Тема 1.9. Вьетнам

| Правовой портал "Правопорядок" | Тема 1.9. Вьетнам |
Тема 1.9. Вьетнам

Со второй половины XIX в. Вьетнам вместе с Камбоджей и Лаосом составлял колониальное владение Франции Французский Индокитай.
На протяжении всего периода иностранного владычества народ Вьетнама вместе с народами Лаоса и Камбоджи вел борьбу за свое национальное освобождение. В январе 1930 г. а Гонконге состоялся съезд марксистов, на котором была организована Вьетнамская коммунистическая партия, переименованная впоследствии в Коммунистическую партию Индокитая, которая подняла народ Вьетнама на национальнодемократическую революцию с последующим переходом к революции социалистической. На II национальном съезде Коммунистической партии Индокитая, созванном 11 февраля 1951 г., было принято решение о переименовании ее в Партию трудящихся Вьетнама. Дореволюционный Вьетнам был колониальной и полуфеодальной страной, основой экономики которой являлось отсталое сельское хозяйство. Капиталистическая промышленность находилась в зачаточном состоянии, поэтому рабочий класс был малочисленным. Однако, испытывая на себе тройной гнет иностранных империалистов, местных феодалов и буржуазии, вьетнамский пролетариат был последовательно революционен.

Вьетнамский пролетариат имел союзника в лице крестьянства. В дореволюционном Вьетнаме помещики, составлявшие всего 5 % населения, вместе с колонизаторами владели почти 75 % обрабатываемой земли. В то же время трудовое крестьянство, составлявшее около 90 % населения, владело немногим более одной четвертой части земли. Миллионы крестьян совершенно не имели земли. Безземельные и малоземельные крестьяне вынуждены были арендовать землю на кабальных условиях. Арендная плата доходила до 5070 % урожая. Поэтому вьетнамское крестьянство шло в революционном движении рядом с пролетариатом, ибо только в союзе с ним оно могло добиться освобождения от гнета колонизаторов и местных феодалов и провести в жизнь лозунг «земля земледельцам».
Вьетнамская буржуазия делилась на компрадорскую и национальную. Первая была тесно связана с колонизаторами и, передавая дело национальной независимости, выступала против своего народа. Вторая, сама испытывавшая гнет иностранного капитала и компрадорской буржуазии, поддерживала национальнодемократическую революцию. Однако в силу своей капиталистической природы национальная буржуазия и хотела, и боялась этой революции.
С началом Второй мировой войны, в период которой Вьетнам был оккупирован японскими империалистами, национальноосвободительная борьба вьетнамского народа достигла небывалого подъема. В мае 1941 г. по инициативе коммунистов с целью объединения всех патриотических сил для борьбы с захватчиками был создан Союз борьбы за независимость Вьетнама («ВьетнамДокЛапДонгМинь») или сокращенно «ВьетМинь». Во ВьетМине объединились политические партии и общественные организации, представлявшие рабочих, крестьян, мелкую и среднюю национальную буржуазию и другие патриотические слои народа. Руководящей силой ВьетМиня стала Коммунистическая партия ИндоКитая.
ВьетМинь призвал всех соотечественников принять участие в национальноосвободительном движении и начал подготовку к вооруженному восстанию. По всей стране стали создаваться партизанские отряды, развернувшие активные боевые действия. На базе партизанских отрядов были созданы Вьетнамская освободительная армия и Вьетнамская армия национального освобождения, объединившиеся затем в Освободительную армию Вьетнама. У лету 1945 г. она освободила значительную часть Северного Вьетнама.
Под руководством коммунистов в Освобожденной зоне создавались первые органы народной власти Народные комитеты, а на оккупированной врагом территории Комитеты национального освобождения. Являясь органами подготовки народного восстания, они вместе с тем вытесняли прояпонские марионеточные органы власти, парализуя их деятельность. После освобождения тех или иных районов Комитеты национального освобождения преобразовывались в Народные комитеты.
12 августа 1945 г. Коммунистическая партия Индокитая созвала Всевьетнамскую конференцию народных представителей, на которой были приняты решения о всеобщем восстании и провозглашении во Вьетнаме демократической республики. Центральный комитет фронта ВьетМинь одобрил это решение, образовал комитет восстания и в ночь с 13 на 14 августа 1945 г. издал приказ о всеобщем восстании.
