1. Авторское право (droit d’auteur, Urheberrecht, law of copyright) представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок использования произведений литературы, науки и искусства. Термин «авторское право» имеет и иное значение: им обозначают субъективное право, принадлежащее в отношении конкретного произведения какому-либо лицу — автору или другому субъекту авторского права.
Авторское право исторически возникло как специфическое средство правовой охраны интересов издателей и книготорговцев. В развитых странах Запада этот правовой институт и сейчас служит прежде всего интересам предприятий, использующих в целях извлечения прибыли различные произведения творческого труда,— издательств, зрелищных предприятий, радио- и телекомпаний и др. Именно они обладают необходимыми средствами опубликования и распространения произведений литературы, науки и искусства, являясь благодаря этому основными обладателями права на произведение. Основная социально-экономическая цель авторского права, оформляющего эти отношения, заключалась, таким образом, в установлении монополии на использование произведения, выступающего как товар, и в закреплении условий перехода этой монополии от автора к предпринимателю — издателю, антрепренеру, кинопродюсеру и т. д.
2. В правовых системах стран Запада права на произведения литературы, науки и искусства рассматриваются как «литературная и художественная собственность», которая, в свою очередь, является частью более широкого понятия «интеллектуальная собственность», охватывающего наряду с указанными правами.также права на изобретения, товарные знаки, промышленные образцы и другие объекты «промышленной собственности». Такая трактовка прав на продукты творческой деятельности обусловлена тем, что они, как и право собственности, являются по своему содержанию абсолютными правами: только правообладатель может использовать произведение с целью извлечения имущественной выгоды; все третьи лица обязаны воздерживаться от нарушения его права и не могут использовать произведение без его согласия. Таким образом, права «интеллектуальной собственности» имеют исключительный характер.
Специфика этих прав заключается в том, что их объекты по своему существу нематериальны. Например, литературное произведение как продукт духовного творчества не может быть сведено к тем материальным формам, в которых оно воплощено.
Основное отличие прав «интеллектуальной собственности» от традиционного права собственности состоит в том, что первые ограничены как во времени, так и в пространстве: они действуют лишь в течение определенного срока и имеют строго территориальный характер, то есть ограничены пределами того государства, где первоначально возникли.
3. Нормы авторского права в изучаемых странах обычно не включаются в гражданские кодексы, а содержатся в специальных законах и многочисленных подзаконных актах. Среди законов в большинстве стран можно выделить те, которые регулируют общие вопросы охраны авторских прав, устанавливая виды объектов авторского права, основные права авторов и других субъектов авторского права на произведения, основные формы их использования и средства правовой защиты, а также те, которые регулируют некоторые специальные вопросы, касающиеся, в частности, отдельных видов произведений (например, фотопроизведений, произведений изобразительного искусства, звукозаписей и др.).
Эволюция законодательства рассматриваемых стран непосредственно связана и с развитием международного сотрудничества в области авторского права. Среди многосторонних международных конвенций, оказавших наибольшее влияние на внутреннее законодательство этих стран, следует выделить Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений 1886 года, которая впоследствии неоднократно пересматривалась. Заметная роль принадлежит и Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 года. Последние по времени редакции обеих конвенций были приняты в Париже в 1971 году.
Во Франции основным законом об авторском праве является закон о литературной и художественной собственности от 11 марта 1957 г. (с последующими изменениями, в частности, в 1985 г.), который пришел на смену законодательству эпохи буржуазной революций, действовавшему более полутора столетий.
В ФРГ основными законами об авторском праве являются закон об авторских и смежных правах от 9 сентября 1965 г. с изменениями, наиболее существенные из которых были внесены в 1972 —1974 годах, а также принятый одновременно с ним закон о распоряжении авторскими правами (закон об авторских обществах). Закон об издательских правах 1901 года, действующий вплоть до настоящего времени с незначительными изменениями, внесенными в 1965 году, регулирует издательский договор. Другие авторские договоры регулируются общими нормами договорного права, содержащимися в ГГУ, а также судебной практикой.
В Швейцарии действует федеральный закон об авторском праве на литературные и художественные произведения от 7 декабря 1922 г. с изменениями, внесенными в 1955 году. Нормы, относящиеся к издательскому договору, содержатся в ШОЗ (ст. 380—393).
В странах англо-американского права наряду с судебным прецедентом важнейшую роль в регулировании авторских отношений также играет законодательство.
Англия считается родиной самого первого в истории закона об авторском праве, известного под названием «Статут королевы Анны» (1710 г.). Этот закон установил ряд фундаментальных принципов охраны исключительного права на произведения, которые были впоследствии восприняты законодательством других буржуазных стран. В настоящее время в Англии действует закон об авторском праве 1988 года, пришедший на смену закону 1956 года.
Этот закон, как и предыдущие, распространяется на всю территорию Великобритании.
В США в 1976 году также был принят новый закон об авторском праве (титул 17 «Авторское право» Свода законов Соединенных Штатов), который вступил в силу 1 января 1978 г. В 1988 году в него были внесены изменения, связанные с присоединением США к Бернской конвенции. Авторские отношения регулируются, согласно Конституции США, федеральным законодательством, а не законами отдельных штатов, поэтому закон 1976 года, как и все предшествующие законы в этой области, является федеральным.
Таким образом, большинство названных стран за последние 20—30 лет существенно обновили свое законодательство об авторском праве. Изменения касались главным образом расширения круга охраняемых произведений, увеличения объема прав авторов и других правообладателей, дальнейшей регламентации отдельных авторских правомочий, а также последствий появления новых технических средств воспроизведения и использования произведений (кабельного телевидения, передачи телепрограмм через спутники, ксерокопирования и т. д.).