Идя по пути демократических реформ, мы понимаем, что без специалистов нам их не осуществить. Поэтому, признав верховенство международного права, Российская
Федерация строит свою образовательную систему на документах международного права, где право на образование, закрепленное в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в ст. 28 Конвенции о правах ребенка 1990 г., являясь основным естественным правом человека, имеет целью удовлетворение потребности лица в информации, в формировании личности.
Образование — специфическая деятельность, связанная с получением человеком определенной суммы знаний для подготовки его к жизни, труду, приобретения им профессиональной и научной информации. Поэтому в Конституции РФ данному праву отводится особое место (ст. 43).
Это конституционное положение развивается в текущем законодательстве РФ, в Федеральных законах «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г., «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 19 июля 1996 г.
В содержании права на образование выделяются следующие правомочия:
1) право на дошкольное образование;
2) право на основное общее образование;
На сегодняшний день право на образование реализуется гражданином в двух формах:
— в пределах государственного образовательного стандарта, составляющего девять классов, который обязателен (в этом случае лицу гарантируется общедоступность и бесплатность образования);
— право на получение образования свыше девяти классов, которое может быть реализовано гражданином двумя способами: путем бесплатного обучения на конкурсной основе в государственном учебном заведении или за определенную плату как в государственном, так и в частном заведении. В настоящее время развивается сеть платных учебных заведений (частные школы, колледжи, университеты, институты, академии). Помимо этого, есть формы семейного образования, самообразования, экстерната. Однако стандарты образования устанавливаются единые на всей территории Российской Федерации.
Основными недостатками системы является недостаточное финансирование учебных заведений и нечеткая политика в области издания учебников и учебных материалов. ‘ В настоящее время проводится реформа образования снизу доверху во всех сферах в виде эксперимента в ряде субъектов РФ. Окончание ее намечено на 2004 г.