§ 4. Феодальное государство в Японии

| Правовой портал "Правопорядок" | § 4. Феодальное государство в Японии |
§ 4. Феодальное государство в Японии

Возникновению раннефеодального государства в Японии предшествовала длительная борьба племенных групп, приведшая к гегемонии племенной группы во главе с сильнейшим родом Ямото.
Представители дома Ямото стали рассматриваться как носители власти высших вождей, жрецов и судей. Опираясь на буддистскую церковь, имевшую значительное политическое влияние в стране, они присвоили себе титул «сынов неба»императоров, и вместе с родовой аристократией узурпировали власть племенных вождей, превратив ее в наследственную.
Все жители объявлялись непосредственными подданными императора»тэнно» (букв. «небесный», т. е. верховный).
При императоре, власть которого передавалась по наследству, был создан обширный государственный аппарат. Важное место в государстве занимал Верховный государственный совет (Дадзёкан) во главе с первым министром (дайдзёдайдзином), которому были подчинены восемь департаментов. Главными из них были военный, судебный и финансовый (ведомство сокровищ).
Несмотря на обожествление императора, власть его не была неограниченной. Он делил ее с главами крупных феодальных домов. Все важные должности в государстве занимали члены императорского дома или других крупных феодальных домов, главы которых часто оттесняли императора на второй план и фактически управляли страной.

