Статья 433. Основания для производства о применении принудительных мер медицинского характера

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 433. Основания для производства о применении принудительных мер медицинского характера |
Статья 433. Основания для производства о применении принудительных мер медицинского характера

1. УК предусмотрена возможность применения принудительных мер медицинского характера к трем категориям лиц.
Правила гл. 51 УПК применяются только в отношении двух категорий лиц: а) совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости и б) заболевших после совершения преступления психическим расстройством, которое делает невозможным назначение или исполнение наказания.
2. Производство по уголовным делам в отношении третьей категории лиц, о которых говорится в ст. 97 УК (нуждающихся в лечении психических расстройств, не исключающих их вменяемости), ведется в обычном порядке, и на них правила гл. 51 УПК не распространяются. В необходимых случаях принудительные меры медицинского характера к указанным лицам применяются при постановлении приговора и исполняются в порядке, предусмотренном УИК.
3. Лица, которые в момент совершения общественно опасного деяния находились в состоянии невменяемости, вообще не подлежат уголовной ответственности и могут быть подвергнуты только принудительным мерам медицинского характера.

Лица, у которых психическое расстройство наступило после совершения преступления, от уголовной ответственности не освобождаются. Они могут быть освобождены от наказания (если психическое расстройство наступило после совершения преступления, но до вынесения приговора) либо освобождены от дальнейшего его отбывания (если психическое расстройство у лица наступило во время отбывания наказания). По выздоровлении они могут быть подвергнуты уголовной ответственности и наказанию, если не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности или не наступили другие основания для освобождения лица от уголовной ответственности и наказания (Сб. пост. Пленумов. Спарк. С. 254).
4. Принудительные меры медицинского характера не являются мерами уголовного наказания. Они не содержат элементов кары, не преследуют цели исправления, поскольку применяются в отношении больных лиц, совершивших общественно опасные деяния. Они, с одной стороны, применяются в целях излечения этих лиц или такого улучшения их психического состояния, при котором они перестают представлять общественную опасность. С другой стороны, эти меры направлены на предупреждение совершения указанными лицами новых общественно опасных деяний.
5. Принудительный характер этих мер выражается в том, что они применяются независимо от желания больного и даже его близких родственников или законных представителей; связаны с определенными ограничениями личной свободы больного; назначаются только по постановлению суда.
6. Принудительные меры медицинского характера установлены уголовным законом. К невменяемым и лицам, у которых психическое расстройство наступило после совершения преступления, суд, как это вытекает из положений ч. 1 комментируемой статьи, может назначить одну из следующих мер: а) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа; б) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа; в) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением (ч. 1 ст. 99 УК).
7. Решение вопросов о невменяемости, применении принудительных мер медицинского характера, а также определение типа больницы относится к компетенции суда (Сб. пост. Пленумов. Спарк. С. 254-255; БВС РФ. 2000. N 7. С. 11). Осуществление принудительных мер медицинского характера возложено на психиатрические учреждения органов здравоохранения; они же определяют больницу, где лицо должно проходить лечение (БВС РСФСР. 1990. N 5. С. 5).
8. Применение принудительных мер медицинского характера возможно при наличии к тому оснований и при выполнении условий, предусмотренных уголовно-процессуальным законом.
9. Основанием применения принудительных мер медицинского характера является общественная опасность лица. Она определяется с учетом следующих обстоятельств: а) предыдущего поведения, связанного с совершением запрещенного уголовным законом деяния; б) наличия у данного лица такого психического расстройства, которое делает его опасным для него самого или других лиц либо допускает причинение им иного существенного вреда (например, совершение нового преступления).
10. В тех случаях, когда характер совершенного деяния и психическое расстройство лица не связаны с опасностью для него или для других лиц либо с возможностью причинения иного серьезного вреда, принудительные меры медицинского характера не применяются. Если такое лицо нуждается в лечении, оно подлежит направлению в психиатрическую больницу по установленным правилам недобровольной госпитализации (см. коммент. к ст. 439).
11. Применение принудительных мер медицинского характера возможно только при условии доказанности в ходе судебного разбирательства совершения данным лицом опасного деяния, предусмотренного уголовным законом. Кроме того, должно быть установлено, что: а) лицо является невменяемым либо после совершения преступления у него наступило психическое расстройство; б) это лицо в силу характера содеянного и своего психического состояния продолжает оставаться опасным для самого себя и окружающих.
12. Применение принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния, возможно только после производства предварительного следствия и судебного разбирательства.
13. Расследование и разбирательство в суде дел о невменяемых и лицах, у которых психическое расстройство наступило после совершения преступления, производится по общим правилам с изъятиями, установленными гл. 51 УПК, которые отражают специфику предварительного следствия, участия в деле законного представителя и защитника, подготовительных действий к судебному заседанию, судебного разбирательства, обжалования судебных решений.
14. Нарушение норм УПК, предусматривающих общие условия судебного разбирательства при решении вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, влечет отмену вынесенного судом решения (БВС РФ. 1997. N 2. С. 11).