§ 3. Правовые основы аудита

§ 3. Правовые основы аудита
§ 3. Правовые основы аудита

Формирование независимого финансового контроля в нашей стране связано с принятием Временных правил аудиторской дея­тельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Прези­дента РФ от 22 декабря 1993 г № 2263. В настоящее время право­вую основу аудита образует Федеральный закон от 7 августа 2001 г № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в соответствии с кото­рым аудиторская деятельность, аудит — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и фи­нансовой (бухгалтерской) отчетности организации и индивидуаль­ных предпринимателей

Целью аудита является выражение мнения о достоверности фи­нансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответст­вии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ Под достоверностью понимается степень точности данных финан­совой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выво­ды о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и иму­щественном положении аудируемых лиц и принимать базирующие­ся на этих выводах обоснованные решения

Аудиторские организации (аудиторы) могут оказывать сопутст­вующие аудиту услуги, в том числе постановку и ведение бухгалтер­ского учета, налоговое, правовое консультирование и т д

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством РФ специально уполномоченным на то государственным органом Ау­диторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоя­тельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предприни­мательской деятельности, получения лицензии и включения в госу­дарственный реестр аудиторов и аудиторских фирм

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 мар­та 2002 г № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности»оно осуществляется Министерством финансов РФ (лицензируюшим органом) Лицензия выдается сроком на пять лет при соблю­дении ряда установленных требований, в том числе, необходимо наличие квалификационного аттестата аудитора, осуществление предпринимательской деятельности только в виде аудита и оказа­ния сопутствующих аудиту услуг, обеспечение сохранности сведе­ний, составляющих аудиторскую тайну и иные условия Мини­стерство финансов РФ с целью соблюдения лицензиатами назван­ных лицензионных требований проводит проверки их деятельно­сти Срок данной проверки не должен превышать 45 дней Лицензирующий орган не вправе проводить более одной проверки аудиторской организации (индивидуального аудитора) в течение одного календарного года по одним и тем же вопросам, за исклю­чением случаев, когда проверка проводится в связи с обращения­ми и жалобами заказчиков аудиторских услуг и (или) правоохра­нительных органов. В случае выявления нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган обя­зан в месячный срок по окончании проверки направить лицензиа­ту предупреждение с указанием выявленных нарушений и сроков их устранения.

Аудит делится на обязательный и инициативный.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, пря­мо установленных законодательными актами РФ, инициативная — по решению хозяйствующего субъекта.

Обязательный аудит — ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтер­ской) отчетности организации или индивидуального предпринима­теля.

Обязательный аудит осуществляется в случаях если:

1) организация имеет организационно-правовую форму откры­того акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, страховой ор­ганизацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным вне­бюджетным фондом, фондом, источником образования средств ко­торого являются добровольные отчисления физических и юридиче­ских лиц;

3) объем выручки организации или индивидуального предпри­нимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год в 500 тысяч раз превышает установленный зако­нодательством минимальный размер оплаты труда или сумма акти­вов баланса в 200 тысяч раз превышает на конец отчетного года указанный норматив;

4) организация является государственным унитарным предпри­ятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если его показатели соответствуют нормам, указанным ранее;

5) обязательный аудит в отношении этих организаций или ин­дивидуальных  предпринимателей  предусмотрен  соответствующим федеральным законом.

Аудиторская проверка завершается составлением официального документа — аудиторского заключения, которое предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленного в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащего мнение ау­диторской фирмы (аудитора) о достоверности финансовой (бухгал­терской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ве­дения его бухгалтерского учета законодательству РФ.

Качество аудиторского заключения может быть проверено орга­ном, выдавшим лицензию на осуществление аудиторской деятель­ности, по заявлению хозяйствующего субъекта, по собственной инициативе или предложению прокурора. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, привед­шей к убыткам для государства или для хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) эти убытки могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску органа, выдавшего лицензию.

Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заклю­чение, также аннулирование квалификационного аттестата аудито­ра и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.