Статья 151. Подследственность

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 151. Подследственность |
Статья 151. Подследственность

1. Производство предварительного расследования по уголовным делам в форме предварительного следствия осуществляется следователями, в форме дознания соответственно дознавателями, а также следователями (см. п. 1, 7, 8 ч. 3 комментируемой статьи). Для выполнения поставленных перед ними задач в стадии предварительного расследования следователи и дознаватели наделяются необходимыми полномочиями (см. коммент. к ст. 38 и 41).
2. Предварительное следствие по уголовным делам производится следователями прокуратуры, а также следователями органов внутренних дел, следователями органов федеральной службы безопасности и следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Все перечисленные следователи имеют одинаковое процессуальное положение.
На различных уровнях следственных аппаратов существуют должности следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам. Наименование должностного положения не отражается на содержании процессуальных прав и обязанностей следователя, реализуемых при производстве предварительного следствия.

3. Осуществляя уголовное преследование, прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору расследование любого преступления (ст. 31 Закона о прокуратуре). В этих случаях происходит выполнение прокурором функции предварительного следствия, но не превращение прокурора в орган предварительного следствия.
4. Предварительное следствие вправе производить начальник следственного отдела, пользуясь при этом полномочиями следователя (ч. 2 ст. 39 УПК).
5. Проведение по уголовному делу, по которому обязательно предварительное следствие, расследования в форме дознания является существенным нарушением уголовно-процессуального закона и влечет возвращение прокурором дела для дополнительного расследования, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК.
6. Производство дознавателями расследования в форме дознания по уголовным делам заключается в осуществлении уголовно-процессуальной деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, для выяснения обстоятельств совершения которых закон не требует проведения предварительного следствия.
Как и следователи, все дознаватели независимо от ведомственной принадлежности имеют единый процессуальный статус, выполняют одинаковые процессуальные обязанности и имеют одни и те же процессуальные права. Разница между ними в уголовном процессе обусловлена лишь разграничением их компетенции, обусловленным различием подследствености уголовных дел
7. Подследственность-совокупность признаков уголовного дела, в зависимости от которой закон относит его к компетенции того или иного органа предварительного следствия или дознания. Различают предметный (родовой), территориальный, персональный, альтернативный (смешанный) и по связи уголовных дел признаки подследственности.
Предметный (родовой) признак позволяет определить подследственность уголовного дела в зависимости от рода преступления, его характера и степени тяжести. Соответственно, в комментируемой статье для каждого органа предварительного расследования строго определены перечни преступлений, отнесенных к их компетенции.
С помощью территориального признака подследственности определяется место производства предварительного расследования в зависимости от того, где конкретное преступление совершено (см. коммент. к ст. 152).
Персональный признак подследственности связан с личностью подозреваемого или обвиняемого лица, его должностным или служебным положением, особым правовым статусом в государстве.
Альтернативный (смешанный) признак подследственности предполагает возможность расследования ряда преступлений тем или иным следователем в зависимости от того, кем данное преступление выявлено.
Определяемая законом целесообразность расследования некоторых преступлений совместно с другими тесно с ними связанными преступлениями характеризует подследственность по связи уголовных дел.
8. Все признаки подследственности обычно действуют в сочетании друг с другом, позволяя определять оптимальный режим подследственности. Однако в случае возникновения коллизии между персональным и иными признаками подследственности применению подлежит, как правило, персональный признак.
9. К подследственности следователей прокуратуры по предметному признаку отнесены наиболее опасные преступления против личности (убийство, доведение до самоубийства, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, изнасилование и др.), против общественной безопасности и общественного порядка (массовые беспорядки, нарушение правил техники безопасности на объектах атомной энергетики, на взрывоопасных объектах, а также при проведении горных, строительных или иных работ и т.п.), ряд преступлений против правосудия и порядка управления, а также против мира и безопасности человечества, все преступления против военной службы. Исключительно следователи прокуратуры расследуют преступления против конституционных прав и свобод граждан.
Персональный признак определяет подследственность следователям прокуратуры уголовных дел о преступлениях, совершенных членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы ФС РФ, депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, депутатами, членами выборного органа местного самоуправления, выборными должностными лицами органа местного самоуправления, а также судьями, прокурорами, следователями, адвокатами, должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и таможенных органов. В случае совершения преступлений в отношении указанных лиц предварительное следствие производится также следователями прокуратуры.
