4. Охрана промышленных образцов

| Правовой портал "Правопорядок" | 4. Охрана промышленных образцов |
4. Охрана промышленных образцов

1. Особым объектом охраны является внешний вид промышленного изделия, отвечающий предусмотренным в законе требованиям,— промышленный (или художественный) образец (dessin ou modele industriel, Geschmacksmuster, dessign). Юридически охраняемый внешний вид изделия может заключаться либо в особой его форме (объемный образец или модель), либо в рисунке на поверхности изделия (плоский образец или рисунок). В качестве промышленного образца в некоторых странах признается цвет изделия (Англия), но во многих странах не признается (США, ФРГ).
Хозяйственно-экономическое назначение художественного оформления промышленных изделий состоит в совершенствовании их внешнего вида и за счет повышения таких потребительских качеств — в успешной реализации на рынке. Ввиду функции промышленного образца как элемента изделия, привлекающего покупателей, он обладает собственной ценностью, является средством конкуренции и ему обеспечивается специальная правовая защита.
Промышленные образцы отличаются, несмотря на терминологическое сходство, от полезных моделей, именуемых также «общеполезными моделями» или «полезными образцами». Последние при знаются правом ряда стран, в частности ФРГ, Италии, Японии, Испании и некоторых других. Полезные модели (modele d’utilite, Gebrauchsmuster), подобно изобретениям, представляют собой решение технической задачи. Но они относятся только к устройствам, и к ним не предъявляется требование о наличии изобретательского уровня. Поэтому свидетельства об их регистрации часто именуют «малыми патентами».

2. В качестве промышленного образца охраняются только внешние, видимые в готовом изделии черты, составляющие особен ность технического оформления, но не внутренние, конструктив ные его особенности, относящиеся к воплощенному в изделии техническому решению.
Образец обязательно должен обладать художественными достоинствами, или, по определению § 171 патентного закона США, «служить для украшения», то есть своими чертами вызывать эстетический эффект, производить художественное впечатление. Если внешний вид изделия полностью и исключительно несет «техническую нагрузку», подчинен решению технической задачи, то есть функциональному назначению изделия, то ему не предоставляется охрана как промышленному образцу. Если же технические черты изделия и его художественные черты слиты воедино, неотделимы друг от друга и могут рассматриваться одновременно как изобретение и промышленный образец, то вопрос решается неодинаково. Например, по французскому праву объект не может охраняться как промышленный образец, на него возможно только установление охраны как изобретения, а по праву США возможен выбор одного из видов патентной охраны — в качестве изобретения или образца.
Необходимым условием охраны промышленного образца является в одной группе стран новизна (США, Англия, Япония и др.), а в другой—оригинальность (ФРГ, Франция), но в некоторых законах говорится о двух этих признаках, в частности в английском и германском, хотя им придается неодинаковое значение.
Под новизной образца понимается отсутствие идентичной или сходной модели либо рисунка, уже пользующегося юридической защитой. К обстоятельствам, порочащим новизну, относятся: предшествующая регистрация образца другим лицом или поданная заявка на регистрацию; публикация образца в открытой печати;
открытое применение образца. В большинстве стран при этом имеется в виду мировая новизна. Кроме того, выдвигается требование, чтобы новизна была существенной (признак, сходный с «неочевидностью» изобретения). Под оригинальностью же понимается создание модели или рисунка автором самостоятельно, в результате творческой деятельности, что должно исключать сходство с известными образцами в такой мере, которая дает основание предполагать наличие заимствования.
По всем системам права образец должен быть применим в промышленном изделии производственного или бытового назначения, выполненном промышленным способом.

3. В системах национальных законодательств промышленные образцы занимают различное место. Отсутствует единое понимание сущности промышленного образца как объекта охраны, что определяет и различный подход к правовому регулированию. Используются два метода охраны образцов: патентно-правовой и ав-торско-правовой.