16 августа 1945 г. в Освобожденной зоне в деревне Танчао открылся Национальный съезд Народных комитетов, Комитетов национального освобождения и представителей народностей Вьетнама. Делегаты представляли все слои населения, все области страны. Съезд утвердил приказ ЦК фронта ВьетМинь о всеобщем восстании, определил внутреннюю и внешнюю политику народной власти и избрал Комитет национального освобождения Вьетнама, ставший временным революционным правительством. В середине августа 1945 г., в благоприятной обстановке, созданной в результате разгрома японских империалистов Советской Армией, вьетнамский народ поднялся по призыву ВьетМиня на всеобщее восстание, вылившееся в Августовскую революцию. Она покончила с колониальным гнетом и установила демократическую власть на всей территории страны. 25 августа 1945 г. Комитет национального освобождения был преобразован во Временное народное правительство. Главой его стал Хо Ши Мин. 2 сентября 1945 г. Временное правительство торжественно провозгласило создание независимой Демократической Республики Вьетнам.
Французские колонизаторы начали агрессивную войну против молодой республики, стремясь уничтожить народнодемократическую власть, подавить национальноосвободительное движение и реставрировать свое господство. 23 сентября 1945 г. французские войска, вооруженные и поддержанные англичанами захватили Сайгон.
Решительный отпор, встреченный захватчиками, вынудил их пойти на переговоры с правительством Демократической Республики Вьетнам. 6 марта 1946 г. было подписано соглашение, согласно которому Франция признавала демократическую республику независимым государством. Признание независимости Вьетнама подтверждалось также соглашением от 14 сентября 1946 г. Подписывая соглашения, французское правительство стремилось выиграть время, чтобы подготовиться к продолжению войны против вьетнамского народа. 19 декабря 1946 г. французские колонизаторы нарушили эти соглашения и возобновили военные действия.
В сложных условиях военного времени вьетнамский народ строил и укреплял свое народнодемократическое государство, создавал народнодемократическую систему права.
Еще в сентябре 1945 г. глава Временного правительство республики Хо Ши Мин подписал декрет, вводивший во Вьетнаме всеобщее избирательное право и предусматривавший созыв национального собрания (Народного парламента) для избрания постоянного правительства и выработки конституции. Декрет от 17 октября 1945 г. определил срок и процедуру выборов Народного парламента. Выборы в Народный парламент, в которых участвовали свыше 90 % избирателей, состоялись 6 января 1946 г. и принесли решающую победу демократическим силам, объединенным в Лигу ВьетМинь, получившую 230 мест из 300.
2 марта 1946 г. открылась первая сессия Народного парламента, который одобрил деятельность Временного правительства и утвердил сформированное Хо Ши Мином правительство национального единства. Народный парламент избрал комиссию по разработке проекта конституции республики и принял ряд других актов. Предварительный проект конституции, подготовленный специальной редакционной комиссией, был опубликован для всенародного обсуждения еще в ноябре 1945. 8 ноября 1946 г. на второй сессии Народного парламента 240 голосами против 2 была одобрена первая Конституция Демократической Республики Вьетнам.
Конституции 1946 г. закрепила создание независимого народнодемократического государства. В ст. 1 Конституции было записано, что Вьетнам является демократической республикой, в которой вся власть принадлежит народу. Основу народной власти составляет союз рабочего класса т крестьянства, в котором руководящая роль принадлежит рабочему классу, возглавляемому Партией трудящихся Вьетнама. Партия трудящихся (партия ЛаоДонг) является ведущей силой народнодемократического государства и всех массовых общественных организаций. Она руководствуется идеологическими, организационными и тактическими принципами марксизмаленинизма. Вокруг нее в Отечественном фронте объединились все демократические политические партии, организации и патриотические элементы. Кроме партии трудящихся, являющейся руководящей силой фронта, в Отечественный фронт входят демократическая и социалистическая партии, Всеобщая конфедерация труда, крестьянский союз, Союз женщин, Вьетнамская федерация молодежи и другие массовые организации.
В 1951 г. был создан Объединенный национальный фронт Вьетнама, преобразованный после заключения перемирия в Отечественный фронт.
