17.1.2. Иные транспортные преступления

| Правовой портал "Правопорядок" | 17.1.2. Иные транспортные преступления |
17.1.2. Иные транспортные преступления

Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ)
Объектом преступления является безопасность эксплуатации транспортных средств.
Объективная сторона преступления выражается в любом из двух указанных в диспозиции статьи способов его совершения, т. е. 1) в недоброкачественном ремонте транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования; 2) в выпуске в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств.
Необходимый элемент состава вредные последствия: тяжкий вред здоровью (ч. 1), смерть человека (ч. 2), смерть двух или более лиц (ч. 3).
В статье обозначены две категории субъекта преступления. За недоброкачественный ремонт несут ответственность все лица, фактически производившие этот ремонт. Если качество ремонта проверял и дал положительное заключение приемщик, сам в ремонте не участвовавший, то он будет нести ответственность либо за выпуск технически неисправного транспортного средства по этой же статье, либо, если речь идет о другом транспортном оборудовании, по статье о должностном преступлении.

Субъектом выпуска в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства является только такое лицо, которое, в соответствии со своими служебными обязанностями, ответственно за техническое состояние транспорта.
Субъективная сторона преступления неосторожность.
Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ)
Непосредственным объектом преступления является нормальная работа транспорта, жизнь и здоровье людей, государственная и частная собственность.
Объективная сторона заключается в разрушении перечисленных предметов преступления, их повреждении или приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние (например, отключение контактной сети электропоездов от источника тока). Кроме того, объективная сторона предусматривает блокирование транспортных коммуникаций, т.е. прекращение или затруднение движения транспорта изза завалов, баррикад, физического противодействия толпы, недопущения к транспортным коммуникациям лиц, призванных их обслуживать (машинистов, диспетчеров, путевых обходчиков, ремонтников и т.д.).
Состав преступления будет налицо, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба (ч. 1), смерть человека (ч. 2), смерть двух или более лиц (ч. 3).
Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее 14летнего возраста (ст. 20 УК РФ).
Субъективная сторона характеризуется неосторожной виной по отношению к вредным последствиям, указанным в ч. 1, 2 и 3 ст. 267 УК РФ.
Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК РФ)
Объектом преступления является безопасность магистральных трубопроводов в процессе строительства, ремонта и эксплуатации.
Объективная сторона преступления заключается в действии или бездействии и выражается в нарушении правил безопасности при строительстве, эксплуатации и ремонте магистральных трубопроводов.
Диспозиция статьи бланкетная.
При расследовании и судебном рассмотрении дела надо установить, что такие правила существуют, утверждены соответствующей инстанцией, но в данном случае были нарушены, что повлекло за собой последствия, предусмотренные статьей, тяжкий вред здоровью человека (ч. 1), смерть человека (ч. 2), смерть двух или более лиц (ч. 3).
Субъекты данного преступления разнообразны, так как речь идет и о строительстве трубопроводов, и об их эксплуатации. Но их объединяет общий признак для каждого из субъектов соблюдение упомянутых выше правил являлось их должностной (служебной) обязанностью.
Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной по отношению к наступлению вредных последствий.
Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ)
Объектом рассматриваемого преступления является безопасность движения морского и речного транспорта .Дополнительным объектом жизнь и здоровье людей.
Статья имеет в виду любое судно, находящееся на море или ином водном пути, капитан которого (или лицо, исполняющее его обязанности) должен был и имел возможность оказать помощь гибнущим людям, но не сделал этого. Международные конвенции и национальное законодательство обзывают капитана любого корабля оказывать такую помощь.
Объективная сторона преступления состоит в бездействии, т. е. в неоказании капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути. Оконченный состав не требует наступления последствий. Ответственность наступает как в том случае, когда упомянутые люди погибли, так и если они спаслись (сами или при помощи иных лиц).
Для состава преступления необходимо, чтобы помощь гибнущим людям могла быть оказана без серьезной опасности для собственного судна, его экипажа и пассажиров.
Субъект преступления капитан судна или лицо, исполнявшее в данный момент его обязанности.
Субъективная сторона умысел прямой или косвенный.