Статья 466. Избрание или применение избранной меры пресечения для обеспечения возможной выдачи лица (в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 466. Избрание или применение избранной меры пресечения для обеспечения возможной выдачи лица (в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ) |
Статья 466. Избрание или применение избранной меры пресечения для обеспечения возможной выдачи лица (в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

1. В целях выдачи лиц, совершивших преступление, предусматривается их взятие под стражу, что является гарантией предотвращения их уклонения от следствия и суда.
2. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает правило, согласно которому в случае, если иностранным государством России не представлено решение судебного органа об избрании в отношении запрашиваемого к выдаче лица меры пресечения в виде заключения под стражу, прокурор решает вопрос о применении к нему одной из мер пресечения, предусмотренных гл. 13 УПК. В случае избрания в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста прокурор обращается с ходатайством в соответствующий суд (см. коммент. к ст. 107, 108).
3. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает изъятие из общего правила о применении меры пресечения. В случае, если иностранным государством России представлено решение судебного органа об избрании в отношении запрашиваемого к выдаче лица меры пресечения в виде заключения под стражу, прокурор решает вопрос о применении к нему домашнего ареста или заключения под стражу самостоятельно, без подтверждения его судом РФ.

4. При применении комментируемой статьи следует учитывать положения ст. 60, 61, 61.1, 61.2, 62 Минской конвенции 1993 г., которые регламентируют условия и порядок избрания мер пресечения и розыска лица для обеспечения его выдачи. При получении требования о выдаче Российская Федерация должна немедленно принять меры к розыску и взятию под стражу лица, выдача которого требуется, за исключением случаев, когда выдача не может быть произведена (ст. 60).
5. Комментируемая статья применяется с учетом международных договоров, которые предусматривают не только избрание меры пресечения для обеспечения выдачи, но и задержание. В частности, ст. 16 Европейской конвенции о выдаче 1957 г. предусматривает возможность в случаях, не терпящих отлагательства, временного задержания разыскиваемого лица. Такое задержание называется также предварительным арестом. В отношении указанного лица поручение о выдаче еще не направлено, но в обязательном порядке будет направлено. Задержание предусмотрено также Минской конвенцией 1993 г.
6. Просьба о предварительном аресте направляется компетентными органами запрашивающего государства по дипломатическим каналам или непосредственно по почте или телеграфу, или через Интерпол.
7. Решение о задержании принимается в порядке, установленном ст. 92-96 УПК. Временное задержание может быть отменено, если в течение 18 дней после задержания Российская Федерация не получила запроса о выдаче.
8. Лицо, взятое под стражу в порядке меры пресечения в целях выдачи на основании Минской конвенции 1993 г., должно быть освобождено, если требование о его выдаче не поступит в течение одного месяца со дня взятия под стражу. Этот срок может быть продлен еще до одного месяца по ходатайству запрашивающей стороны. Если она не представит в установленный срок дополнительных сведений, то запрашиваемая сторона должна освободить лицо, взятое под стражу.
9. Временное задержание по Европейской конвенции о выдаче 1957 г. не должно превышать 40 дней со дня такого задержания. Вместе с тем в Конвенции сказано, что «возможность временного освобождения в любое время не исключается, однако запрашиваемая Сторона принимает любые меры, которые она считает необходимыми, для предотвращения побега разыскиваемого лица» (ч. 4 ст. 16).
10. При помещении задержанных лиц в места содержания под стражей органы, производившие задержание, должны представить туда постановление об аресте и розыске обвиняемого страной — инициатором поручения, копию телеграммы — уведомления инициатора розыска о задержании, а также подтверждение намерения о направлении поручения об экстрадиции.