Статья 450. Особенности избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 450. Особенности избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий |
Статья 450. Особенности избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий

1. Часть 1 комментируемой статьи предусматривает в отношении лица, названного в ч. 1 ст. 447 УПК, возможность проведения следственных и иных процессуальных действий (допроса, очной ставки, обыска, выемки, освидетельствования) в общем порядке, если в отношении него в порядке, предусмотренном в ст. 448 УПК, возбуждено уголовное дело или ему предъявлено обвинение. Исключение составляет процедура задержания, особенности которого предусмотрены ст. 449 УПК, а также избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении лиц, указанных в ч. 2-4 комментируемой статьи.
2. Неприкосновенность должностных лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК, за исключением адвокатов, следователей, депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на территории муниципального образования, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителей и аудиторов, распространяется также на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, а также на их переписку.

3. В соответствии со ст. 15 Закона о Конституционном Суде судья КС РФ не может быть заключен под стражу, подвергнут обыску без согласия КС, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
4. Пункт «б» ч. 2 ст. 19 Закона о статусе депутата определяет, что член Совета Федерации и депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты ФС РФ не могут быть арестованы, подвергнуты допросу или обыску, кроме случаев задержания их на месте преступления.
Ограничения, предусмотренные комментируемой статьей, не распространяются на применение домашнего ареста в качестве меры пресечения, оно осуществляется без согласия соответствующей палаты ФС РФ (Постановление КС РФ от 29.06.2004 N 13-П).
5. Депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы без согласия прокурора субъекта Федерации (ч. 2, 3 ст. 13 Закона об организации органов власти субъектов РФ; ч. 7 ст. 18 Закона об организации местного самоуправления).
6. При применении данной статьи следует учитывать положения ч. 4 ст. 41 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253), в соответствии с которой зарегистрированный кандидат не может быть арестован без согласия прокурора.
7. Статья 12 Закона об Уполномоченном по правам человека определяет, что Уполномоченный без согласия Государственной Думы не может быть арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц.
8. Часть 2 ст. 42 Закона о прокуратуре не допускает привода, личного досмотра прокурора и следователя, досмотра их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также при задержании на месте преступления.
9. В соответствии со ст. 29 Закона о Счетной палате Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты не могут быть арестованы без согласия той палаты ФС РФ, которая их назначила на должность в Счетную палату.
10. В ч. 5 комментируемой статьи речь идет о лицах, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК, в отношении которых уголовное дело не возбуждено или которым не предъявлено обвинение. Для проведения в отношении них следственных и иных процессуальных действий, производство которых осуществляется только при наличии судебного решения (обыски и выемки в жилище, контроль и запись телефонных и иных переговоров, арест, осмотр и выемка корреспонденции и др.), необходимо соблюдать процедуры, предусмотренные ч. 1 ст. 448 УПК, за исключением получения согласия Совета Федерации, Государственной Думы, КС РФ, квалификационной коллегии судей РФ, квалификационных коллегий судей.
11. В соответствии с ч. 7 ст. 16 Закона о статусе судей осуществление в данном случае в отношении судьи следственных действий, связанных с ограничением его гражданских прав либо с нарушением его неприкосновенности, определенной Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами, допускается не иначе как на основании решения, принимаемого:
в отношении судьи КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей ВС РФ;
в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.