Закрепленные в конституции принципы организации и деятельности государственных органов Демократической Республики Вьетнам обеспечили осуществление государственной власти народом.
Конституция предусматривала избрание верховного органа государственной власти Народного парламента и местных органов государственной власти Народных советов на основе всеобщих выборов свободным, прямым и тайным голосованием. Правом избирать пользовались все граждане, достигшие 18 лет, правом быть избранными достигшие 21 года. Избиратели имели право отзывать своих представителей.
Народный парламент избирался сроком на 3 года и созывался Постоянным комитетом на очередные сессии два раза в год. Согласно конституции Постоянный комитет Народного парламента мог продлить на неопределенный срок полномочия Народного парламента, если срок их истекал в военное время. В соответствии с этим положением конституции был продлен срок полномочий избранного 6 января 1946 г. Народного парламента.
В качестве верховного органа государственной власти Народный парламент принимал решения по всем вопросам общегосударственного значения, издавал законы, утверждал государственный бюджет и ратифицировал международные договоры.
Постоянный комитет (Президиум) Народного парламента избирался последним из числа своих членов. В период между сессиями Парламента он имел право принимать решения по предложенным правительством проектам законов; однако эти имеющие силу закона акты подлежали утверждению на ближайшей сессии Народного парламента. Во всей своей деятельности Постоянный комитет нес ответственность перед Народным парламентом, который мог выразить ему недоверие, влекущее за собою отставку Постоянного комитета.
Высшим органом исполнительнораспорядительной власти по конституции 1946 г. было правительство, в состав которого входили: президент, вицепрезидент и кабинет министров, состоявший из премьерминистра, его заместителей, министров и их заместителей.
Президент представлял государство, являлся главнокомандующим всеми вооруженными силами, председательствовал на заседаниях правительства, обнародовал принятые Народным парламентом законы, подписывал договоры и соглашения с иностранными государствами и осуществлял ряд других полномочий. Помощником президента являлся вицепрезидент.
Президент и вицепрезидент избирался Народным парламентом из числа депутатов. Кандидатура премьерминистра намечалась президентом и утверждалась Народным парламентом, после чего премьерминистр назначал из числа депутатов министров, утверждаемых Народным парламентом. Таким образом, решающая роль в формировании правительства принадлежала верховному органу государственной власти Народному парламенту.
Правительство находилось под контролем Народного парламента, который мог выразить недоверие кабинету министров в целом или отдельному министру, влекущее за собою отставку кабинета министров или министра. В период между сессиями Народного парламента право контроля и критики деятельности правительства осуществлялось Постоянным комитетом.
Согласно конституции 1946 г. территория республики состояла из трех крупных административных областей, так называемых «бо»: Бакбо (Северный Вьетнам), Чунгбо (Центральный Вьетнам) и Намбо (Южный Вьетнам). Каждая «бо» в свою очередь делилась на провинции и города; провинции на уезды; уезды на села и поселки. В провинциях, городах, селах и поселках избирались в качестве местных органов государственной власти Народные советы. Последние образовывали свои исполнительные комитеты. В «бо» и уездах Народные советы не избирались, а создавались только исполнительные комитеты, избираемые нижестоящими Народными советами.
В период войны был принят ряд актов, касавшихся местных органов государственной власти. На основании декрета от 1 октября 1947 г. было проведено объединение исполнительных комитетов с Комитетами сопротивления. После прекращения в 1954 г. военных действий структура местных органов государственной власти была приведена в соответствие с конституцией и новыми задачами, вставшими после заключения перемирия.
Судебная система республики состояла из Верховного суда, апелляционных судов, провинциальных и уездных народных судов. Разбирательство и разрешение дел о мелких правонарушениях и по искам на небольшие суммы осуществлялось в селах сельскими судебными комиссиями соответствующих исполнительных комитетов. Все судьи назначались правительством. Народные заседатели выбирались соответствующими Народными советами. Конституция устанавливала демократические принципы организации и деятельности судов: рассмотрение уголовных дел с участием народных заседателей; право национальных меньшинств пользоваться в суде родным языком; публичность судебных заседаний; право обвиняемого на защиту; независимость судей.
