Статья 453. Направление запроса о правовой помощи

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 453. Направление запроса о правовой помощи |
Статья 453. Направление запроса о правовой помощи

1. Нормы, посвященные международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства, впервые введены в УПК. Ранее положения, касающиеся этих вопросов, регулировались только международными договорами РФ.
2. Частью пятой УПК регулируются только те направления международного сотрудничества, которые связаны с оказанием международной правовой помощи по уголовным делам. Другие виды международного сотрудничества (осуществление по запросам иностранных государств оперативно-розыскных мероприятий, информационное обеспечение, координация деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, затрагивающих интересы нескольких государств, и т.п.) не являются предметом уголовно-процессуального законодательства.
3. Международная правовая помощь по уголовным делам осуществляется в случаях, когда обвиняемый или подозреваемый по уголовному делу, возбужденному на территории одного государства, скрывается на территории другого государства либо когда свидетели, потерпевшие или другие участники уголовного процесса, документы, относящиеся к уголовному делу, расследуемому или рассматриваемому в суде на территории одного государства, находятся на территории другого государства, а также в некоторых других случаях. В связи с этим и в целях выполнения задач уголовного процесса государства обращаются друг к другу за помощью о розыске обвиняемого или подозреваемого, его задержании либо заключении под стражу, а затем о выдаче с целью привлечения к уголовной ответственности, о производстве следственных или других процессуальных действий, без которых невозможно расследование и отправление правосудия по уголовному делу, а также исполнение решений суда.

4. Оказание международной правовой помощи по уголовным делам предполагает выполнение на основании международных договоров и национальных нормативных правовых актов одним государством в интересах другого государства запросов (поручений) о производстве процессуальных действий или о выдаче обвиняемого (подозреваемого) для привлечения его к уголовной ответственности по конкретному уголовному делу, расследуемому или рассматриваемому в суде запрашивающего государства, либо об исполнении приговоров или иных судебных решений, в том числе о передаче осужденного в одном государстве для отбывания наказания или принудительного лечения другому государству.
5. Под международным договором РФ понимается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757).
6. Международные договоры РФ об оказании правовой помощи по уголовным делам подлежат обязательной ратификации и устанавливают основания и порядок оказания правовой помощи, ее объем и виды, субъекты и содержание, процедуру оформления, направления, получения и выполнения запросов об оказании правовой помощи и т.д.
7. Международные договоры РФ об оказании правовой помощи по уголовным делам делятся на многосторонние и двусторонние.
Важнейшими многосторонними международными договорами РФ, регулирующими вопросы взаимной правовой помощи по уголовным делам, являются: 1) Европейская конвенция о выдаче 1957 г., Европейская конвенция о правовой помощи 1959 г., Европейская конвенция о пресечении терроризма (Страсбург, 27 января 1977 г.) (БМД. 2003. N 3); Международная конвенция ООН о борьбе с финансированием терроризма (Нью-Йорк, 10 января 2000 г.) (БМД. 2003. N 5); 2) принятые государствами — членами СНГ Минская конвенция 1993 г.; Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания (Москва, 6 марта 1998 г.) (Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1998. N 1. С. 47-53), Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (г. Кишинев, 7 октября 2002 г.) (по состоянию на 1 января 2006 г. для России в силу не вступила, внутригосударственные ратификационные процедуры проводятся).
8. Двусторонние международные договоры заключаются государствами в развитие положений многосторонних и для конкретизации применения содержащихся в них принципов. В частности, в них могут быть уточнены основания для отказа в оказании правовой помощи, положения о двойной юрисдикции, отсутствии срока давности, дополнительные виды правовой помощи, органы, управомоченные запрашивать правовую помощь, и т.д. Так, в Договоре между Российской Федерацией и США о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Москва, 17 июня 1999 г.) в значительной степени расширен и конкретизирован объем правовой помощи (БМД. 2003. N 2). В договоре между Российской Федерацией и Республикой Индией о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Нью-Дели, 3 октября 1998 г.) (БМД. 2000. N 10) в число видов правовой помощи включено «принятие мер по установлению местонахождения, идентификации, наложению ареста, изъятию и конфискации средств, предназначенных для целей терроризма» (ст. 1).
