Статья 4. Действие уголовно-процессуального закона во времени

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 4. Действие уголовно-процессуального закона во времени |
Статья 4. Действие уголовно-процессуального закона во времени

1. Пределы действия уголовно-процессуального закона во времени определяются моментом проведения соответствующего следственного, судебного, иного процессуального действия или принятия процессуального решения; они не зависят ни от момента совершения преступления, ни от момента возбуждения уголовного дела.
2. Согласно Федеральному закону от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (в ред. от 22.10.1999) (СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801; 1999. N 43. Ст. 5124) законы, в том числе и уголовно-процессуальные, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Официальным является первое опубликование полного текста закона в «Парламентской газете», «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации».
Действие уголовно-процессуального закона, утратившего силу, может продолжаться в случае, если возникшие на его основе конкретные процессуальные отношения продолжают развиваться и после утраты этим законом силы. Так, введение в действие на территории того или иного субъекта РФ п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК, предусматривающего рассмотрение определенных категорий уголовных дел судом с участием присяжных заседателей, не расценивается как основание для прекращения судебного разбирательства, которое было начато до этого момента судом в составе одного судьи или судьи и двух народных заседателей.

Действие закона прекращается в связи с его отменой, утратой силы вследствие истечения установленного в нем срока действия или исчезновения условий, при которых допускается его применение, а также в результате признания закона по решению КС РФ не соответствующим Конституции.
3. По общему правилу, уголовно-процессуальный закон не имеет обратной силы. Однако это не относится к тем нормам, которые определяют процессуальный механизм реализации уголовно-правовых институтов, устанавливающих ответственность за преступления и освобождение от ответственности и наказания, и которые являются производными от соответствующих уголовно-правовых институтов. На них в силу ст. 54 Конституции распространяются правила об обратной силе закона, устраняющего или смягчающего ответственность, и о недопущении применения закона, устанавливающего или усиливающего ответственность.
Положениями ст. 54 Конституции, а не ст. 4 УПК определяется и порядок применения уголовно-процессуальных норм, устанавливающих или усиливающих ответственность за процессуальные нарушения (например, нормы ст. 94 УПК о последствиях совершения обвиняемым или подозреваемым действий, для предупреждения которых была применена мера пресечения в виде личного поручительства).
4. Процессуальные действия, совершенные в соответствии с законом, который впоследствии был отменен, как и принятые в соответствии с таким законом решения, сохраняют свою силу и значение и в условиях действия нового процессуального закона. Вместе с тем в отдельных случаях новый закон может лишать ранее совершенные действия и принятые решения юридического значения, несмотря на то, что они основывались на нормах прежнего законодательства (см., в частности, п. 1 ч. 2 ст. 75 УПК).