст. 57, 106 Конституции РФ).

Принцип ограничения форм налогового законотворчества. Данный принцип ограничивает включение норм о налогообложении в зако­ны, не посвященные налогообложению как таковому. Он важен с позиции не только доходов бюджета, но и равенства обязанно­стей граждан.

Указанный принцип не закреплен в Конституции РФ. Однако КС РФ высказался в пользу его установления.

Основные принципы налогообложения и сборов, обеспечивающие реализацию и соблюдение прав и свобод налогоплательщиков

В данную группу объединены следующие принципы.

Принцип юридического равенства плательщиков налогов и сборов. Этот принцип не допускает установления различных условий нало­гообложения в зависимости от формы собственности, организаци­онно-правовой формы предпринимательской деятельности, место­нахождения налогоплательщика и иных оснований, носящих дис­криминационный характер. Основа этого принципа — ст. 8 (ч. 2), 19 и 57 Конституции РФ.

Так, частью 2 ст. 8 предусмотрено, что в РФ признаются и за­щищаются равным образом частная, государственная, муниципаль­ная и иные формы собственности. Статья 19 закрепляет, что все Равны перед законом и судом, а государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. Согласно ч 2 ст. 6 каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Понятие «носящие дискриминационный характер основания» означает такие основания версификации условий налогообложения, которые не учитывают или в недостаточной степени учитывают экономическую способность плательщика выполнить обязанность перед бюджетом.

Так, при рассмотрении дела о платежах в социальные фонды Конституционный Суд РФ обратил внимание на то, что равное право на трудовую пенсию для разных категорий граждан оказалось связанным с существенно несоразмерными отчислениями в Пенси­онный фонд Российской Федерации. «При прочих равных условиях и примерно одинаковых в будущем трудовых пенсиях такие катего­рии самозанятых плательщиков, как индивидуальные предприни­матели, занимающиеся частной практикой нотариусы и адвокаты, уплачивают в Пенсионный фонд Российской Федерации значи­тельно большую часть своего дохода, чем платят наемные работни­ки с учетом страховых взносов работодателей» КС РФ пришел к выводу, что этим нарушается ст. 19 (ч. 1 и 2) Конституции РФ, исключающая какую-либо дискриминацию в зависимости от рода труда и занятий.

Данный принцип закреплен и в Налоговом кодексе РФ, кото­рый устанавливает, что «налоги и сборы не могут иметь дискрими­национный характер и различно применяться исходя из социаль­ных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных кри­териев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки на­логов и сборов, налоговые льготы в зависимости от форм собствен­ности, гражданства физических лиц или места происхождения ка­питала» (п. 2 ст. 3).

Исключением из этого правила является допущение устанавли­вать особые виды или дифференцированные ставки таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара.

Принцип всеобщности налогообложения Этот принцип означает, что каждый член общества обязан участвовать в уплате налогов на­равне с другими. Не допускается предоставление индивидуальных и иных льгот и привилегий в уплате налога, не обоснованных с по­зиции конституционно значимых целей Принцип всеобщности на­логообложения предопределен ст. 57 Конституции РФ, согласно которой каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, а также ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, устанавливающей, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ

Так, льготы, основанные не на имущественном, а на социальном положении плательщика, должны быть объектом самого при­стального внимания законодателей и общества.

Нарушение принципа всеобщности налогообложения — одна из характерных примет современного российского законодательст­ва. Подобно тому, как неконституционна налоговая дискримина­ция в зависимости от рода труда и занятий, так же неконституци­онно и предоставление налоговых льгот в зависимости от профес­сии, должности и подобных критериев. Однако в Российской Фе­дерации от уплаты подоходного налога были освобождены, например, судьи. Для них же в два раза был снижен размер^талога на имущество’. В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 31 декабря 1999 г № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 г.» федеральные суды и органы прокуратуры в 2000 г были освобож­дены от уплаты страховых взносов с заработной платы судей, про­куроров и следователей в Пенсионный фонд Российской Федера­ции Аналогичное освобождение получили силовые министерства и ведомства (ст. 30).

