Статья 448. Возбуждение уголовного дела

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 448. Возбуждение уголовного дела |
Статья 448. Возбуждение уголовного дела

1. Решению вопроса о возбуждении уголовного дела и (или) привлечению к уголовной ответственности указанных в комментируемой статье лиц предшествует предусмотренная законодательством процедура лишения их неприкосновенности.
2. Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы могут быть привлечены к уголовной ответственности только с согласия соответствующей палаты ФС РФ (ст. 19 Закона о статусе депутата).
Отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в п. 1, 3-5, 9 и 10 ч. 1 комментируемой статьи, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, КС РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в п. 1 и 3-5 ч. 1 комментируемой статьи, является основанием отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК).
Коллегия судей при составлении заключения о наличии признаков преступления в действиях депутата не вправе давать оценку допустимости и достоверности доказательств, так как это не входит в ее компетенцию, установленную уголовно-процессуальным законом (определение ВС РФ от 02.06.2005 N 92-005-8).

3. О возбуждении уголовного дела, о прекращении соответствующего дела или о вступившем в законную силу приговоре суда в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы орган дознания, следователь или суд в 3-дневный срок сообщает соответствующей палате Федерального Собрания РФ (ч. 4 ст. 19 Закона о статусе депутата).
4. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате ФС РФ и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Государственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания и предварительного следствия осуществляются только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности. По вопросу гарантий неприкосновенности парламентариев см. также Постановление КС РФ от 12.04.2002 N 9-П по делу о проверке конституционности ст. 13 и 14 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ВКС РФ. 2002. N 5).
5. Если уголовное дело возбуждено в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор РФ в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату ФС РФ представление о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.
6. Отказ соответствующей палаты ФС РФ дать согласие на лишение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу и влекущим прекращение такого дела. Решение о прекращении соответствующего дела может быть отменено лишь при наличии вновь открывшихся обстоятельств (ч. 3 ст. 20 Закона о статусе депутата).
7. Вопрос о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой ФС РФ. Совет Федерации, Государственная Дума принимают по данному представлению мотивированное решение и в 3-дневный срок извещают о нем Генерального прокурора РФ.
8. Решением соответствующей палаты ФС РФ от Генерального прокурора РФ могут быть истребованы дополнительные материалы. В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты ФС РФ вправе участвовать член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, в отношении которых внесено представление.
9. Порядок подготовки материалов для внесения представлений о лишении неприкосновенности депутатов Совета Федерации и Государственной Думы ФС РФ регламентируется указанием Генерального прокурора РФ от 10.04.1995 N 23/15 (Вопросы расследования преступлений. С. 321-322).
10. Со дня регистрации кандидата соответствующей избирательной комиссией до дня официального опубликования результатов выборов зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы не может быть привлечен к уголовной ответственности и арестован без согласия Генерального прокурора РФ.
11. Признанный избранным зарегистрированный кандидат не вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по уголовному делу, возбужденному в связи с жалобой на нарушение избирательных прав граждан при его избрании. Рассмотрение в суде жалобы на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, а равно проведение предварительного следствия не требует получения согласия Государственной Думы на прекращение действия неприкосновенности признанного избранным зарегистрированного кандидата (ч. 6 ст. 90 Закона о выборах депутатов).
12. В соответствии со ст. 42 Закона о прокуратуре любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), а также производство расследования являются исключительной компетенцией органов прокуратуры. На период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраняются от должности.
Несоблюдение требований, предусмотренных настоящей главой, влечет отмену приговора. Так, по делу в отношении следователя С. решение о возбуждении уголовного дела было принято не прокурором города, как этого требует закон, а следователем прокуратуры города по согласованию с заместителем прокурора города. Учитывая, что уголовное дело в отношении С. возбуждено с нарушением закона, а собранные по делу доказательства являются недопустимыми, Судебная коллегия ВС РФ приговор в отношении С. отменила, а уголовное преследование прекратила (определение N 46-004-101) (см. также п. 1 коммент. к ст. 447).