Конституция закрепила демократические права и свободы, завоеванные вьетнамским народом: равноправие граждан независимо от национальности и пола и всемерную поддержку национальных меньшинств; свободу слова, печати, собраний, вероисповедания и передвижения; неприкосновенность личности и жилища и тайну корреспонденции; государственную помощь престарелым и нетрудоспособным; обязательное и бесплатное начальное обучение и государственную помощь неимущим учащимся. Гражданам Вьетнама гарантировано было право собственности и владения.
Основными обязанностями граждан республики согласно конституции 1946 г. были: защита родины, уважение конституции и соблюдение законов. На граждан Вьетнама была возложена обязанность несения военной службы.
Вьетнамская революция началась как национальная народнодемократическая революция. Она решала задачи национального освобождения и демократических преобразований, т.е. антиколониальные и антифеодальные задачи. Первоочередной задачей, вставшей перед народной властью, было разрешение аграрного вопроса. Народное правительство конфисковало земли, принадлежавшие французским колонизаторам и вьетнамским помещикам. Одновременно было проведено перераспределение общинных земель.
В результате этих мероприятий был создан государственный земельный фонд, за счет которого народнодемократическое государство наделило землей безземельных и малоземельных крестьян, семьи фронтовиков и инвалидов войны. 12 марта 1947 г. был опубликован декрет, согласно которому каждый вьетнамский гражданин, достигший 18 лет, мог получить из государственного фонда участок земли размером в 7,5 акра (немного более 3 га) при условии обработки этого участка своим трудом.
Одновременно с наделением землей безземельных и малоземельных крестьян народнодемократическое государство приступило к проведению мероприятий, направленных на ограничение феодальной эксплуатации и на подъем жизненного уровня трудового крестьянства. Рядом декретов была снижена арендная плата за землю, отменена барщина, «подарки» помещикам и другие феодальные пережитки, снижены проценты по займам и долгам натурой.
12 апреля 1953 г. был издан декрет президента об аграрной политике. Декрет предусматривал меры, направленные на укрепление народнодемократического строя в деревне, увеличение выпуска сельскохозяйственной продукции и улучшение материального положения крестьян. Декрет закрепил снижение арендной платы на землю на 2550 %, исходя из ставок, существовавших до августовской революции. Всякое увеличение арендной платы в будущем запрещалось. Декрет предусмотрел создание земельных комитетов. 4 декабря 1953 г. на третьей сессии Народного парламента по инициативе Вьетнамской партии трудящихся был единогласно принят закон о земельной реформе. Принятие этого закона ознаменовало переход от ограничения феодальной эксплуатации к ликвидации феодальной системы землевладения. Согласно закону о земельной реформе в тех освобожденных районах, где в результате активной деятельности крестьянских масс политическое влияние помещиков было ликвидировано, государство осуществляло принудительное отчуждение помещичьей земли, рабочего скота и инвентаря и передавало это имущество в собственность трудящимся крестьянам. Все долги крестьян помещикам были аннулированы. В 1951 г. ликвидирована существовавшая ранее множественность налогов и установлен единый сельскохозяйственный налог, от которого полностью освобождаются семьи, производящие меньше 60 кг. Риса на душу в год. Для остальных устанавливается прогрессивный налог. В целом налог не превышал 20 % общей продукции сельского хозяйства. В ноябре 1953 г. Кабинет министров республики внес некоторые исправления в закон о сельскохозяйственном налоге, сократив взносы населения, проживавшего в тылу врага и в горных районах. Осенью 1954 г. по решению Кабинета министров в недавно освобожденных районах сельскохозяйственный налог был либо снижен, либо совсем отменен.
Декретами от 8 и 18 апреля 1946 г. и 6 июля 1948 г. были аннулированы денежные знаки, выпущенные Индокитайским банком, и введена новая национальная валюта. Был создан Национальный банк, являющийся собственностью государства. 10 января 1950 г. был издан декрет президента республики, объявивший государственной собственностью все минеральные ресурсы страны. Рост государственного сектора создал возможность планировать развитие народного хозяйства. В 1947 г. вырабатывается трехлетняя программа экономического развития. Однако условия войны затрудняли осуществление долгосрочного планового развития хозяйства, и потому с 1948 г. по 1958 г. принимались одногодичные планы.