10. Следователи военной прокуратуры в соответствии с персональным признаком подследственности проводят предварительное следствие по делам о преступлениях, совершенных военнослужащими и призванными на военные сборы военнообязанными, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ в связи с исполнением ими служебных обязанностей либо в расположении воинской части, учреждения, а также по делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью. Военнослужащими считаются лица, проходящие по призыву или контракту военную службу. Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках МВД России, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, СВР России, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах (ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 01.04.2005) (СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475; 2002. N 30. Ст. 3033; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 1). Ст. 4437; 2004. N 27. Ст. 2711; 2005. N 10. Ст. 763; N 14. Ст. 1212)).
11. Поскольку прокурору предоставлено право изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи (см. коммент. к ст. 37), следователи прокуратуры по усмотрению прокурора могут производить расследование фактически по любым уголовным делам независимо от наличия ранее перечисленных признаков подследственности. Подобную ситуацию иногда характеризуют как проявление так называемой исключительной подследственности.
12. Следователям органов федеральной службы безопасности подследственны уголовные дела о большинстве преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства (государственная измена, шпионаж, диверсия, вооруженный мятеж и др.), о незаконном пересечении границы РФ, а также о производстве или распространении оружия массового поражения и т.п.
Уголовные дела о государственной измене, шпионаже, разглашении государственной тайны и утрате документов, содержащих государственную тайну, в случае совершения указанных преступлений военнослужащими и иными лицами, перечисленными в подп. «в» п. 1 ч. 2 комментируемой статьи, также относятся к подследственности следователей органов федеральной службы безопасности. Персональный признак подследственности, обусловливающий отнесение данной категории дел к подследственности следователей прокуратуры, в данном случае не применяется, если прокурор не сочтет необходимым принять иное решение.
13. Следователи органов внутренних дел осуществляют расследование преступлений против личности (умышленное причинение тяжкого, не повлекшего неосторожное причинение смерти потерпевшему, и средней тяжести вреда здоровью, оставление в опасности, вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, торговля несовершеннолетними), против собственности (кража и грабеж при отягчающих обстоятельствах, разбой, вымогательство) и иных преступлений, отнесенных к их компетенции в соответствии с предметным признаком подследственности. Им подследственно большинство уголовных дел о преступлениях в сфере экономической деятельности.
14. Следователи органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ производят предварительное следствие по уголовным делам соответствующей категории. В том числе о незаконном изготовлении, приобретении, хранении, перевозке, пересылке или сбыте наркотических средств или психотропных веществ, склонении к потреблению указанных средств или веществ, незаконном культивировании запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества, и т.п.
15. По уголовным делам о преступлениях, перечисленных в ч. 5 комментируемой статьи, предварительное следствие может производиться без учета предметного признака подследственности (на основе альтернативности) следователями органа, выявившего указанные преступления.
16. Если после возбуждения уголовного дела выясняется, что подлежащие расследованию следователями определенной ведомственной принадлежности преступления связаны с злоупотреблением служебным положением, превышением должностных полномочий, получением взятки или другими преступлениями, указанными в ч. 6 комментируемой статьи, то предварительное следствие по уголовным делам об этих преступлениях производится теми же следователями.
17. Подследственность уголовных дел, расследуемых в форме дознания, определяется, как правило, по предметному и территориальному признакам. По персональному признаку подследственность при производстве дознания определяется только у следователей прокуратуры (см. п. 7 ч. 3 комментируемой статьи).
18. Органы внутренних дел обладают наиболее широкими возможностями для расследования преступлений в форме дознания, что предопределило отнесение к их подследственности большинства уголовных дел, по которым производство предварительного следствия не является обязательным.
19. При возникновении необходимости произвести предварительное следствие по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия не является обязательным, подследственность определяется прокурором.
20. В случае соединения в одном производстве уголовных дел, по одному из которых обязательно предварительное следствие, а по другому возможно проведение дознания, расследование осуществляется в форме предварительного следствия.
21. При соединении дел по обвинению одного или нескольких лиц в совершении преступлений, отнесенных к компетенции разных органов предварительного следствия, подследственность определяется прокурором с учетом установленных УПК правил подследственности.
22. Если сочетание признаков подследственности порождает коллизию, устранить которую на основе применения существующих правил подследственности не представляется возможным, например в случае совершения лицом ряда преступлений, подследственных одновременно разным органам предварительного расследования, прокурор вправе разрешить спор о подследственности по своему усмотрению. Направляя уголовное дело соответствующему следователю или дознавателю, прокурор принимает во внимание его компетентность, специализацию, опыт и иные качества, позволяющие качественно и своевременно осуществить предварительное расследование.