С 2001 г. указанные категории граждан формально не освобож­даются от уплаты налога на доходы, однако получают ежемесячные денежные компенсации в размере уплаченного налога3.

Имеются также примеры неконституционного освобождения от уплаты налогов отдельных лиц. Однако НК РФ декларирует, что законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст 3).

Принцип равного налогового бремени. Если принцип равноправия преследует цель соблюдения формального (юридического) равенст­ва налогоплательщиков, то принцип равенства направлен на то, чтобы без нарушения формального равенства плательщиков в мак­симальной степени учесть обстоятельства налогоплательщиков и обеспечить соблюдение неформального равенства

«В целях обеспечения регулирования налогообложения в соот­ветствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенст­ва требует учета фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности пла­тить законно установленные налоги и сборы (ст 6 (ч. 2) и 57 Кон­ституции Российской Федерации) предполагает, что равенство Должно достигаться посредством справедливого перераспределения Доходов и дифференциации налогов и сборов» (п. 5 Постановления КС РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П).

Анализируя сбор за регистрацию граждан, установленный в Москве, Конституционный Суд РФ указал на его несоответст­вие принципу равенства, так как закон г. Москвы «не учитывает финансового потенциала различных налогоплательщиков и фак­тически устанавливает подушную систему налогообложения, что при чрезмерно высоком налоге означает взыскание существенно большей доли из имущества неимущих или малоимущих граждан и меньшей доли — из имущества более состоятельных граждан».

Таким образом, равенство в налоговом праве реализуется не как уплата налога в одинаковом размере, а как экономическое равенст­во плательщиков, и выражается в том, что за основу берется факти­ческая способность к уплате налога на основе сравнения экономи­ческих потенциалов.

Равенство в налогообложении понимается как равномерность обложения. Она оценивается на основе сопоставления экономи­ческих возможностей различных налогоплательщиков и сравне­ния той доли свободных средств, которая изымается у них по­средством налогов. То есть речь идет о сравнении налогового бремени, которое несут различные плательщики. Поэтому прин­цип равенства называют также принципом равного налогового бремени.

Принцип равного налогового бремени необходимо учитывать не только при определении условий взимания тех или иных налогов, но и при формировании системы налогов. Так, чрезмерное количе­ство налогов, взимаемых с оборота, чревато нарушением этого принципа. Налоговой базой этих налогов является выручка от реа­лизации товаров (работ, услуг). Налоги с оборота изымают часть выручки предприятия без учета доходности. Вполне вероятна си­туация, что при низком уровне рентабельности в уплату таких на­логов будут изъяты весь доход и часть капитала. Поэтому, напри­мер, в Налоговом кодексе РФ предусмотрено крайнее ограничение числа и размеров таких налогов.

НК РФ устанавливает, что «налоги и сборы должны иметь эконо­мическое обоснование и не могут быть произвольными» (п. 3 ст. 3).

Принцип соразмерности налогообложения конституционно значи­мым целям ограничения прав и свобод. Основное содержание прин­ципа соразмерности состоит в том, что налогообложение не долж­но быть несоразмерным, т.е. таким, чтобы оно могло парализовать реализацию гражданами конституционных прав. Налоговый ко­декс РФ считает недопустимыми налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (п. 3 ст. 3) Принцип соразмерности оценивает налогообложение не с пози­ции его влияния на экономическую жизнь налогоплательщика (это сфера применения принципов приоритета финансовой цели и равного налогового бремени), а с позиции влияния на социаль­но-политический статус налогоплательщика: налогообложение не должно парализовать реализацию гражданами конституционных прав.

Влияние налогообложения на реализацию гражданами своих конституционных прав возможно как непосредственно (с помощью юридических механизмов), так и опосредованно (через экономиче­ское влияние).