Кроме государственного и кооперативного сектора, в экономике Демократической Республики Вьетнам существовали частнокапиталистический сектор (средние сельские хозяйства, небольшие промышленные предприятия, крупные ремесленные мастерские), государственнокапиталистический сектор, мелкотоварный сектор хозяйства трудящихся крестьян, а также мелких промышленников и кустарей.
Народнодемократическое государство проявляло неустанную заботу об улучшении условий труда и быта рабочего класса. Ярким проявлением этой заботы явился декрет 12 марта 1947 г. о труде. Декрет установил 48часовую рабочую неделю, а на рудниках и вредных предприятиях 45часовую, запретил труд детей до 12 лет. Декрет предусмотрел установление минимума заработной платы, исходя из стоимости жизни холостого рабочего, с надбавкой в зависимости от числа иждивенцев и длительности работы. Рабочим и служащим гарантируются оплачиваемые отпуска и медицинское обслуживание. Введено социальное страхование. На предприятиях (с числом занятых более 25 человек) созданы рабочие комитеты, которые наблюдают за организацией труда, трудовой дисциплиной и увольнением рабочих, оплатой труда, предоставлением отпусков.
Важной задачей народнодемократического государства являлся подъем культуры народа, особенно развитие народного образования. До установления народной власти 95 % населения было неграмотным. Декретом правительства от 8 сентября 1945 г. введено обязательное бесплатное начальное обучение на родном языке. Для рабочих и крестьян открыты вечерние школы. Открыты школы для подготовки учителей из национальных меньшинств. Организовано несколько высших учебных заведений, в том числе первый во Вьетнаме государственный университет.
Народ Вьетнама, поднявшийся на справедливую отечественную войну за свободу и независимость своей родины, освободил большую часть территории страны. Под влиянием поражений французского экспедиционного корпуса и растущего недовольства французской общественности «грязной войной» правительство Франции согласилось на мирные переговоры.
20 июля 1954 г. В Женеве было подписано соглашение о прекращении военных действий во Вьетнаме. Это соглашение предусмотрело установление во Вьетнаме временной демаркационной линии, проходящей немного южнее 17й параллели. К северу от этой линии должны были расположиться вооруженные силы Демократической Республики Вьетнам, к югу вооруженные силы Французского Союза.
Воспользовавшись ослаблением позиций Франции в Южном Вьетнаме, Соединенные Штаты фактически захватили в свои руки контроль над этой частью страны, используя пришедшую с их помощью к власти на смену французскому ставленнику «императору» БаоДаю клику Нго Динь Дьема. Эта клика отказалась провести всеобщие выборы, заявила о своем одобрении политики США.
В сентябре 1955 г. на съезде Объединенного национального фронта Вьетнама эта организация была преобразована в Отечественный фронт Вьетнама. Съезд принял новый устав и новую программу, которая находится в полном соответствии с политикой Партии трудящихся на современном этапе. В частности, программа включила следующие пункты: обеспечение полной независимости страны, достижение национального объединения и создание демократического режима во всей стране; развитие национальной экономики и подъем производства; проведение аграрной реформы; развитие культуры и просвещения; укрепление национальной обороны; проведение мирной, независимой внешней политики.
В 1956 г. аграрная реформа в Северном Вьетнаме была завершена. В результате ее 690 тыс. гектаров помещичьей земли переданы в руки 8 млн. трудящихся крестьян, класс феодалов ликвидирован. В Северном Вьетнаме решены, таким образом, задачи первого этапа революции. С момента полного освобождения Северного Вьетнама революция вступила в следующий социалистический этап своего развития. При этом особенностью революции во Вьетнаме является то, что благодаря помощи СССР и других социалистических стран переход к социализму осуществлялся, минуя капиталистическую стадию развития.
На этом этапе перед народной властью стоят следующие задачи: организация новой, социалистической экономики, планомерное развитие народного хозяйства, направленное на построение социализма; повышение жизненного уровня трудящихся; осуществление социалистической революции в области идеологии и культуры; дальнейшая борьба за ликвидацию национального гнета; защита завоеваний социализма от покушений внешних и внутренних врагов; укрепление солидарности рабочего класса Вьетнама с рабочим классом других стран. Нерешенная в масштабах всей страны антиколонизаторская задача приняла форму борьбы за мирное объединение Вьетнама.