В настоящее время Россией заключено более 40 двусторонних соглашений об оказании правовой помощи по уголовным делам с другими государствами.
Двусторонние международные договоры об оказании правовой помощи по уголовным делам разрабатываются с учетом принятых ООН Типовых договоров о передаче уголовного судопроизводства (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. N 45/118); о взаимной помощи в области уголовного правосудия и факультативного протокола к Типовому договору о взаимной помощи в области уголовного правосудия, касающегося доходов от преступлений (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. N 45/117).
9. Исходя из ч. 4 ст. 15 Конституции, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные УПК, то применяются правила международного договора.
10. Если государство является одновременно участником многостороннего и двустороннего договоров, то положения многостороннего договора имеют преимущество перед положениями двустороннего договора в случае их расхождения.
В соответствии со ст. 26 Конвенции о выдаче 1959 г. и ст. 28 Европейской конвенции о правовой помощи 1959 г. участвующие в этих договорах государства прекращают применять в своих правоотношениях заключенные ранее любые двусторонние договоры, конвенции и соглашения по вопросам оказания взаимной правовой помощи и выдачи. Все вопросы международного сотрудничества в рассматриваемой области решаются на основании норм указанных европейских конвенций.
11. Оказание правовой помощи может осуществляться не только по правилам, закрепленным соответствующим международным договором РФ, но и на основе принципа взаимности, т.е. достижения межгосударственных договоренностей по дипломатическим каналам в виде письменных обязательств ВС РФ, МИД России, Минюста России, МВД России, ФСБ России, ФСКН России или Генпрокуратуры РФ оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий.
12. Отдельные вопросы оказания правовой помощи по уголовным делам регулируются УК (ст. 13 и п. 4 ст. 72), а также некоторыми президентскими и правительственными актами. В частности, Указом Президента РФ от 30.07.1996 N 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола» (СЗ РФ. 1996. N 32. Ст. 3895) и Положением о Национальном центральном бюро Интерпола, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.10.1996 N 1190 (СЗ РФ. 1996. N 43. Ст. 4916) регламентируется организация информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов РФ с соответствующими органами иностранных государств — членов Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола.
13. Процедуры оформления, направления и получения запросов, а также выполнения отдельных видов правовой помощи определяются также нормативными правовыми актами Генпрокуратуры РФ и федеральных органов исполнительной власти, в том числе приказами Генерального прокурора РФ от 26.06.1997 N 34 «Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью», от 03.08.1998 N 50 «Об организации международного сотрудничества прокуратуры Российской Федерации» (Сб. основных приказов и указаний Генерального прокурора РФ. М., 1999), от 26.06.2002 N 35 «Об организации работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации по международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства», указанием Генерального прокурора РФ от 23.06.1998 N 42/35 «О порядке рассмотрения ходатайств других государств об экстрадиции», совместным приказом от 26.06.2000 МВД России N 684, Минюста России N 184, ГТК России N 560, ФСБ России N 353, ФСНП России N 257, ФПС России N 302 «Об утверждении Инструкции об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации по линии Интерпола» и др.
14. Оказание правовой помощи по уголовным делам затрагивает интересы только того государства, которое обратилось за помощью, и возможно только в отношении преступлений, наказание за которые на момент просьбы о правовой помощи подпадает под юрисдикцию управомоченных органов запрашивающего государства.