С 645 года в Японии было введено территориальное деление страны на провинции (куни) и уезды (чун), во главе которых стояли назначаемые из местной феодальной аристократии (чунси) губернаторы и уездные начальники. В это же время в Японии вводится система «пятидворок» объединений пяти соседских крестьянских дворов, связанных круговой порукой в выполнении всех повинностей крестьян перед государством и общиной. От трех до пяти пятидворок входили в сато квартал городской или сельский. Малый уезд (кото) состоял из трех сато, средний (тютю) из большего числа сато (до тридцати), большой (дейто) из 40 сато. В ведении огромной армии уездных начальников, их помощников, писцов, квартальных и сельских старост был сбор налогов, контроль за исполнением крестьянами отработочной повинности, обширные судебные и полицейские функции и проч.
На смену родовой дружины в раннефеодальном государстве Японии пришла постоянная армия, создававшаяся из рекрутовкрестьян, снаряжаемых сельской общиной. В ранний период военное дело не было отделено от земледельческого труда. Отделение это произошло в период феодальной раздробленности, которая способствовала концентрации военной силы в руках местных феодалов и формированию особого военнофеодального сословия самураевпрофессиональных воинов, вассалов крупных феодалов.
Этот процесс был ускорен обострением классовых противоречий, многочисленными выступлениями японских крестьян, для борьбы с которыми и создавались эти первые самурайские феодальные дружины.
Углубление процесса классовой дифференциации японского общества находило отражение и в особом мировоззрении японских самураев, особом кодексе чести (бусидо, букв. «путь самурая и воина») с ярко выраженным презрением к крестьянскому труду, с конфуцианскими принципами верности и беспрекословного подчинения отцу, сюзерену, государю.
Многочисленные буддийские секты, стремившиеся играть не только идеологическую, но и большую политическую роль в стране, создавали свои вооруженные отряды из монаховвоинов (сохэй).
К концу XIII века в Японии оформляются ленные отношения, складывается система иерархической вассальной зависимости между отдельными представителями феодального класса.
Еще в XII веке возникает деление класса феодалов на наиболее привилегированную его группу, непосредственных вассалов военных правителейсёгунов и вассалов других феодальных владельцев, храмов и монастырей. Пытаясь расширить свою социальную базу, сёгун создает мелкопоместное ленное дворянство, которое становятся главной опорой в его борьбе с крупными феодалами за упрочение центральной власти.
Важные социальные сдвиги происходят в Японии в XVXVI вв. Рост ремесла и торговли, развитие городов приводят к созданию местных рынков, окончательному утверждению крупных, экономически более сильных феодальных хозяйств владетельных князей (даймё, букв. «большое имя»). Даймё лишь номинально признавали власть центрального правительства, вели бесконечные междоусобные войны. Они почти повсеместно ликвидировали поместья своих вассаловсамураев, поселяли часть из них в своих замках и обеспечивали их рисовыми пайками.
Мелкое самурайское землевладение, частично сохранившееся, было нестойким; самураи разорялись, закладывали свои земли ростовщикам. Обедневшие самураи пополняли армию ронинов (бродячих самураев), потерявших в междоусобных войнах свои владения, тот фактически деклассированный социальный слой, который часто выступал вместе с крестьянами против засилия ростовщиков, богатых храмов, крупных феодальных владельцев.
Начало второго периода развития феодального государства в Японии совпадает с возникновением в XII веке своеобразной политической формы японского феодального государства сёгуната, при котором вся политическая власть как в центре, так и в значительной мере на местах сосредоточивается в руках одного из крупнейших феодальных домов. Это военнофеодальная диктатура сильнейшего в экономическом, военном и политическом отношении феодального рода, опиравшаяся на самураев военнослужилое дворянство, при которой номинально сохраняется значение императорской власти.
И раньше отдельные феодальные дома отстраняли императора с политической арены, но в конце XII века впервые был создан правительственный аппарат бакуфу (букв. «полевая ставка великого полководца сёгуна»).
В XIII веке сёгун присвоил себе право утверждать императора, определять порядок престолонаследия, назначать регентов и других высших придворных советников.
Центральный аппарат бакуфу состоял из главной административной палаты, ведавшей законодательством главной военной палаты, особого органа, ведавшего самурайским сословием, и главной судебной палаты.
Относительно большая степень независимости центрального правительства бакуфу в период феодальной раздробленности в Японии по сравнению с феодальной Европой одна из специфических черт японской феодальной государственности.
Во все провинции назначались военные губернаторы. Они следили за выполнением повинностей в пользу центрального правительства, командовали местными гарнизонами, в их руках была вся судебная и полицейская власть на местах. Они были глазами сёгуна, бдительно следящими за любыми проявлениями антибакуфских настроений.
Пресечение антибакуфских настроений среди знати поручалось особой коллегии правительственных докладчиков, состоящей из 10 человек.
С конца XVI века в Японии начался процесс централизации страны. Росли ремесло и торговля. Несмотря на феодальную регламентацию и ограничения, в Японии стали возникать первые ростки капиталистической промышленности в виде домашнего крестьянского производства, подчиненного купцам. Складывался единый национальный рынок. Наряду с экономическими причинами существовал и ряд политических условий, ускоривших объединение страны. XVI век был временем непрерывных антифеодальных восстаний, крайнего обострения социальных противоречий, что побуждало наиболее дальновидных представителей господствующего класса к созданию сильной центральной власти, направленной на укрепление феодальных порядков. Средние феодалы видели в усилении центральной власти средство защиты от крупных феодалов, мелкие средство обеспечить за счет нее свое существование.
В XVI веке в Японию проникают первые европейцы и угроза потери политической независимости также диктовала необходимость объединения.
Процесс объединения страны особенно усилился в период третьего сёгуната дома Токугава. Объединение Японии сопровождалось подавлением непокорных феодалов, более строгим прикреплением крестьян к земле.
В Токугавской Японии существовали четыре сословия: самураев «буси» (си), к которым относились феодальные князья дайме, собственно самураи и придворная аристократия «куге», крестьяне «номин» (но), ремесленники «сюкогёся» (ко) и торговцы «сёнин» (сё). На вершине этой сложной иерархической системы находился дом Токугава.
Военной опорой сёгуната были самураи, входящие в княжеские войска и получавшие за это рисовый паек или земельные угодья.
Самураи, которым запрещались все виды деятельности, кроме военной, превратились в замкнутое военнодворянское сословие.
Крестьянин в Японии был традиционным «владельцем земли, пользующимся ею на правах вечной аренды, за что он и должен был платить налоги и выполнять повинности в пользу государства и феодала. Вместе с тем японский крестьянин в это время был крепостным, ибо ему было запрещено переходить от одного феодала к другому, свободно передвигаться по стране, выбирать себе род занятий.
Во главе государства стоял сёгун полководец. Особая роль военной силы в Японии объяснялась непрекращающимися сепаратистскими движениями, необходимостью сохранять ту непрочную централизацию, которая была достигнута при третьем сёгунате.
При бакуфу был создан разветвленный бюрократический полицейский аппарат. В стране существовал особый слой самураев хатомото, из которых комплектовался учетный, налоговый и административный аппарат сёгуна, находившийся в его непосредственном подчинении.
В ведении высших правительственных чиновников родзю (старейшин, министров), составлявших правительство сёгуна, находился императорский двор, государственные финансы, предоставление земельных владений, сношения с иностранными государствами и др. Иногда устанавливалась должность главного регента или главного министратайро. Ниже родзю стояли младшие старейшины, их помощники по всем делам управления. Многие должности передавались по наследству.
Токугавская Япония была полицейским государством, в котором жестоко преследовались любые проявления антиправительственных настроений. Одним из средств укрепления власти сегуната была система заложничества (санкиннотай), окончательно закрепленная законом в 1635 году, при которой все даймё должны были попеременно проживать в доме сёгуна, а возвращаясь в свои владения, оставлять в Эдо. (столиц сёгуната) свои семьи. Для наблюдения за императорским двором был назначен особый наместник сёгуна Киото сёсидай.
Особая система сыска («мэцкэ сэйдзи», мэцкэ букв. «прикрепленный глаз») осуществляла негласный полицейский надзор за чиновниками и всем населением страны. Ее возглавляли полицейские инспекторы омэцке, следящие одновременно и друг за дpуroм. Омзцке проникали в дома дайме и даже в дом императора. Передвижение в стране было регламентировано строгой системой пропусков.
Для надзора за крестьянами и прежде всего для сбора с них налогов была установлена должность дайкана, заместителя начальника финансового департамента. Им в свою очередь подчинялись старосты деревень (сея). В городах помимо назначавшихся градоначальников существовали советы крупных торговцев, но система городского самоуправления не получила скольконибудь заметного развития в Японии .