В одной группе стран (США, Англии, Японии, Италии и некоторых других) промышленные образцы рассматриваются преимущественно как объекты, близкие к изобретениям, продукт изобретательского творчества. На них распространяется действие общих патентных законов или же специальных законов, исходящих из принципов патентной охраны. Так, в США образцы охраняются по закону о патентах 1952 года. В Англии и некоторых других странах действуют специальные законы, но одновременно применяются и многие положения патентных законов.
В другой группе стран (Франции, ФРГ, Швейцарии и др.) образцы рассматриваются преимущественно как объекты, обладающие художественными чертами, продукт художественного творчества. На них как на произведения изобразительного искусства распространяется действие норм авторского права. Так, в ФРГ их охрана осуществляется по нормам закона об авторском праве 1870 года и закона об авторском праве на рисунки и модели (закон о промышленных образцах от 11 января 1976 г.). Во Франции образцы охраняются на основании закона о рисунках и моделях от 14 июля 1909 г. и ряда других нормативных актов.

4. Охрана образцов, независимо от принятой концепции их сущности, в принципе допускается в каждой стране в двух формах:
по законодательству об авторском праве (как объекта авторского права) и по законодательству о промышленных образцах (как объекта промышленной собственности). Если авторское право возникает в силу факта самого создания модели или рисунка, то право на них как на продукт изобретательской деятельности — в результате регистрации в ведомстве в качестве именно промышленного образца.
Во всех странах действует система регистрации, при которой ведомство по результатам экспертизы выдает охранный документ — патент на промышленный образец. Обязанность всех стран — участниц Парижской конвенции — предоставление правовой охраны образцам согласно ст. 5 quinquies, что и осуществляется национальными ведомствами.
По праву США, Англии, Италии и некоторых других стран правомочное лицо, то есть автор или его правопреемник, вправе выбрать форму охраны образца: либо по нормам авторского права как произведения искусства без какой-либо регистрации, либо по нормам об охране образцов как особого объекта промышленной собственности путем его регистрации. Но он не может претендовать на совместное (кумулятивное) применение обоих этих видов защиты: регистрация объекта как образца лишает его охраны средствами авторского права.
По праву Франции, ФРГ, Швейцарии, Бельгии и ряда других стран зарегистрированные образцы получают двойную охрану:
приобретенное в силу создания модели или рисунка как произведения искусства авторское право не утрачивается при регистрации его в качестве промышленного образца. Лицо, зарегистрировавшее образец, сохраняет возможность прибегнуть к защите его как объекта авторского права.

5. Право на образец имеет исключительный характер, но возможности и условия его защиты против нарушений определяются избранной владельцем образца системой защиты. И здесь важны два момента.
В случае патентно-правовой охраны образца объем исключительных прав сходен с правами из патента, и возможности защиты здесь наиболее широкие. Она предоставляется против использования третьим лицом идентичного или сходного образца, независимо от того, создан нарушителем образец самостоятельно или скопирован с оригинального, то есть во всех случаях объективного совпадения существенных черт внешнего оформления изделий.
В случае же авторско-правовой охраны образца защита менее широкая, так как она предоставляется лишь против актов копирования, заимствования нарушителем существенных черт ранее введенной в оборот модели или рисунка, а это обязательно предполагает субъективную его осведомленность об уже имеющемся в обороте оригинальном образце.
Следовательно, при патентно-правовой системе охраны защита обеспечивается против применения третьим лицом любого сходного образца, а при авторско-правовой — только против использования образца как результата сознательного копирования или подражания. Поэтому при рассмотрении дел о нарушениях суд исходит в первом случае из презумпции вины нарушителя и тяжесть доказательства применения отличающегося образца лежит на ответчике, а во втором случае истец должен доказать недобросовестность ответчика как лица, сознательно заимствовавшего его модель или рисунок.
Второе важное отличие касается сроков действия охраны. При авторско-правовой охране на образец распространяются сроки авторского права, а при патентно-правовой они значительно короче:
в США — по выбору заявителя — 3,5 года, 7 или 14 лет; в Англии — 5 лет, в ФРГ — от 1 года до 3 лет с возможностью продления срока в обеих странах до 15 лет; в Швейцарии и Японии — 15 лет и т. д. Исключение составляет Франция — 5 лет с продлением срока затем на 20 и 25 лет, а всего 50 лет.
Конкретные правомочия владельца образца в промышленной и коммерческой сферах, основанные на патенте, аналогичны правам из патента на изобретение.