§ 5. Стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета

§ 5. Стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета
§ 5. Стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета

Бюджетный процесс завершается составлением и утверждением отчета об исполнении бюджета. Этому вопросу посвящены ст. 271, 272 и 273, а также глава 27 БК РФ. Отчет об исполнении бюджета начинается с того, что в конце финансового года министр финан­сов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении бюджета в целом и каждого государственного внебюд­жетного фонда в отдельности (ст. 274 БК РФ). Отчет об исполне­нии бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств (ст. 271 БК РФ). Отчет об исполнении бюджета представляется в соответствующий представительный орган в фор­ме проекта закона (решения) вместе с документами и материалами, предусмотренными Бюджетным кодексом. По исполнению бюдже­та проводится внешняя проверка Счетной палатой, которая дает заключение об исполнении федерального бюджета (ст. 277, 278 БК РФ).

Отчет об исполнении бюджета должен быть составлен в соот­ветствии с той же структурой и бюджетной классификацией, кото­рые применялись при утверждении бюджета.

Вместе с отчетом об исполнении бюджета в Государственную Думу представляются следующие документы и материалы: отчет о расходовании средств резервного фонда Правительства РФ и ре­зервного фонда Президента РФ; отчет Минфина и иных уполномо­ченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд, бюджетных кредитов; отчет Минфина РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении государственных гарантий; отчет о внут­ренних и внешних заимствованиях РФ по видам заимствований; о доходах, полученных от использования государственного имуще­ства; сводные отчеты о выполнении плановых заданий по предос­тавлению государственных и муниципальных услуг; сводные отчет­ные сметы доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств; реестр федеральной государст­венной собственности на первый и последний день отчетного фи­нансового года; отчет о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ; отчет Федерального казначейства о рассмотренных делах и на­ложенных взысканиях за нарушение бюджетного законодательства (ст. 276 БК РФ).

В ходе проверки бюджета может быть выявлено несоответствие исполнения бюджета принятому закону (решению), тогда соответ­ствующий представительный орган имеет право принять решение об отклонении отчета об исполнении бюджета и обратиться в про­куратуру РФ для проверки обстоятельств нарушения бюджетного законодательства и привлечения к ответственности виновных долж­ностных лиц (ст. 273 БК РФ).

Ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона; одновременно с отчетом об исполне­нии федерального бюджета за отчетный финансовый год в Госдуму вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов (ст. 275 БК РФ), а также целый ряд документов в соответствии со ст. 276 БК РФ.

Счетная палата дает заключение по отчету Правительства об ис­полнении федерального бюджета, в которое включаются заключе­ния по каждому разделу и подразделу функциональной классифи­кации расходов бюджетов РФ по каждому главному распорядителю бюджетных расходов с указанием руководителей органов государст­венной власти или должностных лиц, допустивших нарушения ис­полнения функциональной классификации (ст. 278 БК РФ).

Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении фе­дерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заклю­чения Счетной палаты РФ (ст. 279 БК РФ), при этом заслушивают­ся доклады руководителя Федерального казначейства, министра финансов, Генерального прокурора РФ, а также могут быть заслу­шаны председатели Конституционного, Высшего Арбитражного, Верховного Судов, которые могут выступить с анализом дел, свя­занных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного зако­нодательства в течение года

В итоге может быть принято решение либо об утверждении от­чета об исполнении федерального бюджета, либо о его отклонении

В случае отклонения отчета об исполнении бюджета к ответст­венности привлекаются должностные лица, предоставившие недос­товерные или неполные сведения по исполнению бюджета.

Решение об отчете об исполнении бюджета должно быть опуб­ликовано в средствах массовой информации.

Контрольные вопросы:

1.Что такое бюджетный процесс? Каково его значение?

2. Что является предметом регулирования бюджетно-процессуальных норм? В каких нормативных актах они закреплены?

3. Каковы принципы бюджетного процесса?

4. Назовите стадии бюджетного процесса Какой промежуток времени охватывает их продолжение?

5. Что такое бюджетная классификация? Какие виды бюджет­ной классификации установлены законодательством? Каково зна­чение бюджетной классификации?

6. Как распределена компетенция между законодательными (представительными) органами государственной власти и местного самоуправления по стадиям бюджетного процесса?

7. Охарактеризуйте стадию составления проекта бюджета. Какие органы ее осуществляют?

8. Охарактеризуйте полномочия Президента РФ в бюджетном процессе.

9. Каков порядок рассмотрения проекта бюджета законодатель­ными (представительными) органами государственной власти и ме­стного самоуправления7

10. Каково содержание понятия «исполнение бюджета»?

11. Какие органы государственной власти и местного само­управления участвуют в исполнении бюджета?

12. Каковы функции федерального казначейства в исполнении бюджета?

13. Что такое «кассовое исполнение бюджета»? Кто его осуще­ствляет?

14. Что означает казначейская система исполнения бюджета?

15. Кто является главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств и получателем бюджетных средств? Охарактеризуйте их правовое положение

16. В каком порядке и в какой форме утверждается отчет об ис­полнении бюджета?



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.