13. Согласно Постановлению КС РФ от 01.12.1999 N 17-П «По спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора Российской Федерации от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела» (ВКС РФ. 1999. N 6) принятие акта об отстранении от должности Генерального прокурора РФ на период расследования возбужденного в отношении него уголовного дела входит в компетенцию Совета Федерации; к компетенции Президента РФ относится внесение предложения по этому вопросу.
14. Части 2, 3 ст. 16 Закона о статусе судей определяют, что уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.
15. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении. Положения данной и других статей настоящей главы на судью, пребывающего в отставке, не распространяются (определение ВС РФ от 21.12.2004 N 11-дп04-64к).
16. В соответствии со ст. 15 Закона о Конституционном Суде судья КС РФ не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия КС РФ.
17. Для рассмотрения вопросов обеспечения неприкосновенности судей создаются: Высшая квалификационная коллегия судей РФ и квалификационные коллегии судей субъектов РФ (ст. 3, 11 Федерального закона от 14.03.2002 N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (в ред. от 14.08.2004) (СЗ РФ. 2002. N 11. Ст. 1022; 2003. N 27 (ч. 2). Ст. 2710; 2004. N 33. Ст. 3369).
К «иным судьям» в п. 5 ч. 1 комментируемой статьи относят судей специализированных судов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, мировых судей (ст. 4 Закона о судебной системе).
18. КС РФ разъяснил, что п. 4 ч. 1 комментируемой статьи означает, что коллегия, состоящая из трех судей ВС РФ, давая заключение о наличии либо отсутствии в действиях судьи федерального арбитражного суда признаков преступления, проверяет лишь достаточность представленных Генеральным прокурором РФ данных, указывающих на эти признаки, и правомерность его утверждения о наличии оснований для возбуждения уголовного преследования в отношении судьи, и не вправе делать выводы, которые могут содержаться только в итоговом решении по уголовному делу (Определение КС РФ от 14.12.2004 N 452-О по делу о нарушении конституционных прав п. 4 ч. 1 ст. 448 УПК // ВКС РФ. 2005. N 3).
19. В соответствии со ст. 13 Закона об организации органов власти субъектов РФ депутат законодательного органа субъекта РФ не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия этого органа. Данное ограничение не распространяется на действия депутата, связанные с преступлениями против личности, а также на иные действия депутата, не связанные с осуществлением им своих полномочий.
Депутат не может быть привлечен к уголовной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.
20. Статья 14 Закона об организации органов власти субъектов РФ о представительных органах власти определяет порядок лишения депутата неприкосновенности в отношении его действий, связанных с осуществлением им своих полномочий. Данный вопрос решается по представлению прокурора субъекта РФ в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном регламентом или иным актом, определяющим порядок его деятельности, рассматривает представление прокурора субъекта РФ и не позднее чем через 14 дней со дня получения представления принимает по нему мотивированное решение. Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть решен вопрос о снятии неприкосновенности со всех депутатов (ст. 14).
21. В соответствии с п. 7 ст. 18 Закона об организации местного самоуправления депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта РФ.
22. Согласно ст. 3 Закона о гарантиях Президенту Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, не может быть привлечен к уголовной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента.
23. Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления в период исполнения полномочий Президента РФ. В данном случае Генеральный прокурор РФ направляет представление в Государственную Думу ФС РФ. Принятое Государственной Думой постановление о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, с представлением Генерального прокурора РФ направляется в 3-дневный срок в Совет Федерации ФС РФ. Совет Федерации рассматривает в 3-месячный срок вопрос о лишении неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, с учетом представления Генерального прокурора РФ принимает по данному вопросу постановление и в 3-дневный срок извещает о нем Генерального прокурора РФ.
24. Решение Государственной Думы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица является обстоятельством, исключающим производство по соответствующему уголовному делу и влекущим его прекращение.