15. В правовой помощи по уголовным делам может быть отказано по следующим основаниям:
1) для государств — участников Европейской конвенции о правовой помощи 1959 г.: если просьба касается преступления, которое запрашиваемое государство считает политическим преступлением или преступлением, связанным с политическим преступлением, или выполнение просьбы может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным его интересам (ст. 2 Конвенции). Россия, кроме того, вправе отказать в выполнении запроса иностранного государства, если: лицо, которое в запрашивающем государстве подозревается или обвиняется в совершении правонарушения, находится под судом либо было осуждено или оправдано в связи с этим правонарушением в Российской Федерации или в третьем государстве либо в отношении этого лица в Российской Федерации или в третьем государстве вынесено решение об отказе в возбуждении или прекращении производства по делу, по поводу которого поступил запрос о правовой помощи; если преследование или исполнение решения по делу невозможно ввиду истечения срока давности в соответствии с законодательством РФ (ст. 1 Закона от 25.10.1999 N 193-ФЗ);
2) для стран — участников СНГ: если оказание такой помощи может нанести ущерб суверенитету или безопасности либо противоречит законодательству запрашиваемого государства (Минская конвенция 1993 г.).
О причинах отказа в предоставлении взаимной помощи обязательно сообщается запрашивающему государству.
16. Объем оказания правовой помощи по уголовным делам, предусмотренный международными договорами РФ, не одинаков.
Минской конвенцией 1993 г. предусмотрено производство следующих следственных действий в порядке оказания правовой помощи: составление и пересылка документов, проведение осмотров, обысков, изъятие, передача вещественных доказательств, проведение экспертизы, допрос подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, экспертов (ст. 6 в редакции Протокола 1997 г. к Минской конвенции 1993 г.). Европейская конвенция о правовой помощи 1959 г. предусматривает выполнение в рамках взаимной правовой помощи любых поручений, касающихся уголовных дел, которые направлены юридическими органами запрашивающего государства, в целях получения свидетельских показаний или передачи вещественных доказательств, материалов или документов (ст. 3).
17. При направлении в иностранные государства запросов о производстве процессуальных действий через федеральные органы государственной власти, перечень которых дан в ч. 3 комментируемой статьи, следует иметь в виду, что в соответствии с п. 7 оговорок Российской Федерации, закрепленных в Законе от 25.10.1999 N 193-ФЗ, МВД России, ФСБ России сносятся с иностранными государствами «в отношении поручений, не требующих санкции судьи или прокурора, связанных с проведением дознания и предварительного следствия по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел Российской Федерации». Таким образом, запросы названных органов не ограничены только осуществлением следственных действий, как это указано в п. 3 ч. 3 комментируемой статьи, а могут касаться любых других процессуальных действий.
18. Согласно упомянутой оговорке в случаях, не терпящих отлагательства, запросы могут быть направлены непосредственно судебными органами запрашивающего государства судебным органам РФ. При этом копия поручения одновременно передается в соответствующий центральный компетентный орган. В случаях, не терпящих отлагательства, практикуется также направление поручения по факсу или по иным согласованным средствам электронной связи, после чего поручение подтверждается письменным оригиналом.
19. Часть 4 комментируемой статьи в отношении стран — участниц СНГ применяется с учетом ст. 17 Минской конвенции 1993 г. (в редакции протокола к ней 1997 г.), согласно которой запросы направляются в страны СНГ на государственном языке запрашиваемой стороны или на русском языке. В случае исполнения запроса и других документов на государственных языках указанных государств к ним прилагаются заверенные переводы на русский язык.
20. Часть 4 комментируемой статьи в отношении государств — участников Европейской конвенции о правовой помощи 1959 г. применяется с учетом п. 2 ст. 16 данной Конвенции и оговорки 8 ст. 1 Закона от 25.10.1999 N 193-ФЗ, согласно которой «направляемые в Российскую Федерацию в соответствии с п. 2 ст. 16 Конвенции запросы о правовой помощи и прилагаемые к ним материалы должны сопровождаться переводами на русский язык».
21. Часть 4 комментируемой статьи в отношении государств — участников Конвенции о выдаче 1957 г. применяется с учетом ст. 23 данной Конвенции и оговорки 5 ст. 1 Закона от 25.10.1999 N 193-ФЗ, согласно которой «при направлении в Российскую Федерацию документов, относящихся к выдаче, требуется их заверенный перевод на русский язык».