В первом случае принцип соразмерности означает, что нельзя ставить в зависимость от уплаты конкретного налога возможность реализовать какие-либо закрепленные в Конституции РФ права или свободы человека и гражданина. Установление фискальной? «барьера доступности» основных прав и свобод является грубейшим нарушением Конституции РФ.

Взимание налога может привести к искажению смысла основ­ного права или свободы. Так, КС РФ в п. 3 Постановления от 4 ап­реля 1996 г. № 9-П указал, что «установленные нормативными ак­тами Правительства Москвы, Правительства Московской области и Главы администрации Московской области положения об уплате сбора и представлении квитанций о его уплате как условии для ре­гистрации гражданина фактически устанавливают совершенно иной — разрешительный — правовой режим регистрации граждан, который не соответствует основному праву каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно выби­рать место жительства».

Налогообложение является ограничением права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ. Как на любое ограниче­ние основных прав человека и гражданина, на налогообложение распространяются требования ст. 55 Конституции РФ о том, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обо­роны страны и безопасности государства».

Поэтому любой закон о налогах необходимо сопоставлять с указанными в ст. 55 Конституции РФ основными ограничениями прав и свобод.

Принцип соразмерности по своему содержанию тесно связан с принципами приоритета финансовой цели взимания налога и принципом равного налогового бремени, поскольку все они рег­ламентируют условия определения размеров налоговых обяза­тельств. Однако данные принципы регулируют различные аспекты этого процесса.

Основные принципы налогообложения и сборов, обеспечивающие реализацию и соблюдение начал федерализма

Закрепленные в Конституции РФ основы федеративного уст­ройства получают развитие в следующих общих принципах налого­обложения и сборов.

Принцип единства налоговой политики развивает установленный в Конституции РФ принцип единства экономического пространст­ва (ч. I ст. 8). Это непременный атрибут единого государства с ры­ночной экономикой, условие свободного и динамичного развития общества.

Суть этого принципа не в сосредоточении у федерального цен­тра финансовых полномочий, а в создании единых обязательных стандартов финансовой деятельности, обеспечивающих баланс прав и интересов всех участников финансовых отношений.

Конституция РФ предусматривает, что на территории Россий­ской Федерации не допускается установление таможенных гра­ниц, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для сво­бодного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. I ст. 74).

Следовательно, недопустимо установление налогов, нарушаю-Ч41ШХ единство экономического пространства Российской Федера­ции-. К таким налогам, в частности, относятся региональные нало­ги, которые позволяют формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других регионов (абз. 4 п. 3 Поста­новления КС РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П).

НК РФ формулирует этот принцип так: «Не допускается уста­навливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещенив-лз пределах тер­ритории Российской Федерации товаров (работ> услуг) или финан­совых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций» (п. 4 ст. 3).

Единство налоговой политики обеспечивается единой системой федеральных налоговых органов. Субъекты Федерации и органы местного самоуправления не вправе создавать службы и структуры, альтернативные федеральным налоговым органам.

Принцип единства системы налогов. Данный принцип обу­словлен задачей унификации налоговых изъятий. КС РФ решил, что такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги — с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гра­жданина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции РФ, обеспе­чением принципа единства экономического пространства — с другой (абз. 4 п. 4 Постановления КС РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П).

Федеральным законом может быть установлен перечень регио­нальных и местных налогов, носящий исчерпывающий характер. «Органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не преду­смотренные законодательством Российской Федерации, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых плате­жей».

Принцип разделения налоговых полномочий. В федеративном госу­дарстве полномочия в сфере налогообложения не могут сосредото­чиваться исключительно у федерального законодателя. Нельзя го­ворить о реальной самостоятельности субъектов Федерации и орга­нов местного самоуправления, не имеющих собственной доходной базы.

Однако право субъектов Федерации на установление налогов всегда носит производный характер, поскольку субъекты Федера­ции связаны общими принципами налогообложения и сборов (абз. 3 п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 21 мар­та 1997г. № 5-П).



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.