25. В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты ФС РФ вправе участвовать Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, в отношении которого внесено представление (ст. 13 Закона о гарантиях Президенту).
26. При применении данной статьи следует учитывать, что ст. 93 Конституции предусматривает особый порядок отрешения действующего Президента РФ от должности и связанные с этим процедуры, в которых участвуют Государственная Дума, ВС РФ, КС РФ, а также Совет Федерации.
27. Отрешение Президента от должности может произойти только на основании обвинения его в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления (о понятиях государственной измены см. ст. 275 УК, а тяжкого и особо тяжкого преступлений — ч. 4 и 5 ст. 15 УК).
28. Процесс выдвижения обвинения и отрешения от должности Президента РФ состоит из нескольких этапов. Отрешение Президента от должности возложено на Совет Федерации (п. «е» ст. 102 Конституции).
29. Выдвижение обвинения против Президента — прерогатива Государственной Думы. Государственная Дума образует специальную комиссию, которая оценивает соблюдение процедурных правил и фактической обоснованности обвинения. Специальная комиссия заслушивает на своих заседаниях лиц, имеющих сведения о фактах, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения, рассматривает соответствующие документы, заслушивает представителя Президента. Обвинение выдвигается по инициативе не менее 1/3 депутатов Государственной Думы (ч. 1 ст. 93 и п. «ж» ст. 103 Конституции). Государственная Дума принимает решение о выдвижении обвинения на своем заседании 2/3 голосов от общего числа депутатов.
30. Выдвинутое Государственной Думой обвинение против Президента направляется в ВС РФ, который дает заключение о наличии в действиях Президента признаков преступления, послуживших основанием для обвинения.
31. Соблюдение установленного порядка выдвижения обвинения против Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления должно подтверждаться заключением КС РФ. КС РФ дает его по запросу Совета Федерации (п. 7 ст. 125 Конституции).
32. Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не менее чем 2/3 голосов от общего числа состава палаты и не позднее чем в 3-месячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения. Установлено, что если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, то обвинение против Президента считается отклоненным. Отрешение Президента от должности на основании предъявленного обвинения не означает привлечения его к уголовной ответственности, а также его осуждения.
33. В соответствии со ст. 29 Закона о Счетной палате Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты не могут быть привлечены к уголовной ответственности без согласия той палаты ФС РФ, которая их назначила на должность в Счетную палату.
34. Уголовное дело в отношении Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты или аудиторов Счетной палаты может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ.
35. Инспектор Счетной палаты при выполнении им служебных обязанностей не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия коллегии Счетной палаты.
36. Часть 2 комментируемой статьи в ее конституционно-правовом истолковании, вытекающем из решений КС РФ, не может рассматриваться как исключающая участие лица, заявившего о преступлении, в судебном заседании при рассмотрении соответствующего представления прокурора и препятствующая обжалованию этим лицом заключения суда в предусмотренном уголовно-процессуальном законодательством порядке (Определения КС РФ от 05.11.2004 N 345-О по делу о нарушении конституционных прав ч. 2 ст. 448 УПК // ВКС РФ. 2005. N 2; от 14.12.2004 N 392-О по делу о проверке конституционности п. 9 ч. 1, ч. 2 и 3 ст. 448 УПК // ВКС РФ. 2005. N 2; от 24.02.2005 N 132-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Муравской Софии Антоновны на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»).
37. Часть 3 комментируемой статьи в ее конституционно-правовом истолковании, вытекающем из решений КС РФ, означает, что суд, давая заключение о наличии либо отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела в отношении лица из числа названных в ч. 1 той же статьи или для привлечения такого лица в качестве обвиняемого, проверяет лишь достаточность представленных прокурором данных, указывающих на признаки преступления, и правомерность его утверждения о наличии соответствующих оснований для возбуждения уголовного преследования, и не вправе делать выводы, которые могут содержаться только в итоговом решении по уголовному делу (Определение КС РФ от 14.12.2004 N 392-О).