В 1958 г. Народный парламент принял решение о задачах трехлетнего плана экономического и культурного строительства ДРВ на 19581960 гг.
В Северном Вьетнаме достигнуты значительные успехи в деле социалистического строительства. К концу 1959 г. на долю государственных предприятий приходилось 47 % продукции промышленности, включая кустарную, 70 % грузооборота, 41 % розничного товарооборота. Железные дороги и банки полностью принадлежат государству. В сельском хозяйстве государственный сектор представлен госхозами.
Одновременно с социальноэкономическими преобразованиями в ДРВ проводилась большая работа в области дальнейшего совершенствования государственного строя.
В соответствии с указаниями правительства в ноябре 1954 г. вместо военноадминистративных комитетов стали создаваться на всей территории Севера исполнительные комитеты.
На дальнейшее укрепление Народных советов, расширение их прав и инициативы в деле экономического и культурного строительства направлен закон от 31 мая 1958 г., который и определяет в настоящее время порядок организации и деятельности местных органов государственной власти ДРВ. Закон предусмотрел деление республики на области «бо». Статьи 7 и 8 закона устанавливают права Народных советов и хозяйственной, государственной и культурной жизни.
В связи с переходом к мирному строительству произошли значительные изменения в структуре Кабинета министров. Ряд министерств реорганизован или создан заново. Развитие планирования вызвало необходимость преобразования в 1958 г. отдела планирования в Государственный комитет планирования, действующий на правах министерства.
Огромные преобразования в общественнополитической и общественноэкономической жизни республики привели к необходимости изменения конституции 1946 г.
Новая конституция Демократической Республики Вьетнам принята 31 декабря 1959 г. В январе 1960 г. она была подписана президентом и вступила в действие.
Новая конституция закрепила революционные победы, одержанные вьетнамским народом и четко определила, что республика осуществляет переход к социализму.
Успехи социалистического строительства позволили закрепить в новой конституции такие, не содержавшиеся в конституции 1946 г. основные права, как право на труд (ст. 30), на отдых (ст. 31) и др., а также обусловили включение в основной закон новых обязанностей, вытекающих из создания социалистического уклада обязанности уважать и охранять общественную собственность (ст. 40), соблюдать трудовую дисциплину.
Верховным органом государственной власти стало Национальное собрание, избираемое сроком на 4 года. Национальное собрание избирает и имеет право смещать Постоянный комитет Национального собрания и Председателя ДРВ.
Постоянный комитет созывает сессии Национального собрания, толкует законы, издает указы, контролирует деятельность Совета правительства, Верховного народного суда и Верховной палаты народного контроля и т.д.
Председатель республики опубликовывает на основании решений Национального собрания или Постоянного комитета законы, указы, награждает орденами и присваивает почетные звания республики, представляет государство в международных отношениях, является главнокомандующим вооруженными силами страны и осуществляет ряд других полномочий.
Высшим исполнительнораспорядительным органом по новой конституции является Совет правительства, назначаемый Председателем республики на основании решения Национального собрания. В состав Совета правительства входят: премьерминистр, его заместители, министры, председатели государственных комитетов, генеральный директор Национального банка.
Новая конституция закрепляет деление страны на провинции, автономные области и города центрального подчинения. Провинции, в свою очередь, состоят из уездов и городов, уезды делятся на села и уездные центры. Во всех этих единицах сроком на 3 года избираются Народные советы, образующие свои исполнительные комитеты.
Народным советам автономных областей предоставляется право вырабатывать свои положения об автономии, вступающие в действие после утверждения их Постоянным комитетом Национального собрания.
Органами правосудия являются: Верховный суд, местные народные суды, военные суды.
Новая конституция, закрепив достигнутые успехи и четко определив задачи на будущее, мобилизует вьетнамский народ на борьбу за достижение новых побед в социалистическом строительстве, дальнейшее укрепление своего народнодемократического государства, на борьбу за объединение своего отечества.
В 1956 г. в Южном Вьетнаме возникает проамериканский режим. В 1966 г. США начали войну против ДРВ, которая продолжалась десять лет и окончилась поражением для США. В июле 1976 г. произошло воссоединение Вьетнама и было провозглашено создание Социалистической Республики Вьетнам, общественный и государственный строй которой был закреплен в современной конституции (1992 г.).