Статья 241. Гласность

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 241. Гласность |
Статья 241. Гласность

1. Гласность в качестве одного из важнейших принципов производства в суде провозглашается в ч. 1 ст. 123 Конституции, согласно которой разбирательство дел во всех судах открытое, а слушание дел в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Открытость судебного разбирательства предполагает право граждан наблюдать за ходом процесса как непосредственно (присутствуя в зале суда), так и получая соответствующие сведения из СМИ.
Благодаря принципу гласности, с одной стороны, обеспечивается воспитательное и профилактическое (в плане как специальной, так и общей превенции) воздействие уголовного процесса, а с другой — устанавливается контроль со стороны общества за ходом и результатами рассмотрения судом уголовных дел.
2. Принцип гласности пронизывает все уголовное судопроизводство, все его стадии. Он действует даже в стадии предварительного расследования, поскольку, формируя материалы уголовного дела, дознаватель, следователь, прокурор должны иметь в виду, что собранные ими материалы уголовного дела впоследствии будут оглашаться и исследоваться в открытом судебном заседании.

3. Решение о слушании дела в закрытом судебном заседании может быть принято либо при назначении судебного заседания, либо непосредственно в ходе судебного разбирательства. При этом закрытым может быть объявлено как все судебное заседание, так и его отдельная часть. О проведении слушания дела в закрытом заседании суд (судья) выносит мотивированное определение (постановление). При этом в нем согласно ч. 2.1 комментируемой статьи должны быть указаны конкретные фактические обстоятельства, на основании которых суд принял данное решение.
4. Круг сведений, составляющих государственную тайну, определяется в ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 11.11.2003) (СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673; 2003. N 46 Ст. 4449) и конкретизируется в Указе Президента РФ от 24.01.1998 N 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» (СЗ РФ. 1998. N 5. Ст. 561), а также в соответствующих постановлениях Правительства РФ и приказах различных ведомств.
5. Сведения, составляющие иную охраняемую законом тайну, указываются, в частности, в Конституции, Основах законодательства об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (в ред. от 21.12.2005) (Ведомости РФ. 1993. N 33. Ст. 1318; СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607; N 49. Ст. 4850; 2005. N 52 (ч. 1). Ст. 5583), Федеральном законе от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 30.12.2004) (СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492; СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3424; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 52 (ч. 1). Ст. 5033; 2004. N 27. Ст. 2711; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 45). В их числе сведения, относящиеся к коммерческой, банковской, врачебной, иной профессиональной, а также личной и семейной тайне.
6. В целях уменьшения психотравмирующего воздействия судебного процесса на неокрепшую психику несовершеннолетнего и обеспечения его независимости при даче показаний закон допускает по делам о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими 16 лет, разбирательство в закрытом заседании.
7. При рассмотрении дел о преступлениях в сфере половых отношений, а также о преступлениях, затрагивающих честь и достоинство личности, суду надлежит в каждом случае обсуждать вопрос о проведении закрытого заседания, исходя в первую очередь из интересов потерпевшего, которому открытое слушание дела может причинить излишние нравственные страдания.
8. Согласно ст. 23 Конституции каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, а также право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается (ч. 1 ст. 24 Конституции). С учетом этого УПК устанавливает жесткие правила использования подобных сведений. Причем уголовно-процессуальный закон не проводит различий в порядке использования при производстве по уголовному делу материалов переписки, записей телефонных и иных переговоров, телеграфных, почтовых и иных сообщений в зависимости от того, были получены эти материалы в результате следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий или действий самих граждан. Исследование таких материалов в открытом судебном заседании возможно лишь при условии согласия на то лиц, которые передавали соответствующие сообщения или являлись их адресатами. Если же кто-либо из этих лиц возражает против открытого исследования таких материалов в открытом судебном заседании, их оглашение и исследование должно осуществляться в условиях закрытого судебного заседания.
9. Закрытое судебное заседание является обязательным условием исследования в судебном заседании сведений, запечатленных на фотографиях, в аудио- и видеозаписи, киносъемке, если они носят личный характер. При этом не имеет значения, производились ли соответствующие записи и съемки в ходе производства по уголовному делу или независимо от него.
10. Важными средствами обеспечения гласности в уголовном судопроизводстве являются фотографирование, аудио- и видеозапись, а также киносъемка судебного заседания, благодаря которым ход и результаты судебного разбирательства могут стать достоянием большого числа людей.
11. Фотографирование или ведение видео- или киносъемки в зале судебного заседания возможно только при получении предварительного разрешения на то председательствующего в судебном заседании. Аудиозапись в судебном заседании может вестись как сторонами, так и иными лицами без предварительного разрешения председательствующего при условии соблюдения общего порядка в зале судебного заседания.
12. Судебный пристав, обеспечивающий порядок в зале судебного заседания, обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность присутствия в зале судебного заседания лиц, не достигших 16 лет, с учетом возможного негативного влияния исследования конкретных обстоятельств дела на формирование неокрепшей психики несовершеннолетнего.
13. Даже при условии слушания дела в закрытом судебном заседании провозглашение приговора должно происходить в открытом судебном заседании. При этом в целях недопущения разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну, могут быть оглашены только вводная и резолютивная части приговора (или иного завершающего производство по делу решения).
14. Проведение слушания по делу в закрытом судебном заседании не может служить основанием для отказа осужденному (оправданному) и иным заинтересованным участникам судопроизводства в ознакомлении с полным текстом приговора или иного завершающего судебное разбирательство решения.