Статья 141. Заявление о преступлении

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 141. Заявление о преступлении |
Статья 141. Заявление о преступлении

1. Комментируемая статья определяет форму наиболее распространенного повода к возбуждению уголовного дела — заявления. Положения настоящей статьи распространяются также на сообщения руководителей организаций и должностных лиц.
Заявления и сообщения о преступлении принимаются круглосуточно органами и должностными лицами, определенными п. 7-10 Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденного совместным приказом от 29.12.2005 Генпрокуратуры РФ N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 «О едином учете преступлений» (БНА. 2006. N 5).
В соответствии с данным Типовым положением заявителю под роспись выдается установленной формы уведомление о принятии заявления (сообщения) с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Отказ в принятии сообщения о преступлении должностным лицом, правомочным или уполномоченным на эти действия, а также невыдача им уведомления заявителю о приеме сообщения о преступлении недопустимы.

2. Устные заявления и сообщения заносятся в протокол по форме, предусмотренной в приложении 2 к ст. 476 УПК.
3. Письменные заявления и сообщения, поступающие от физических лиц (гражданин, индивидуальный предприниматель), должны содержать полные сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, место жительства, место работы, другие данные), позволяющие установить с ним контакт органу или должностному лицу, получившему заявление (сообщение).
4. Письменные заявления и сообщения, поступающие от юридических лиц, должны содержать реквизиты данного юридического лица, соответствующие его уставным и учредительным документам, и сведения о его фактическом месте нахождения и контактном телефоне (факсе, других средствах связи). Сообщение юридического лица подписывается его руководителем или заместителем.
5. Сообщения руководителей юридических лиц могут содержать сведения о злоупотреблении служебным положением, присвоении имущества, коммерческом подкупе или других преступлениях, совершенных сотрудниками данной организации или на территории данной организаций, либо в связи с осуществлением деятельности данного юридического лица.
6. Сообщения должностных лиц могут содержать сведения о признаках преступления, выявленных ими в связи с выполнением своих служебных обязанностей, например аудитора — о нецелевом расходовании средств федерального бюджета, обнаруженном при проведении проверок Счетной палатой, ревизора — о сокрытии недостач, выявленном при осуществлении ревизий контрольно-ревизионными подразделениями органов исполнительной власти, и т.п.
7. Сообщения о преступлениях могут также исходить от должностных лиц и представителей органов государственной власти, обладающих единоличными контрольными или представительскими полномочиями (уполномоченные по правам человека, государственные инспектора санэпиднадзора, гостехнадзора, охот- и рыбнадзора, ревизоры, главные бухгалтеры и т.п.).
8. Заявления и обращения, не содержащие личной подписи автора, его фамилии, имени и отчества, а также данных о месте его жительства (работы, учебы), т.е. те, которые не могут быть идентифицированы с его автором, признаются анонимными. Они не могут служить поводом к возбуждению уголовного дела.