Статья 458. Направление материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 458. Направление материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования |
Статья 458. Направление материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования

1. Уголовное преследование граждан запрашиваемого государства, совершивших преступления на территории запрашивающего государства, осуществляется в рамках оказания правовой помощи по уголовным делам в том случае, когда совершившее преступление иностранное лицо убыло на территорию государства своего гражданства или территорию другого государства и его выдача невозможна. Уголовное преследование (по договорам о правовой помощи) возбуждается только в отношении конкретного лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления.
2. Государства — участники СНГ осуществляют уголовное преследование на основании ст. 72-75 Минской конвенции 1993 г., в соответствии с которой «каждая Договаривающаяся Сторона обязуется по поручению другой Договаривающейся Стороны осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против собственных граждан, подозреваемых в том, что они совершили на территории запрашивающей Договаривающейся Стороны преступление».
3. Большинство двусторонних договоров о правовой помощи также содержат положения о том, что «договаривающаяся Сторона по просьбе другой Договаривающейся Стороны возбуждает в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против своих граждан, подозреваемых в совершении преступлений на территории другой Договаривающейся Стороны» (см., например Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Рига, 3 марта 1993 г.) (СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1932); ст. 72 Договора между Российской Федерации и Монголией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (Улан-Батор, 20 апреля 1999 г.); ст. 59 Договора между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Бишкек, 14 сентября 1992 г.) (БМД. 1995. N 3) и др.).

Некоторые двусторонние договоры о правовой помощи по уголовным делам, заключенные Россией с другими иностранными государствами, предусматривают обязанность возбуждения уголовного преследования только в отношении преступлений, влекущих выдачу иностранных граждан, в соответствии с положениями конкретного договора (например, с Тунисом, Румынией, Болгарией, Ираком и др.).
4. Поручение об осуществлении уголовного преследования должно содержать:
а) наименование запрашивающего учреждения;
б) описание деяния, в связи с которым направлено поручение об осуществлении преследования;
в) возможно более точное указание времени и места совершения деяния;
г) текст положения закона запрашивающей договаривающейся стороны, на основании которого деяние признается преступлением, а также текст других законодательных норм, имеющих существенное значение для производства по делу;
д) фамилию и имя подозреваемого лица, его гражданство, а также другие сведения о его личности;
е) заявления потерпевших по уголовным делам, возбуждаемым по заявлению потерпевшего, и заявления о возмещении вреда;
ж) указание размера ущерба, причиненного преступлением (ст. 73 Минской конвенции 1993 г.).
5. К поручению прилагаются имеющиеся в распоряжении Российской Федерации материалы уголовного преследования, а также доказательства.
6. Каждый из находящихся в деле документов должен быть удостоверен гербовой печатью органа государственной власти, через который направляется уголовное дело.
7. Поручение и приложенные к нему документы составляются в соответствии с положениями ст. 18 Минской конвенции 1993 г.
8. Если обвиняемый в момент направления поручения об осуществлении преследования содержится под стражей, то он доставляется на территорию того государства, в которое направляется поручение об осуществлении уголовного преследования.
К поручению прилагаются имеющиеся в распоряжении запрашивающего государства материалы уголовного преследования, а также доказательства.
Если договаривающейся стороне в соответствии со ст. 72 Минской конвенции 1993 г. было направлено поручение об осуществлении уголовного преследования после вступления в силу приговора или принятия учреждением запрашиваемой договаривающейся стороны иного окончательного решения, уголовное дело не может быть возбуждено учреждениями запрашивающей договаривающейся стороны, а возбужденное ими дело подлежит прекращению (ст. 75 Минской конвенции 1993 г.).