65. Российская Федерация и страны СНГ

| Правовой портал "Правопорядок" | 65. Российская Федерация и страны СНГ |
65. Российская Федерация и страны СНГ

В 1991 г. на развалинах СССР было образовано Содружество Независимых Государств с целью не утратить экономические связи и те наработанные дружеские отношения между народами, которые еще существовали.
СНГ — межгосударственное образование с координационными полномочиями, и оно объединяет 12 государств.
Юридическая природа СНГ характеризуется следующими чертами:
— оно создано самостоятельными государствами и основано на принципе их суверенного равенства;
— имеет свой Устав, фиксирующий устойчивые функции СНГ, его цели и сферы совместной деятельности государств-членов;
— имеет четкую организационную структуру, разветвленную систему органов, выступающих в качестве координирующих межгосударственных, межправительственных и межведомственных институтов.
Цель СНГ — сотрудничество государств-членов в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях; сбалансированное экономическое развитие; обеспечение прав человека, содействие гражданам государств в свободном общении и контактах. Устав СНГ предусматривает восемь сфер совместной деятельности государств-членов:

1) обеспечение прав и свобод человека;
2) координация внешнеполитической деятельности;
3) сотрудничество в формировании общего экономического пространства;
4) сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;
5) охрана здоровья населения и окружающей среды;
6) вопросы социальной и иммиграционной политики;
7) борьба с организованной преступностью;
8) сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ.
При угрозе безопасности членам СНГ возможно совместное использование вооруженных сил.
В структуре СНГ существуют специальные органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел и др. Для сотрудничества парламентов создана Межпарламентская ассамблея с центром в Санкт-Петербурге.
Постоянно действующий орган СНГ — Координационно-консультативный комитет, находится в Минске. Рабочим языком Содружества является русский язык.
Выход из СНГ свободный; необходимо лишь письменное заявление о таком намерении государства за 12 месяцев до выхода.

ТЕМА 7. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 66. Юридическая природа выборов, их назначение и виды
Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их на осуществление принадлежащей ему власти.
Однако нельзя считать, что путем выборов народ передает своим избранникам суверенитет, так как народный суверенитет неотчуждаем. Путем выборов передается лишь право на его реализацию в установленных Конституцией пределах. Смысл выборов состоит в том, чтобы все граждане могли выразить свою волю, а государственная власть могла быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Выборы отражают определенный тип политической системы и непосредственно влияют на нее.
Выборы бывают прямые и косвенные. При прямых выборах вопрос об избрании решают сами граждане, а при косвенных — избранные ими лица: выборщики, депутаты и др.
Выборы могут быть всеобщими и частичными. Во время проведения всеобщих выборов в них участвуют все избиратели страны (например, выборы Президента), а частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов.
Кроме того, выборы бывают общероссийскими (проводятся по всей стране), региональными (на территории субъекта Федерации) и местными (по выборам органов местного самоуправления).
Если результат установлен, то считается, что выборы прошли в один тур, если необходимо еще раз голосовать — то в два тура, и т. д.
Выборы бывают очередные — в установленные законом сроки, а также внеочередные — ввиду сложившихся обстоятельств.